Развитие и становление школьной системы здравоохранения, ее профилактическая направленность определили особую роль средств физической культуры в профилактике и лечении ряда заболеваний и повреждений. Лечебная физическая культура - составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией.
Средства лечебной физической культуры - физические упражнения, закаливание, массаж, трудовые процессы, организация всего двигательного режима школьников, стали неотъемлемыми компонентами здоровьесберегающего пространства в школе.
Понятие "Здоровье сберегающие технологии" давно уже на слуху у медиков, учителей, руководителей образовательных учреждений. Почти каждое образовательное учреждение использует в образовательном процессе ту или иную здоровье сберегающую технологию. Тем не менее, здоровье детей школьного возраста, к сожалению, не становится лучше. Поэтому такое важное значение имеет медицинская профилактика непосредственно в школе. Изучив все формы профилактической работы, руководство школы остановилось на открытии кабинета лечебной физкультуры для занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе. Основной целью создания СМГ поставили: содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышению физической активности органов и систем, ослабленных болезнью, повышение физической и умственной работоспособности, освоение двигательных умений и навыков, предусмотренных программой.
Имея сертификат, дающий право на занятия в группах ЛФК, на протяжении восьми лет я работаю с ребятами, отнесенными к специальной медицинской группе. Работая с этой категорией школьников, я разработала и апробировала программу по лечебной физкультуре.
Цели и задачи программы.
Оздоровительные задачи:
охрана жизни и укрепления здоровья;
укрепление связочно-суставного аппарата;
совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
способствовать правильному функционированию внутренних органов;
увеличение жизненной емкости легких;
совершенствование деятельности ЦНС.
Образовательные задачи:
формирование двигательных навыков и умений;
развитие физических качеств (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);
привитие навыков гигиены;
сообщать знания, связанные с физическим воспитанием: о пользе занятий ЛФК, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения;
знания о явлениях природы, общественной жизни.
Воспитательные задачи:
воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинированность, скромность;
формирование нравственных качеств: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;
воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.
Организация и контроль учебного процесса.
Нагрузка на занятиях ЛФК осуществляется с учетом возраста школьников, показателей их физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.
Курс включает в себя 15 - 20 занятий, которые проводятся 2 раза в год. Занятия ЛФК включают в себя три периода:
1. Вводный период проводится в виде тестирования. По его итогам получаем оценку функционального состояния организма ребенка.
2. Основной период включает в себя:
упражнения по совершенствованию дыхания;
общеразвивающие упражнения;
корригирующие упражнения;
тренировки мышечной дыхательной и сердечно - сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим её возрастанием.
3. Заключительный период, в ходе которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения общих развивающих упражнений и индивидуальных комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всех занятий, даются рекомендации для самостоятельных занятий.
Оценка и контроль функционального состояния организма учащихся проводится с использованием следующих тестовых упражнений:
1. Функциональное состояние сердечнососудистой системы определяется пробой Мартинэ (20 приседаний)
2. Оценка функционального состояния внешнего дыхания определяется спирометрией
3. Оценка состояния нервно-мышечной системы определяется способностью сохранять равновесие в положении "стоя на одной ноге, руки в стороны, глаза закрыты" (упражнение "цапля"). При этом любое движение считается потерей равновесия. Фиксируется время до потери равновесия.
4. Оценка силы мышц - сгибателей туловища определяется, количеством подъемов ног за 10 сек. в положении лежа на спине. Прямые ноги поднимаются до угла 45 и опускаются до касания ковра.
5. Оценка мышц - сгибателей туловища определяется временем, проведенным испытуемым в положении "лежа на животе, руки вытянуты вперед". Руки и грудь не касаются ковра (упражнение "лодочка").
6. Оценка силы мышц верхнего плечевого пояса определяется, количеством сгибателей рук в упоре лежа за 10 сек.
7. Оценка подвижности тазобедренных суставов и позвоночника определяется в сантиметрах, в упражнении испытуемый делает глубокий наклон в положении "сидя на полу, ноги на ширине плеч", руками касаясь сантиметровой ленты.
Тесты для выявления изменений функционального состояния организма.
Проба Мартине
Спирометрия
"Цапля"
Поднимание ног в положении лежа
"Лодочка"
Отжимание от пола в упоре лежа или на коленях
"Складка"
Нормы оценок.
Оценивание осуществляю:
По основным знаниям;
По технике владения двигательными действиями (в зависимости заболевания);
По уровню физической подготовленности (с учетом заболевания);
По посещаемости.
Оценка "пять": двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко, четко.
Оценка "четыре": двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко.
Оценка "три": двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению
Оценка "два": двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
Программы занятий по лечебной физической культуре
Патология. |
Целевая установка. |
Формы и средства ЛФК. |
Дозировка. |
Методические указания. |
Бронхо-легочная. |
а) Укрепление дыхательной мускулатуры. |
а) Утренняя гигиеническая гимнастика. |
а) Ежедневно. |
а) Чередование ОРУ с дыхательными упражнениями. |
б) Подавление патологических стереотипов дыхания. |
б) Занятия в группе ЛФК. |
б) По расписанию. |
б) Выполнять вдох и выдох из более анатомически выгодных исходных положений. |
|
в) Профилактика простудных заболеваний. |
в) Оздоровительная тренировка на тренажерах. |
в) По расписанию. |
в) Удлинить и активизировать выдох. |
|
|
г) Оздоровительное плавание. |
г) 2 - 3 раза в неделю. |
|
|
Сердечно-сосудистая. |
Нормализация функционального состояния центральной, вегетативной и нервной систем. Тренировка сердечной мышцы и экономизация ее деятельности. Адаптация сердечно-сосудистой системы к нарастающим физическим нагрузкам. |
Занятия в группе ЛФК. |
По расписанию. |
Сочетание ОРУ и дыхательных упражнений (1:1, 1:2, 1:3) |
Оздоровительная тренировка на тренажерах. |
По расписанию. |
Ежеурочная пульсометрия |
||
Прогулки на свежем воздухе. |
Ежедневно. |
|||
Самостоятельные занятия под контролем родителей |
Ежедневно. |
|||
Опорно-двигательный аппарат. |
Укрепление мышечного корсета и связочно-сухожильного аппарата. |
УТГ. Занятие в группе ЛФК. Оздоровительная тренировка на тренажерах. |
Ежедневно. |
Сон на полужесткой постели. Выполнение ЛФК в положении лежа. Носить исключительно рациональную обувь. |
Коррекция неправильного положения туловища. |
Корригирующая гимнастика. |
По расписанию. |
||
Предупреждение дефектов осанки. |
Оздоровительное плавание. |
2-3 раза в неделю. |
||
Выработка стереотипа правильно осанки |
Само-массаж. |
На занятиях. |
||
Органы пищеварения. |
Нормализация моторно-секреторной функции пищеварения. Предупреждение застойных явлений в органах брюшной полости. Улучшение трофики и кровообращения, создание оптимальных условий для оттока желчи. |
УТГ. Занятия в оздоровительной группе ЛФК. |
Ежедневно. |
Сочетание специальных упражнений с дыхательной гимнастикой. Релаксация. Соблюдение режима питания. |
Оздоровительная тренировка на тренажерах. |
По расписанию. |
|||
Оздоровительное плавание. |
2-3 раза в неделю. |
|||
Органы зрения. |
Общее укрепление организма. Улучшение кровоснабжения глаза. Укрепление склеры. |
УТГ. Занятия в группе ЛФК. |
Ежедневно. |
Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие. Исключить упражнения со статическим напряжением мышц. |
Оздоровительная тренировка на тренажерах. |
По расписанию. |
|||
Оздоровительное плавание. |
2-3 раза в неделю. |
Тематическое планирование раздела "Теоретические сведения".
№ |
Наименование раздела |
Дата |
1. |
Правила безопасности на занятиях ЛФК. Оказание первой помощи при травме нижних и верхних конечностей |
сентябрь |
2. |
Опорно-двигательный аппарат и его значение. Осанка -показатель физического здоровья |
сентябрь |
3. |
Органы дыхания. Значение правильного дыхания для здоровья. Правила дыхания |
октябрь |
4. |
Закаливание и его влияние на организм. Правила закаливания |
октябрь |
5. |
Органы зрения. Профилактика утомления, связанного с учебной деятельностью |
ноябрь |
6. |
Соблюдение режима дня. Утренняя гигиеническая гимнастика. Правила ее составления |
декабрь |
7. |
О здоровом образе жизни, его значение для человека по сравнению с нездоровым образом жизни |
январь |
8. |
Оказание доврачебной помощи при травмах: ушибах, вывихах, растяжениях связок, переломах |
февраль |
9. |
Искусственное дыхание. Первая помощь при попадании различных предметов в дыхательные пути, пищевод, ухо, нос |
март |
10. |
Значение физической культуры в жизни современного человека |
апрель |
11. |
Первая помощь при укусах насекомых, отравлениях, ожогах, солнечном, тепловом ударах |
май |
Представленная программа была создана и апробирована в целях обновления содержания и форм оздоровительной работы, привлечения внимания педагогов и родителей к вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Программа по лечебной физкультуре способствовала укреплению здоровья учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, а также помогла реализовать региональную программу, направленную на профилактику соматических заболеваний, алкоголизма, наркомании, табакокурения.
Использованная литература:
"Лечебно-физическая культура": Справочник./ под ред. проф. Епифанова - М., 1987.
Вайнбаум Я.С. "Гигиена физического воспитания". - М., 2005.
Концептуальные основы здорового образа жизни в детской и подростковой среде. Вестник образования.