ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФАКУЛЬТАТИВЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

В физическом воспитании учащихся спортивные игры играют важную роль. Они способствуют формированию не только необходимых умений и навыков, воспитанию физических качеств, но и как любое противоборство способствуют развитию навыков взаимодействия.

Однако спортивные игры обладают достаточными возможностями в развитии мышления, способности строить игру, анализируя происходящее. От этого игровое взаимодействие для учащихся, особенно для подростков становится более привлекательным и интересным. Учитывая задачи современного физического воспитания в формировании ценностного отношения к занятию физическими упражнениями развитие тактического мышления учащихся в ходе игры ведет к положительному результату и соответственно способствует заинтересованности к происходящему.

Баскетбол является динамической игрой, происходящей в постоянно изменяющихся условиях. Эффективность игры зависит не только от уровня владения приемами игры, но и от развития тактического мышления. Однако успех игры складывается от того, как игроки реализуют свои знания и умения в ходе соперничества за мяч. Здесь важно не только применять сыгранные тактические комбинации, но и умение мыслить более широко в постоянно изменяющихся условиях.

Обучение спортивной игре предполагает не только овладение всей совокупностью технических действий, но и возможностью их применять и применять результативно, т.е. владеть приемами тактического взаимодействия на площадке. Это способствует формированию интереса у школьников к игре в баскетбол, основанном на понимании и умении реализовывать освоенные технические навыки в ходе игры [5].

В связи с изменением побудительных мотивов со стороны учебно-познавательной деятельности школьников среднего возраста, на период которых приходится обучение игру в баскетбол,по формированию и развитиюнавыковвзаимодействия возрастает роль и значимость целенаправленного формирования умения действовать в команде.С точки зрения практики проблема представляется актуальной вследствие недостаточной разработанности методик формирования игрового взаимодействия [1, 6].

Уметь играть «по-взрослому» выступает важным мотивом в освоении и совершенствовании навыков игры в баскетбол, формирует интерес к игре, основанной на перспективе успеха, выполнении красивых и эффективных игровых приемов. Именно их применение позволяет школьнику совместно с членами команды наиболее остро и опасно ставить перед соперниками сложные задачи, сопровождаемые хитрыми, обманными и тонкими индивидуальными действиями, вызывающими бурные положительные эмоции и кураж. Но при этом, достижение такого уровня игры требует подбора средств и методов, которые эффективного способствовали формированию навыков взаимодействия у школьников в рамках школьного урока. Однако данный вопрос достаточно представлен в спортивной подготовке профессиональных баскетболистов, тогда как в школе учебные игры выглядят как игра совершенно разных людей, не имеющих не малейшего представления об их роли в ходе решения игровых задач [7, 15].

К сожалению, на уроках физической культуры достаточно сложно отдельно выстраивать процесс формирования навыков взаимодействия и, как правило, этот процесс происходит в ходе игры. И дети, не владея, в достаточной степени техническими приемами игры, тактическими комбинациями, теряются на площадке. Однако привлекательность уроков по баскетболу возрастет, если в процессе обучения обратить внимание на развитие навыков взаимодействия у школьников.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ

 

Понятие взаимодействия и особенности его проявления

Взаимодействие между людьми происходит постоянно. Без взаимодействия люди не мыслят себя как целостную общность. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Взаимодействие трактуется как «процесс взаимного влияния, всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями».

Взаимодействие – это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – решения практических задач или реализации ценностей. Таким образом, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (предметами, действиями, информацией и т.д.) и взаимное влияние. Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контракта и в виде взаимодействия. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер [9].

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие - это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией,но и косвенный обмен смыслами. Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. 

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

физическое;

вербальное, или словесное;

невербальное (мимика, жесты);

мысленное, которое выражается только во внутренней речи [11].

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое - к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства:осмысленность,  мотивированность, ориентированность на другого человека.

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи;

конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);

конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Под взаимодействием в психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность [21].

Взаимодействие - согласованная деятельность спортсменов в командных видах спорта, подчиненная единой для всех членов команды цели. В командных спортивных играх оказание игроками друг другу помощи, поддержки, повышающих эффективность атаки или обороны.

Взаимодействия людей строится на основе общих целей. В результате формируются группы людей, отношение которых к достижению цели определяет выраженность и взаимосвязь отношений между членами группы. Это позволят нам рассмотреть особенности формальных и неформальных групп, характер которых определяет особенности взаимодействия. В спорте команда – это формальная группа людей, которая создается по воле руководителя и предусмотрена для выполнения конкретных задач. 

Признаки команды:

- команда имеет общие черты с группой (история, нормы, будущее и т.п.), однако в команде более постоянный персонал, более четкое распределение обязанностей, более ясная и формальная цель;

- члены команды воспринимают участие в команде как вознаграждение;

- команда стремится к достижению общей цели;

- члены команды действуют одинаково;

- в команде удовлетворяются потребности личности в уважении, успеха, причастности [6].

Таким образом, команда это сплоченная группа людей, которая не просто объединена целью, но в которую. Все стремятся попасть, считая это признанием своих достижений и получение определенного статуса.

Такого нельзя отметить в характеристиках неформальной группы, к которой можно отнести команды игроков образующихся из одного класса на уроках физической культуры. И как для любой неформальной группы такая команда обладает всеми характерными для них признаками.

Стихийно сформировавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей, считается неформальной организацией. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких дру­зей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли [16].

При организации обучения в школе важно учитывать тесные взаимосвязи между членами группы, которые позволяют более грамотно планировать содержание учебного процесса. Если учитывать эти особенности при обучении взаимодействию детей в процессе обучения игре в волейбол на уроках необходимо учесть неформальный характер образующихся команд для отработки навыков игры, а также характер взаимодействия в самом классе, поскольку его определяют как формальные, так и неформальные отношений.

 

Возрастные особенности развития навыков игрового взаимодействия у школьников


С возрастом в школьном классе и меняется характер взаимоотношений и взаимодействий между детьми. Это определяется возрастными особенностями школьников.

Развитие навыков взаимодействия опирается на особенности проявлений межличностных взаимоотношений у школьников, их коммуникативность. Эти факторы обусловлены психологическими особенностями развития детей.

Рассматривая возрастные особенности развития личности школьника то нужно отметить, что с первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями.

В подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. Именно в этом возрасте важно развитие организаторских и коммуникативных качеств личности. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило, уровень коммуникации у подростков низкий.  Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от успеваемости, поведения и общественной активности, т.е. от того, как ребенок выполняет требования взрослых, то для подростков наиболее важными становятся другие достоинства - качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не только успеваемость), смелость, умение владеть собой. В разных классах (и группах подростков) существует разная иерархия в степени ценности этих достоинств, но одно из них всегда стоит на первом месте - товарищеские качества. 

У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. При анализе коммуникаций подростков выделяют два вида общения: межличностное и ролевое. Межличностное проявляется в процессе взаимодействий с окружающими людьми вне деятельности. А ролевое общение осуществляется в процессе разных видов деятельности. Общение учащихся подросткового возраста со сверстниками протекает в процессе совместной деятельности [18].

Вовлечение подростка в орбиту уже недетских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому.

В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для подростка важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. В подростковом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность, учащиеся многое делают самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми.

Трудность вовлечения подростка в игру состоит в том, что, желая быть «взрослым», подросток принимает позицию взрослого, то есть начинает относиться к игре как детской забаве. Как отмечено выше, для него очень важно мнение о нем сверстников, и подросток боится быть уличенным в детской игре. У подростков происходит бурное развитие воображения. Их стремление «просмотреть» и «примерить» взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию и независимость.

В эти игры подростки играют, как правило, по двое или в одиночестве. Одна из причин заключается в том, что в реальных играх роли распределяют лидеры. Большинство «играющих» должны удовлетворяться той ролью, которая достанется [10, 14].

У подростков-мальчиков более обострена потребность в активном, действенном утверждении себя взрослыми по сравнению с девочками.

В игровой деятельности подростков на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость. Подросток проявляет повышенные требования к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности он хочет не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в игре необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества. Игры подростков по сравнению с играми младших школьников носят более устойчивый характер. Подростки организуются нередко в более или менее постоянные игровые коллективы с распределением ролей, с установлением некоторых традиций, с тенденцией бороться за честь этого коллектива. В связи с этим становится более устойчивым и соревнование в игре. Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени [7]. Индивидуальные интересы к различным играм у подростков приобретают определенную устойчивость. В этом возрасте выделяются любители подвижных или комнатных настольных игр – футболисты или волейболисты, шахматисты и т.д.

И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка [10]. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Таким образом, навыки взаимодействия у школьников развиваются по мере их взросления, расширения контактов, совершенствования мотивов поведения. В игровой деятельности возрастные особенности развития личности школьников отражаются в характере поведения и отношения школьников к друг другу и порой эти формы общения могут служить низкого уровня взаимодействия детей как игроков на площадке.


 

Характер игрового взаимодействия в спортивных играх и его особенности


Взаимодействие среди игроков в спорте, его особенности и характеристика дана давно. Однако на школьных уроках по волейболу развитие взаимодействия между членами команды, порой формируемой стихийно, формирование навыков взаимодействия будет происходить другими путями. Но для изучения механизмов формирования взаимодействия игроков рассмотрим этот процесс среди спортсменов [7].

Футбол - это ситуационный вид спорта, где ведущая роль принадлежит сенсомоторным механизмам. Произвольный характер действий, играющих основывается на «ситуационной афферентации» (по Анохину). Он включает афферентный анализ, суть которого состоит в выделении из окружающей обстановки значимых сигналов, и афферентный синтез, который позволяет прогнозировать развитие ситуации. Вся природа футбола раскрывается в природе самой игры как исторического в эволюционном плане явления.

По природе и сути своей игра является деятельностью обладающей целым рядом особенностей. Для игры характерна своеобразная мотивация. Включение в неё не диктуется ни практической необходимостью в достижении вещных результатов, ни общественными обязанностями. Человек в данном случае смотрит на употреблении своих сил не как на необходимость, а как на источник наслаждения. Если закономерной причиной трудовой деятельности служит стремление людей удовлетворить определённые материальные потребности, то игра не имеет столь утилитарного значения и не направлена на получение каких-либо материальных продуктов. В игре нет не принудительных элементов, ни традиционно понимаемых обязанностей. Человек сам решает вопрос – вступать ему в это занятие или нет.

Сущность игры основывается на побудительных мотивах, которые вовлекают человека в игровое действо. «Положение, определяющее сущность игры состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, различных сторон действительности», - говорил С. Рубинштейн [15, 26]. Автор отмечает, что «личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам» [5, 18]. Побудительными мотивами в игре могут быть: стремление к подражанию; стремление к состязанию; стремление к самоутверждению; стремление к соучастию; азарт и другие. Как видим, речь идёт о здоровых личностных потребностях духовного содержания, которые носят ценностно-ориентационную окраску.

Игровой деятельности чужды сложные опосредования и расхождения между мотивами и поведением. Она представляет собой совокупность действий, которые значимы для человека по его прямому назначению. Активность в данном случае рождается из непосредственных побуждений – человек играет потому, что ему это нравится. Это формирует у подростка потребность в активной созидательной деятельности.

Игра на протяжении многих веков служила созидательным процессом. Человек, играя, познавал мир. Игра позволяла стимулировать обучение; способствовала регулированию нагрузки, снимая напряжения; помогала формировать моральные ценности; учила нормам поведения, помогала человеку лучше узнать себя; раскрыть свои творческие и человеческие качества. В связи с этим исследователи выделяют следующие функции игры: формирование навыков социального поведения; коммуникативная функция; развлекательная функция; функция самопознания; функция обучения. Участвуя в игровой деятельности, подросток формирует культуру нравственного поведения и коммуникации. У любой игры есть своё содержание. Игровые занятия всегда связанны с достижением определённой цели посредством преодоления каких-то препятствий. В ходе их человек совершает разнообразные умственные и физические операции. Как и любая деятельность, игра предполагает обязательное овладение определёнными способами практического действия [6, 14].

Не менее разнообразны результаты игровой деятельности. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются различные качества, приобретаются новые знания и умения. Это и есть основной продукт, очень важный и ценный как в общественном, так и в личностном плане.

Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает здесь тот, кто лучше других сможет проявить свою ловкость, быстроту, находчивость, сообразительность, эрудицию, творческие способности и т.д. Совершенно справедливо об этом пишет Й. Хейзинга. Он считает, что игра есть борьба за что-нибудь или же представление чего-нибудь. Обе эти функции без труда объясняются таким образом, что игра «представляет» борьбу за что-то либо является состязанием в том, кто лучше других что-то представит. Из этих аспектов и вытекают содержание и смысл игры [7].

Игровая деятельность таит в себе возможность побед, а успех всегда придаёт уверенность в собственных силах, поднимает настроение и психологический тонус.

Любая игра имеет свои правила. Однако участники её могут в чём-то отступать от первоначально заданных установок. Игры относятся к тем вида развлечений, которые основаны на внесении предварительно принятые условия инициативы, импровизации, творчества. Стоит изъять эти элементы и игра исчезнет, разрушится, превратится в какой-то другой вид деятельности. Особенности правил игры в футбол почти исключают возможность достижения нужного результата одним игроком и придают действиям футболиста коллективную направленность.

Важно не только понимать специфику игровой деятельности, но и видеть особенности возникающих отношений. Общеизвестно, что в процессе игровой практике складывается наиболее благоприятный тип общения, характеризующийся простотой, доброжелательностью, взаимопониманием. Общие интересы и совместные переживания всегда сближают, но в игре вступившие в неё сходятся особенно легко и быстро. В этом смысле игровая коммуникация обладает поистине чудотворными свойствами. Нередко благодаря ей люди превращаются из инертных и необщительных в активных, разговорчивых и инициативных. Исчезают излишняя застенчивость, стеснительность и многие другие качества, мешающие по-настоящему развлекаться и быть хорошим партнёром по отдыху.

С точки зрения формы Й. Хейзинга определял игру как свободное действие, осознанно вымышленное и выходящее за пределы повседневной жизни, однако способное полностью увлечь играющего; действие лишённое какой-либо материальной заинтересованности и целесообразности, которая совершается в определённо очерченном времени и пространстве, протекает в соответствии с принятыми правилами и вызывает к жизни взаимоотношения групп, охотно окружающих себя тайной или подчёркивающих, благодаря переодеванию, свою особость в обычном мире повседневности [17]. 

Нравственно воспитывающее влияние игровой деятельности связанно с тем, что игры осуществляются главным образом в коллективно-групповых формах и основаны на непосредственном общении людей. Развлечения такого типа неизменно предполагают определённую координацию усилий, взаимную помощь и взаимную выручку. Почти во всех игровых ситуациях слаженные коллективные действия – основное условие успеха. Игровое сообщество – это самодеятельный микроколлектив, выступающий применительно к каждому участнику игры как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее определённый стиль поведения. Очень важно, что приобретаемые здесь навыки и привычки сохраняются и переносятся из сферы досуга на другие виды деятельности. Таким образом, игра вносит специфически важный вклад в процесс накопления нравственного опыта [23].

Действия игроков в спортивных играх отличаются большим разнообразием, сложностью и изобретательностью. Они требуют высокого физического и психического напряжения, обусловленного необходимостью превзойти соперника, со своей стороны прилагающего все силы, чтобы добиться превосходства. Это закономерно, поскольку для достижения успешных результатов необходимо непосредственное как физическое, так и психологическое взаимодействие, коллективная обособленность и сплоченность членов команды. Нарушения подобного взаимодействия приводят к разобщенности, конфликтности и негативному психологическому климату, которые, в свою очередь, влияют как на спортивные достижения команды в целом, так и отдельных членов команды.

Каждое действие участника игры определяется внешними и внутренними условиями спортивного поединка.

С учётом структуры соревновательной игровой деятельности можно определить круг факторов, влияющих на эффективность соревновательной игровой деятельности. Наиболее существенными факторами являются: 

- оснащённость спортсменов техническими приёмами и тактическими действиями; 

- «применяемость» технико-тактического арсенала; 

- эффективность (выигрыш, ошибки) игровых действий; 

- мастерство выполнения игровой функции; 

- активность («агрессивность», творчество) в игре – с учётом избранного тактического плана и соблюдение игровой дисциплины; 

- уровень развития специальных качеств и способностей; 

- морфологические признаки (в первую очередь длина тела); 

- морально-волевые качества [17].

Вид действия характеризуется взаимным расположением или взаимным перемещением игроков относительно друг друга. Иначе говоря, по­является система действия. Система игры - это организация взаимо­действия игроков, в которой определены функции каждого игрока и в соответствии с функциями обусловлена расстановка на площад­ке. Каждый вид действия можно осуществить несколькими способами в зависимости от влияния, которое оказывает перемещение игроков на противника: сосредоточивает их или, наоборот, рассредоточивает по площадке. Способы действия имеют дополнительные варианты. Как бы хорошо ни владели игроки техникой, и какие бы ни применяли они тактические комбинации, игра их не будет полноценной, если они не имеют своей тактической системы, определяющей взаимодействие игроков всей команды. Система определяет роль каждого из них и связь между игроками защиты и нападения. 

Характерной особенностью, определяющей спортивную команду, является взаимодействие между ее членами. Члены команды зависят друг от друга и имеют общие цели. Их общение в команде имеет структурированный характер, а также предполагает открытость и межличностное влечение [23].

В командных видах спорта взаимосвязанная деятельность проявляется особенно ярко, однако и в других видах победа команды осуществима лишь при совместном стремлении ее участников к общей цели. Это объясняется тем, что при индивидуальных действиях каждого члена команды к победе приводит единое направление усилий, общая атмосфера, чувство сопереживания и поддержки. Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (команды) являются межличностные отношения - объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между ее членами. В их основе лежат эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

Отсюда вытекает второе чрезвычайно важное положение тактики - плановость действий, требующая от игроков определенного распределения мест и обязанностей.

Не менее важным является третье положение тактики - целеустремленная инициативность всего спортивного коллектива. Умение навязать противнику вынужденные действия и удержать за собой инициативу всегда дает команде преимущество.

Коллективность и плановость действия не уменьшают значения личной инициативы, а лишь требуют наиболее эффективного ее применения для достижения победы [4, 17].

При этом характер игрового взаимодействия как многосторонний процесс общения включает в себя непосредственно коммуникацию, перцептивные и интерактивные компоненты и в значительной степени отражает спортивное мастерство, как отдельного футболиста, так и команды в целом.

Качество игрового взаимодействия в спортивных командах, подвержено тем же закономерностям, которые существуют и в других социальных группах, и является результатом формирования способности к согласованным действиям с учетом позиции другого. К основным требованиям, определяющим эффективность игрового взаимодействия, относится развитие умений представлять и сообщать информацию в различных формах, использовать разнообразные действия (средства) на игровой площадке, воспринимать и понимать поступающую информацию, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Это, в конечном счете, отражается результате деятельности - определенном поведении игроков и команды. Решение коммуникативных задач осуществляется в продуктивных видах игрового взаимодействия, и объективируются в продукте ее решения – технико-тактических действиях отдельного игрока и команды.

В командных играх, особенно в футболе, успех зависит не столько от индивидуальных данных отдельных игроков, сколько от слаженности действий, сыгранности всего коллектива в целом. В таких условиях можно говорить о сыгранности команды. Сыгранность команды дает возможность игрокам, не задерживая внимания на отдельных приемах при совместных действиях, сосредоточиться на решении тактических задач. При сыгранности отдельных звеньев должны приниматься во внимание основные правила расстановки игроков, строго учитываться их индивидуальные способности, приемы и манера игры каждого, а также основные положения тактики отдельных приемов.

Этим объясняется и невозможность предсказания эффективности работы группы в целом, если основываться лишь на заранее выявленных особенностях каждого из членов группы.

На межличностные отношения в группе влияет такой фактор, как референтность, значимость для индивида окружающих его людей. Чем выше уровень референтности окружающих, цели и содержания деятельности, тем больше влияние на отдельную личность способна оказать группа. Степень подобного влияния и, соответственно, изменение возможностей человека, действующего в составе группы, получили название групповой эффективности [14].

Часто все попытки тренера команды ввести какого-либо игрока в определенное сочетание с другими игроками (игровое звено), имеющего, казалось бы, для этого все необходимое, оказывается безуспешными, хотя в другом сочетании этот же игрок демонстрирует отличную слаженность и взаимопонимание с партнерами. В первом случае отсутствует, а во втором имеет место психологическая совместимость данного спортсмена с другими членами команды. Только при наличии такой совместимости игрок может показать в совместной деятельности все свои положительные индивидуальные качества.

Поведение человека в группе весьма отличается от его поведения вне ее. Одной из причин этого являются групповые нормы, представляющие определенные формы общественного сознания. Спортивная команда-коллектив отличается наличием определенных особенностей, среди которых единые для всех значимые цели, соответствующие целям мотивы и практическая совместная деятельность, направленная на достижение этих целей.

Данные механизмы командного взаимодействия используются тренерами.

Совместимость членов спортивной команды обусловлена факторами двоякого рода:

1. Наличием у спортсменов функциональной совместимости, т.е. психологических и психофизиологических данных, облегчающих совместную игровую деятельность.

2. Характером сложившихся межличностных отношений между членами команды [11].

Система личностных взаимоотношений создает для игроков на площадке условия не только заинтересованности, но и удовлетворения от пребывания в таком спортивном коллективе. Дружба, сплоченность спортивного коллектива, без которых немыслимы достижения в спорте определяются совместимостью в личностном аспекте (установки, чувства, привычки, направленность личности, моральные принципы и т.п.).

Таким образом, сыгранность спортивной команды достигается благодаря взаимному приспособлению (адаптации) как психофизиологических, так и личностных особенностей участников, формирующихся в условиях тренировочных занятий и соревнований, а также и в условиях проведения свободного времени и досуга. Многие тренеры, руководители спортивных команд, учитывая этот важный факт, добиваются высокой сыгранности команды за чет учета не только игровых и психологических особенностей спортсменов, но и их личностных качеств.

Под психофизиологической совместимостью следует понимать соответствие людей друг другу по возрасту, уровню физического и сенсомоторного развития, по степени подготовленности, тренированности, по проявлению основных свойств нервной системы и т.п. Следовательно, психофизиологическая совместимость зависит от целого ряда факторов: это и чисто физические и физиологические особенности (рост, сила, выносливость, здоровье и пр.), это и особенности процессов восприятия, мышления, внимания, памяти, эмоций и др.

Социально-психологическая совместимость основывается на общих целях, интересах и установках членов спортивного коллектива, единстве ценностных ориентаций и направленности личности членов коллектива, на особенностях социального типа поведения, отношениях к выполняемой деятельности, товарищам по команде и т.д.

Есть ряд особенностей во взаимоотношениях членов группы, которые присущи только спортивному коллективу: это взаимоотношение в спортивной команде игроков основного состава и запасных. Руководители спортивной команды не всегда достаточно доверяют основным игрокам, что в свою очередь, передается и основным членам команды. Это нередко становится одним из источников отрицательных эмоциональных состояний у запасных игроков.

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ


Содержание обучения игре в баскетбол на уроках физической культуры в школе


Приёмы и действия, с помощью которых ведётся игра, позволяют начинать занятия с детьми 9-10 лет, используя для этого инвентарь и оборудование, соответствующие возрасту. Правильное понимание педагогических задач, особенно в работе с детьми, требует знаний о приёмах, технике, тактике и правилах игры в баскетбол.

Начинать обучение надо с правильных перемещений и параллельно этому изучать ловлю и передачи мяча, броски и ведение. Обучение перемещений включает:

– изучение техники каждого приёма (бег, прыжки, повороты);

– приобретение навыков сочетания приёмов перемещений между собой;

– повышение качества выполнения каждого приёма;

– повышение способности свободного перехода от одного способа к другому в целях своевременного и эффективного маневрирования.

Первым изучается бег в сочетании с остановками, затем прыжки и повороты. Резко разграничивать время изучения отдельных приёмов не рекомендуется: как только усвоена правильная структура приёма, можно изучать новое. Используя естественные навыки в беге, следует вносить уточнения в технику постановки стоп на площадку, акцентируя внимание на перекате с пятки на носок и мягкой постановке стопы. При изучении остановки в два шага особое внимание обращается на перенос центра тяжести за пределы опоры и на погашение скорости разбега. Важным условием при изучении поворота является правильное положение опорной ноги, которую отрывать от пола нельзя. Прыжки изучаются вначале с места. Особое внимание надо обращать на приземление, а затем на вертикальность взлёта.

При выполнении упражнений должен соблюдаться дидактический принцип «от простого к сложному» и следующие методы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении. При изучении технического элемента, такого как передача, сначала изучается передача двумя руками от груди. Внимание акцентируется на исходном положении и рабочей фазе. Затем изучают передачи в движении после двух шагов, потом в прыжке. Броски по кольцу – это самое интересное для детей, но, чтобы добиться точности попадания надо хорошо изучить технику выполнения броска. Для отработки броска двух уроков физкультуры в неделю недостаточно, поэтому самое главное, чтобы учащиеся знали, как прицеливаться и куда смотреть, что завершающее движение делает кисть и что мяч должен забрасываться по высокой траектории. Начинать нужно броски под углом к щиту с близкого расстояния, что позволяет использовать щит как дополнительный ориентир. Затем изучается бросок в движении. Внимание обращается на формирование такого навыка, как получение мяча при ловле и возможность как можно быстрее перевести взгляд на корзину. Для того чтобы ученики больше старались акцентировать внимание на прицеливание и думать над движениями рук и ног, лучше выполнять это упражнение в соревновательной форме. При изучении технического элемента, как ведение мяча, лучше начинать ведение с обычным отскоком. Внимание ученика должно быть обращено на то, что мяч отскакивает не выше бедра, локоть не поднимается вверх, кисть мягко толкает мяч вперёд и лежит не сверху на мяче, а сбоку. Изучение начинается стоя на месте, в движении вперёд, спиной вперёд, с изменением направления, с сопротивлением.

Все вышеперечисленные технические элементы изучаются с 5 по 11 классы, только упражнения постоянно должны усложняться в зависимости от того, как владеют ученики техникой и в каком они классе. Учащиеся получат много удовольствия от игры, если научатся выполнять основные приёмы техники: передачу, ведение и броски по кольцу. Достижение цели упражнения зависит от энтузиазма, с которым ученик выполняет его. Поэтому желательно вносить элемент соревнования. Часто учитель ищет новые упражнения, чтобы избежать монотонности на уроке, так как это вызывает быстрое чувство усталости и падение интереса к игре. Одно упражнение нередко объединяет два, три и большее количество игровых приёмов. Например, удержание, передачи и ловля мяча входят составной частью почти в каждое упражнение. Ведение мяча хорошо сочетается с остановками и поворотами.

Но игра в баскетбол невозможна без тактики. Основными задачами в обучении учеников тактическим действиям являются:

– развитие внимания, ориентировки и зрительной памяти на ситуацию;

– обучение основным индивидуальным и групповым действиям;

– развитие творческого мышления и воображения;

– ознакомление с основами систем ведения игры.

Для обучения тактики надо всегда иметь двустороннее взаимодействие противников. Это очень осложняет задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и введение условностей.

При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением.

В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка, действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

После того как учащиеся научатся правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий, появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу игры, а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Учащиеся должны знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скорость и в определенном направлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи мяча партнеру.

Для сознательного отношения учащегося к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например, ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.

Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, при этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. К этому следует приучать детей.

В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. Учащиеся усваивают такие действия с мячом и без мяча. За отвлекающие действия ребята поощрялись тогда, когда это помогало освободиться от опеки товарища, выйти на свободное место для получения мяча или занять удобную позицию для броска мяча в корзину или его передачи. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не допускался обман, являющийся прямым нарушением правил игры.

Игры, подводящие к игре баскетбол:

– для совершенствования приставного шага защитника «Коршун, наседка, цыплята»;

– для совершенствования передачи и ловли мяча «Мяч капитану», «Передал - садись», «Бросай-беги», «Салки с мячом», «25 передач», «Мяч среднему»;

– для совершенствования ведения мяча: «Пятнашки с ведением».

Таким образом, игра, как коллективная деятельность, существенно отличается от тех видов спорта, где человек борется за совершенную форму движений или стремится к единоличному успеху, «соревнуясь» с метрами, килограммами и секундами. Двухсторонней игры до тех пор, пока занимающиеся не научатся основным приемам баскетбола в более простых и доступных играх. Такими и являются подвижные игры. Постепенно усложняя подвижные игры, тренеры вводят в них элемент противоборства, приучают учеников к самостоятельному выбору решений. Подобные действия не только закрепляют нужный навык, но совершенствуют его в условиях, приближенных к соревнованию.


 

Педагогические средства формирования навыков взаимодействия в баскетболе на уроке физической культуры


Общая установка на формирование навыков взаимодействия в ходе игры - это максимальное использование в игре изученных и освоенных приемов взаимодействия с целью обострить игру в атаке и обезопасить игру в обороне.

Процесс введения в игру освоенных приемов взаимодействия - процесс непростой, но творческий, а потому проходит в обстановке взаимопонимания и продуктивной совместной работы учителя и ученика. Учитывая особенности обучения детей игре в баскетбол на уроке физической культуры, который в силу своей длительности, решаемых задач не может в полной мере включить в себя все аспекты профессиональной подготовки баскетболистов.

На основе анализа теоретических источников, игровое взаимодействие школьников на уроке баскетбола представляется как сложная система взаимодействия двух и более игроков, наделенных способностью к инициативному общению, налаживанию контакта в процессе решения задач соревновательной деятельности. В ее основе лежат целостные системы взаимных действий и реакций, включающие обмен мыслями, знаниями, идеями, т.е. информацией (информационный компонент); обмен действиями (деятельностный компонент); процесс восприятия игроками друг друга и установление определенных отношений межу ними (перцептивно-эмоциональный компонент).

Модель формирования игрового взаимодействия при обучении игре в баскетбол школьников на уроках включает целевой (требования соревновательной деятельности), содержательный (информационный, деятельностный и эмоционально-перцептивный компоненты).

Содержательную основу модели составляют три уровня (этапа) совместной деятельности и возникающей в ее процессе коммуникации: субъект как продукт для другого участника (не носит характера подлинно совместной деятельности) – совместная коммуникация (в форме сотрудничества, кооперации на основе взаимоответственности между участниками) – совместная деятельность (деятельность коллективная, сознательно общественная).

Анализ литературных источников позволяет сказать, все игровые действия разделить на две большие группы: знания и умения с целью реализации индивидуальных действий и знания и действия игрока на площадке с целью реализации игрового взаимодействия. Формирование указанных игровых действий возможно при условии развития следующих умений.

Гностические умения – умения видеть ошибки своих сверстников в выполнении техники ведения мяча, в применении игровых комбинаций; умения извлекать новые знания из различных источников.

Например, в основной части урока при изучении технического элемента «ведения мяча» класс делится на несколько подгрупп. В каждой подгруппе роль учителя играет один из учеников. Он знает возможные ошибки при ведении мяча, исправляет их.

При изучении технического элемента «передача мяча двумя руками с отскока» тоже определили возможные ошибки и акценты. Помогающие определить правильность выполнения элемента. Это – стойка игрока; активность работы ног; положение рук, повторяющих форму мяча; завершающая фаза в движениях кистей траектория полёта мяча; согласованность в движениях рук и ног; «выстреливающее движение» кистей, которое выполняется за счёт сжимания мяча кистями.

Коммуникативные умения – умения устанавливать целесообразные взаимоотношения с учащимися, малыми группами, находить контакт, общий язык и правильный тон в различных обстоятельствах; умения располагать к себе сверстников, устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками; вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения.

Проведение тренировочных игр способствует процессу обучения тактическим действиям, развивает потребность и направленность детей на общение, проявление коммуникативного взаимодействия.

Сформированность коммуникативных умений способствует установлению доброжелательности, развитию чувства коллективизма, ответственность друг за друга.

Конструктивные умения – умения найти правильное решение при проектировании деятельности для эффективного взаимодействия со сверстниками в игровых комбинациях.Использование сформированных конструктивных умений

Аналитические умения – умения извлекать знания из практических действий, анализировать свой опыт и опыт других. Для их формирования может быть предложена следующая эстафета: бег с мячом в руках во встречные колонны передача мяча двумя руками в движении во встречных колоннах ведение мяча с обводкой предмета бросок в кольцо двумя руками прямо перед щитом бросок в кольцо двумя руками прямо перед щитом, бросок мяча в кольцо после ведения.

Прогностические умения – умения предвидеть результат двигательной деятельности, распределять время на выполнение технического приёма, находить для каждой игровой ситуации новое решение.На уроке обычно обучают трем игровым комбинациям, которые необходимы на предварительном этапе подготовки: освобождение от опеки защитника для получения мяча, сочетание приемов «ведение-передача», перехват мяча.Перед игрой дается возможность детям самим спрогнозировать составы команд для предстоящей тренировочной игры. Кроме того, во время игр дети самостоятельно решают, когда и какие разученные приёмы, и игровые комбинации они будут применять в игровой ситуации. Здесь важную роль в успехе играют сформированные у обучающихся прогностические умения, которые способствовать предвидению ими результата при правильном выборе приёма, распределении времени на выполнение тактического действия, поиске для каждой игровой ситуации новых решений.

Эффективность игрового взаимодействия определяется психофизиологическими задатками, степенью развития базовых психических процессов и свойств личности, развитием общих и специальных коммуникативных способностей, опорой на субъективные способности и на субъективный опыт и интересы. К объективным факторам относится развитие психических способностей в определенной среде: равенство в отношениях, одинаковые возможности для всех, поощрение индивидуального развития, наличие некоторой степени свободы свободно выражать свои мысли.

При обучении навыкам взаимодействия в игре в баскетбол необходимо сформировать знания о действиях игроков на площадке с целью реализации индивидуальных действий и знания и действия игрока на площадке с целью реализации игрового взаимодействия. 

 

Большое значение имеют знания о технике владения обманными действиями без мяча :умение в движениях корпусом, финтах без мяча, владение движениями головой стоя на месте и в движении, движения руками, мена ритма и направления позволяют не только обыграть соперника, но и разыграть с командными игроками целый спектакль. В этом раскрывается умение взаимодействовать с противником, решая задачу его обмана.

1. Освобождение от опеки пассивного защитника с места после финта поворотом, скрестным шагом или вышагиванием.

2. Рывки по зрительным и звуковым сигналам из различных исходных положений: стоя лицом, боком или спиной к направлению движения, сидя на полу (ноги врозь, согнув ноги, ноги вместе), стоя на коленях, лежа на груди или на спине и т.п.

3. То же, но в ситуации выбора: при меняющихся сигналах игроки стартуют только по одному из них (например, тренер дает короткий или длинный свисток - стартовать можно только по короткому, или стартовым сигналом является только поднятая вверх правая рука тренера).

4. То же, но с получением мяча от партнера после освобождения от пассивного защитника.

5. То же, но при активном противодействии защитника.

6. Выполнение выхода на свободное место с получением мяча от партнера в сочетании с другими игровыми приемами: выход-проход-бросок, выход-остановка с ловлей мяча-бросок в прыжке или с места, выход-бросок в движении, выход-проход- передача-партнеру, выход-проход-остановка после ведения-бросок с места или в прыжке и т.д.

При определении обманных действий с мячом, для игровых взаимодействий важны такие обманные движения как «показ на бросок», «перевод мяча перед собой», «показ на уход», «перевод мяча под ногой», «показ на передачу», «перевод мяча за спиной». Для формирования данных навыков могут быть использованы следующие упражнения:

1. Ведение одного или двух мячей на месте с поочередным изменением положения кисти на мяче: с обхватом мяча спереди, сзади, направляя его (их) последовательно вперед и назад.

2. То же, но с обхватом мяча сбоку, спереди или сзади и с переводом его (их) с руки на руку под ногой, перед собой, за спиной или с поворотом на месте.

3. Ведение-жонглирование мячом на месте с переводом его с руки на руку по кругу либо по восьмерке вокруг одной или двух ног в различных исходных положениях: в выпаде, на одном колене, стоя в широкой стойке и т. д.

4. То же, но направление движения мяча задается зрительным сигналом тренера (например, тренер поднял вверх руку - мяч переводится против часовой стрелки, а если он держит руку на поясе - мяч переводится по часовой стрелке).

5. Ведение без зрительного контроля над мячом на заданных отрезках площадки.

6. То же, но с дополнительным заданием по ходу дриблинга: выполнить свободной рукой какие-либо действия, не прекращая ведения мяча (переставить стойки и т.п.), или подсчитать количество стоек разной формы или цвета, разложенных на пути движения игрока.

7. Обыгрывание пассивного защитника финтом в начале ведения из заданной игровой ситуации в сочетании с последующим проходом: финт на бросок-проход, скрестный шаг-проход, финт на передачу-проход, поворот-проход, вышагивание - проход.

8. То же, но в ситуации выбора: условный защитник произвольно чередует разновидности стоек в каждом повторении задания.

9. Обыгрывание активного защитника в начале ведения в сочетании с последующим скоростным проходом: нападающий игрок использует весь арсенал финтов, защитник активно противодействует только началу движения.

10. Активное единоборство «игрок с мячом - защитник» на ограниченных участках площадки: в трехсекундной трапеции, в центральном круге, в заданном коридоре и т. п.

11. Обыгрывание пассивного защитника в движении (защитник отступает бегом спиной вперед или приставными шагами в стойке с выставленной вперед ногой), нападающий игрок выполняет перевод мяча перед собой, под ногой, за спиной, с изменением направления движения, с поворотом, ритма ведения и смена высоты отскока мяча.

12. То же, но в условиях вариативной активности защитника: первую половину дистанции защитник передвигается пассивно, вторую активно противодействует, стремясь не пропустить игрока ведущего мяч, или чередует пассивные и активные действия в защите на указанных участках площадки.

При формировании навыков взаимодействия особое внимание уделяется процессам восприятия и познания партнерами друг друга с целью установления взаимопонимания. Важно наличие групповой сплоченности, привязанность к команде, положительное отношения к классу в целом и членам команды в частности, положительное отношение к учителю и процессу обучения.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в классе (команде) взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет «психологической атмосферы – также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени, и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями класса и команды.

Пошаговая подача учебного материала позволяет быстро и правильно формировать необходимый навык, быстро выявлять и устранять ошибки. Поэтому использование алгоритма обучения тактическим взаимодействиям в баскетболе и других игровых видах спорта становится необходимым условием обучения игровым, командным и тактическим взаимодействиям.

Рассмотрим таблицу №1 в которой представлен пример алгоритма обучения игровым, командным и тактическим взаимодействиям в баскетболе. Мы выделили пять шагов обучения и обозначили уровень трудности решения игровых тактических задач с пошаговым усложнением пространственных, временных и пространственно-временных условий в процессе обучения, прописали задачи обучающихся в каждом шаге (что должен освоить обучающийся), на что направлено разучивание.


Таблица 1.

Алгоритм обучения игровым командным тактическим взаимодействиям школьников баскетболу.

Шаги обучения

Задачи игроков в каждом шаге

Направленность упражнений

Уровни трудности решения игровых тактических задач

Шаг первый. Ознакомление с одноходовыми тактическими взаимодействия 2-х, 3-х игроков. Ознакомление с простыми тактическими взаимодействиями в 1–2 хода. 

Разучить элементы тактического взаимодействия и последовательность выполнения взаимодействия в 2-ках, 3-ках.

Упражнения направлены на формирование фрагмента игрового тактического взаимодействия.

I-й уровень трудности без пространственно-временных ограничений, без защитников. Пространство для перемещений неограниченно линиями баскетбольной площадки.

Шаг второй. Ознакомление с элементами тактического взаимодействиям в 3–4 хода, основными элементами личной защиты.

Выполнять элементы, составляющее тактическое взаимодействие в заданном учителем порядке, ознакомиться с основами личной защиты (стойка, передвижения в стойке, противодействие нападающему в получении мяча).

Упражнения направлены на формирование навыка последовательного выполнения до 5-ти тактических ходов в нападении, освоение техники личной защиты.

II-й уровень трудности (игроки находятся в пределах штрафной площадки) с защитниками. Время выполнения взаимодействия неограниченно. При выявлении ошибок необходимо вернуться на первый уровень трудности. 

Шаг третий. Разучивание в пятерках тактического взаимодействия в нападении 5-6 ходов.

Выполнять последовательно тактическое взаимодействие в 5–6 ходов 5-ти игроков. Разучивание элементов личной защиты.

Упражнения направлены на отработку 5–6-ти ходового тактического взаимодействия для пяти игроков в нападении, формирование навыков занимать положение в защитной стойке относительно своего нападающего и нападающего с мячом. 

III-й уровень трудности (взаимодействия выполняются с пассивной защитой без перехватов, выбиваний, отбора мяча). На одном кольце в пределах штрафной площадки. Время выполнения взаимодействий до 24 секунд. При выявлении ошибок необходимо вернуться на предыдущие уровни трудности. 

Шаг четвертый.

Совершенствовать тактических взаимодействий в двухсторонних учебно-тренировочных играх против личной формы защиты. Контролировать время выполнения взаимодействия в нападении. Решать тактические задачи по установке учителя.

Упражнения и игровые задания направлены на формирование навыка выполнять тактические взаимодействия в учебно-тренировочных играх, решать моделируемые игровые задачи для нападающих и защитников.

IV-й уровень трудности (взаимодействия выполняются в условиях двухсторонних учебно-тренировочных игр по правилам баскетбола).   Моделирование игровых ситуаций, связанных с ограничением времени владения мячом в нападении по правилам баскетбола. Для устранения ошибок упростить условия выполнения тактических взаимодействий. 

Шаг пятый.

Совершенствовать командные тактические взаимодействия в условиях соревнований.

Выполнение игровых командных тактических действий и взаимодействий направлены на решение игровых тактических задач с максимальной результативностью. 

V-й уровень трудности. Условия соревновательной деятельности.


Выбор средств и методов обучения навыкам взаимодействия не­обходимо строго соизмерять с этапом обучения, его основными задачами и уровнем подготовленности занимающихся. Так, недо­пустима как недооценка, так и переоценка значимости игрового и соревновательного методов как наиболее эффективных средств педагогического воздействия. Существует мнение, что около по­ловины учебного времени следует проводить посредством игрового метода. В то же время чрезмерное увлечение учебными двусторонними играми, без достаточного ос­воения школы техники и тактики может только навредить даль­нейшему росту игрового мастерства. 

 

Литература:

Сивицкий В.Г. Имитационные рефлексивные игры для тактической подготовки: Материалы междунар. науч. конф. психол. физич. культ. и спорта «Рудиковские чтения». М. 2009. С. 363-365.

Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. М.: изд. Центр Академия, 2001. 248 с.

Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. М.: Фис, 1982. 144 с.

Теория и методика физического воспитания. Учеб. для вузов физ.культуры. Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Изд.2-е испр. И доп. (в 2-х.). М.: Физкультура и спорт, 2001. 530 с.

Физическая культура в основной школе. Учебная программа для учащихся 1-11 класс. В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2010. 116 с.

Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: КГУ, 1991. 214 с.

Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Книга для педагога. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 624 с. 

Усков В.А. Методика коррекции восприятия элементов содержания игровых задач как фактор обучения индивидуальной тактике выполнения игрового действия // Перспективы развития физической культуры в начале третьего тысячелетия: Тезисы всероссийской научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2001. С. 103–108.

Андрущишин И.Ф., Пресняков И.Н., Денисенко Ю.П., Гераськин А.А. Совершенствование диагностики игрового взаимодействия в волейболе // Человек. Спорт. Медицина. 2016. №1.

Курникова Н.О. Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности // Молодой ученый. 2015. №5. С. 566-569.

Макеева В.С., Луганский К.А. Модель формирования интерактивного взаимодействия баскетболистов 13-15 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.;
Соколов Н.Г., Вавилов А.Л. Формирование командных взаимодействий и элементов интеграции баскетболистов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», №10(32) 2007.

 

Поиск

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Поделиться

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

ОГЭ И ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГОЛОВОЛОМКИ, ВИКТОРИНЫ, ЗАГАДКИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НА ПЕРЕМЕНКЕ И ПОСЛЕ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru