ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФАКУЛЬТАТИВЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

1 Ошибка исследователя

Ван Хельмонт проводил опыты с растениями: он выращивал деревья в оранжерее на почве, которую предварительно взвешивал. После завершения опыта он взвесил выросшее дерево (иву) и снова взвесил почву. При этом получилось, что за пять лет, в течение которых он только поливал почву, дерево приобрело 74 килограмма, а почва потеряла всего 60 граммов. Из этого он сделал вывод, что дерево строит свое тело не из материала почвы, а добывает строительный материал из воды.

Найдите в выводах ван Хельмонта рациональное зерно и ошибки. Какие факторы не учел исследователь при подведении итогов своего опыта?

Ответ

Ван Хельмонт сделал правильный вывод из своего опыта, что почва не является источником материала для построения растущего дерева. Он доказал, что материал, называемый нами биомассой, поступает не из почвы, а из другого источника. Но он неверно определил этот источник: он утверждал, что дополнительный вес растения получают из воды. Ван Хельмонт не принял в расчет воздух.

Кстати

По иронии судьбы ван Хельмонт был первым, кто начал изучать газы. Он даже придумал само слово «газ» и открыл особый газ, который он назвал «дух дерева». Как выяснилось позже, это был углекислый газ. Именно диоксид углерода, содержащийся в воздухе, и есть главный строительный материал для растений.

Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. С. 44.

Историческая справка

Ян Баптист ван Хельмонт (1579 — 1644), фламандский врач и химик. Родился в Брюсселе в аристократической семье. Изучал медицину и химию в Католическом университете Лувейна, но не стал получать ученой степени, а занялся собственными исследованиями. Во времена ван Хельмонта химия была молодой наукой, в которой еще сильно ощущалось влияние алхимии. Хотя Хельмонт и не питал безмерного почтения к считавшимся неприкосновенными древним учениям, он все же верил в философский камень. Однако его опыт с растущей ивой показывает, что ван Хельмонт уже понимал ценность эксперимента. А однажды он даже вступил в конфликт с церковью, подвергнув сомнению распространенное поверье о том, что рану можно вылечить, врачуя нанесшее ее оружие.


 

2 Жизнь из подливки

Ученый-экспериментатор Нидхэм во второй половине XVIII века представил Королевскому обществу свой опыт, который экспериментально подтверждал возможность самозарождения жизни. Он взял прямо с огня баранью подливку, слил ее в бутылку и крепко закрыл пробкой. После этого он еще раз прокипятил бутылку в горячей воде, чтобы совершенно убить микробы, которые могли быть в бутылке или пробке, и через несколько дней под микроскопом обнаружил микробы в содержимом бутылки! Из этого он сделал вывод, что микробы зародились из самой подливки, и что жизнь может возникать самостоятельно из мертвой материи. Какие причины могли привести исследователя к ложным выводам? Предложите свои опыты, которые опровергнут вывод Нидхема и опытным путем докажут невозможность самозарождения жизни.

Ответ

Микробы могли появиться в бутылке по нескольким причинам. Первая — Нидхэм недостаточно долго кипятил подливку, и в ней могли остаться те микробы, которые способны переносить высокую температуру. Вторая причина — микробы могли попасть в бутылку из воздуха через недостаточно плотно подогнанную пробку или через поры в пробке. Кстати, подумайте… Королевское общество приняло Нидхэма в члены своего замкнутого научного круга и Парижская академия наук также выбрала его своим членом. В то время только Спалланцани не поверил в научную новость о возможности самозарождения. Он решил найти ошибку в эксперименте Нидхэма и провел свой опыт. Спалланцани расплавил горлышки склянок с отваром на огне и запаял их наглухо. Затем он прокипятил одни из них в течение нескольких минут, другие же держал в кипящей воде по целому часу. Через несколько дней Спалланцани отбил горлышки у бутылок и исследовал их содержимое под микроскопом. Он не нашел микробов в жидкости из склянок, кипятившихся в течение часа. Зато обнаружил совсем немного маленьких микробов, не совсем похожих на больших, настоящих микробов в той жидкости, которая нагревалась всего несколько минут. А в контрольных склянках, закрытых пробками, как это делал Нидхэм, кишмя кишели микробы. Даже те склянки, которые кипятились целый час, «были похожи на озера, в которых плавала рыба всех размеров — от китов до пескарей». Как вы думаете, какие выводы мог сделать Спалланцани из результатов своих опытов?

Ответ

Спалланцани писал в своей записной книжке: «Маленькие животные проникли в бутылки Нидхэма из воздуха… А кроме того, я сделал еще одно важное открытие: существуют микробы, которые легко переносят кипячение, и для того, чтобы их убить, нужно кипятить их не менее часа».

Историческая справка

Ладзаро Спалланцани (1729 — 1799), итальянский натуралист, священнослужитель и профессор нескольких университетов. Молодой профессор на лекциях по естествознанию рассказывал студентам о чудесных «анималкулах», микроскопически малых существах, впервые обнаруженных за девяносто лет до того голландским купцом из города Дельфт Левенгуком. Спалланцани говорил о необыкновенной быстроте размножения этих мельчайших созданий, живущих в капле воды. Среди ученых его лекции вызывали бурю негодования: в то время повсеместно господствовало мнение о самозарождении жизни в грязи, которое поддерживали как Королевское общество в Лондоне, так и Парижская Академия. Спалланцани совершал поступки, нарушающие все нормы поведения священнослужителя. Например, он впервые осуществил искусственное оплодотворение у собак, доказал экспериментом, что ящерица может восстанавливать потерянный хвост. Спалланцани написал блестящий саркастический трактат, в котором опроверг выводы Нидхэма. Научный мир пришел в волнение. Опыты Спалланцани были настолько неотразимы и показательны, что фактически после них наука о микробах стала отраслью знаний, а не фантастических сказок и легенд. И тем ни менее, почти через 100 лет, в 1853 году, Пуше представил в Парижскую академию наук работу, подтверждавшую, по его мнению, с несомненностью возможность самозарождения. Академия назначила премию за работу по теме: «Пролить удачными опытами новый свет на вопрос о самозарождении». Над этой темой решил работать Пастер. И он доказал, что пока зародыши не имеют возможности проникнуть в способную изменяться жидкость (растительный или животный настой, отвар сена, мяса), то эта жидкость будет оставаться неизмененной.

Крюи П. Охотники за микробами. СПб.: Амфора, 2006. 359 с. С. 41.


 

3 Научный спор

В опровержение опытов Спалланцани Нидхэм и Бюффон выдвинули теорию Производящей Силы, которая творит жизнь. Нидхэм писал Спалланцани: «Кипятя свои склянки в течение часа, Вы настолько повреждаете и ослабляете Производящую Силу, заключающуюся в семенах, что она уже не в состоянии производить маленьких животных». Какими опытами ответил Спалланцани Нидхэму? Какими рассуждения он мог руководствоваться?

Ответ

Спалланцани кипятил отвары в течение разного времени — от нескольких минут до нескольких часов — и закрывал склянки простыми пробками. Если бы Нидхэм был прав, то склянки, кипятившиеся всего несколько минут, содержали бы микробы, а кипятившиеся часами не должны были иметь их вовсе. Оказалось, что сосуды, кипятившиеся в течение двух часов, содержали в себе больше микробов, чем те, которые кипятились всего несколько минут. Кстати, подумайте…Объясните результаты, полученные Спалланцани в этом опыте. Почему было больше микробов в тех сосудах, которые кипятились два часа?

Крюи П. Охотники за микробами. СПб.: Амфора, 2006. 359 с. С. 49.

 

4 Воздушные аргументы

Следующим аргументом в споре за таинственную Производящую Силу стал… воздух. Теперь Нидхэм утверждал, что, возможно, эта Сила и может противостоять накаливанию, которому ее подвергал Спалланцани в своих опытах, но для своего проявления она нуждается в сжатом и эластичном воздухе. Спалланцани повторил свои опыты с запаянными на огне горлышками, и действительно он уловил слабый шипящий звук в тот момент, когда отбивал горлышко склянки. В бутылку входил или выходил воздух! Как определить, входит воздух в бутылку или выходит из нее?

Ответ

Спалланцани зажег свечу и приложил ее к самому горлышку бутылки в тот момент, когда отламывал его. Пламя свечи потянулось внутрь, по направлению к отверстию, значит, воздух стремится внутрь. Спалланцани делает вывод, что воздух в бутылке менее упруг, чем снаружи, и Нидхэм, может быть, прав… В чем могла быть причина того, что воздух в запаянной бутылке становился менее упругим?

Ответ

Ответ на это вопрос нашел и Спалланцани. Он понял, что причина в склянках, в их широких горлышках. При запаивании их на огне нужно много тепла, чтобы расплавить стекло, и это тепло выгоняет воздух из бутылки. Спалланцани понимает, что ему нужно провести свои опыты с нормально упругим воздухом в колбе, и тогда он докажет, что теория Нидхэма — вздор. Но как это доказать? Как провести опыты? Как запаять склянку, не выгоняя из нее воздух?

Ответ

Вот как Спалланцани решил эту задачу. Он взял готовую склянку с семенами и водой он вертел ее горлышко над огнем до тех пор, пока в нем осталось маленькое узкое отверстие. Затем он остудил склянку. При этом воздух свободно проходил в узкую дырочку, и давление воздуха внутри было такое же, как и снаружи. После этого он поднес небольшое пламя к оставшемуся отверстию, и вмиг, без потери воздуха, склянка была запаяна. Через несколько дней, когда Спалланцани открыл эту склянку, пламя потянулось не внутрь, а кнаружи от горлышка: давление воздуха внутри колбы стало больше, чем снаружи. А упругость, по мнению Нидхэма, была обязательным условием для проявления его Силы. Но, несмотря на то, что воздух в склянке был упругим, Спалланцани не нашел в отваре ни одного микроба. Он писал: «Нидхэм оказался кругом неправ, и я доказал, что в науке о жизни существует такой же строгий порядок и закономерность, как в науке о звездах». Почему давление воздуха внутри колбы через несколько дней стало больше, чем снаружи?

Спалланцани многократно повторял тот же самый опыт, чтобы перекрыть все возможные варианты условий. Какие условия он мог учитывать при проведении своих опытов?

Крюи П. Охотники за микробами. СПб.: Амфора, 2006.


 

5 Невидимые микробы

Кох решил заняться поисками микроба туберкулеза. Найти его не удавалось до сих пор никому. Многие исследователи тщетно его искали. Левенгук рассматривал сотни больных легких, но никогда его не видел. У Спалланцани не было достаточно совершенного микроскопа. Пастер при всем своем таланте не обладал ни точными методами исследования, ни терпением. Может, это микроб настолько мал, что его невозможно увидеть? А может, он невидим? Как увидеть невидимый микроб?

Ответ

Если невозможно увидеть микробы в натуральном виде, можно окрасить их какой-нибудь сильной краской. Разные ткани по-разному пропитываются краской и по-разному преломляют свет. Значит, интенсивность окраски микробов и окружающих их тканей, то есть фона, на котором они находятся, будет разной, и микробы можно будет увидеть в микроскопе. Кох так и сделал. Он намазывал инфекционный материал (в частности, ткань туберкулезных бугорков из легких умершего от чахотки человека) на чистые стеклышки, фиксировал (приклеивал), чтобы материал не смывался водой, и часами держал эти стеклышки в ваннах с густыми растворами разных красок (коричневой, фиолетовой, бордовой). Наконец, однажды он вынул свои препараты из синей ванны, и под микроскопом увидел на светло-синем фоне скопления маленьких, чуть изогнутых, очень тоненьких палочек, окрашенных в темно-синий цвет.

Кох, как обычно, не удостоверился одними только наблюдениями, а вырастил несколько поколений этих микробов, пересаживая их с одной питательной среды на другую, и доказал, что именно они, эти палочки, вызывают туберкулез и являются возбудителями этой болезни, убивающей одного из каждых семи умерших в те времена людей.

Кох доложил о результатах своих исследований 24 марта 1882 года в Берлине на заседании физиологического общества, и уже на следующее утро новость о том, что Роберт Кох открыл туберкулезного микроба, появилась на первых страницах всех газет мира.

Крюи П. Охотники за микробами. СПб.: Амфора, 2006. 359 с. С. 132.

 

6 Самозарождение?

В середине XVIII века популярной была теория, утверждавшая, что жизнь может возникать самостоятельно. Например, даже образованные люди признавали возможность зарождения белых червячков и мух из гнилого мяса. Предложите опыт, доказывающий невозможность самозарождения мух в мясе.

Ответ

Ученый-экспериментатор Реди провел такой опыт. Он взял два кувшина и в каждый из них положил по куску свежего мяса. Один кувшин он оставил открытым, а другой покрыл легкой кисеей. В открытый кувшин влетали мухи, и через некоторое время там появились червячки и из них — новые молодые мухи. В другом кувшине не было ни червячков, ни мух. Люди многие сотни лет ожесточенно спорили по этому вопросу, но никому из них до этого не пришло в голову сделать такой простой опыт. Описание этого опыта вдохновило другого ученого-естествоиспытателя Спалланцани проделать такой же опыт, но только не с мухами, а с микробами.

Крюи П. Охотники за микробами. СПб.: Амфора, 2006. 359 с. С. 38.

 

 

7 Прививка от бешенства

Работая над созданием вакцины против бешенства, Пастер и его ученики высушивали заразный материал от бешеных животных и добились ослабления его вирулентности (заразности). Этот материал, выдержанный 14 дней, не вызывал болезни у прививаемой собаки. Но если собака не заболевала, то и не была защищена от возбудителей бешенства. А нужно было добиться, чтобы привитое здоровое животное заболело, но не умерло. Как же добиться, чтобы собака все-таки заболела легкой формой болезни и стала иммунизированной?

Ответ

Ученые начали последовательно вводить собаке высушенный заразный материал, постепенно усиливая его вирулентность. Сначала вводили материал, который высушивался 14 дней и не вызывал болезнь. На следующий день вводили немного усиленный тринадцатидневный. Так продолжалось до четырнадцатого дня, когда животному впрыскивали однодневную сильнейшую прививку, которая, несомненно, заразила и убила бы не вакцинированную собаку, но не причинила никакого вреда уже иммунизированной привитой последовательно усиливающимися прививками собаке. «У меня большой соблазн начать опыт с самого себя: привить себе бешенство, а затем задержать его последствия», — писал Пастер своему другу Жюлю Верселю. Однако случай помешал Пастеру выполнить этот опыт на себе. Первым человеком, спасенным от смерти из-за бешенства, стал девятилетний мальчик Жозеф Мейстер из Эльзаса, искусанный в четырнадцати местах бешеной собакой. Его убитая горем мать и врачи, подтвердившие, что мальчик погибнет в любом случае, убедили Пастера начать первое в мире прививание против бешенства. Начиная с 6 июля 1885 года, мальчик получил все 14 прививок ослабленных микробов бешенства в виде легких уколов под кожу. Он не заболел.

Крюи П. Охотники за микробами. СПб.: Амфора, 2006. 359 с. С. 182.

Из Смоленска, из далекой России, в 1886 году в Париж прибыло 19 крестьян, побывавших в зубах у бешеного волка 20 дней назад. Пятеро из них были настолько истерзаны, что не могли даже ходить, и их пришлось поместить в больницу. Эти искусанные русские крестьяне обязательно должны были умереть, так как прошло слишком много времени с момента укуса. От укусов бешеного волка обычно заболевало 8 человек из 10, так что из этих 19 русских 15 были обречены на смерть. Пастер взял на себя страшный риск: чтобы наверстать потерянное время и провести 14 прививок ускоренным темпом, он впрыскивал свою вакцину русским два раза в день. Вакцина не спасла только троих — остальные не заболели. Крестьяне вернулись в Россию, где были встречены как люди, спасенные каким-то высшим чудом.

Со всех концов мира посыпались благодарности и благотворительные деньги на постройку лаборатории в Париже, в которой Пастер мог бы иметь все необходимое для охоты за микробами и для изобретения оружия против них. Теперь эта лаборатория называется Пастеровским институтом.

Крюи П. Охотники за микробами. СПб.: Амфора, 2006. 359 с. С. 183.

 

 

8 Загадка южных коров

В конце XIX века американские фермеры столкнулись с непонятной болезнью коров: южные коровы, привезенные на север и сами оставаясь здоровыми, несли техасскую лихорадку северным коровам. Ученый-исследователь Теобальд Смит доказал, что причиной лихорадки являются клещи, живущие на южных коровах. Клещи на юге имелись везде, и везде на севере, где появлялись клещи, появлялась и эта свирепая болезнь — техасская лихорадка. Но вот что удивило исследователя: в крови всех больных северных коров он обнаружил микробов грушевидной формы, и у всех южных коров в крови имелись эти смертоносные микробы, но для южных коров это не имело значения — они не болели! Почему же южный скот никогда не погибал от ужасной техасской лихорадки, которая поражала всех северных коров, хотя в его крови были микробы?

Ответ

Всех южных коров еще в телячьем возрасте кусают клещи, которые есть везде на юге. Легкое заболевание в телячьем возрасте делает всех южных коров невосприимчивыми к возбудителю болезни техасской лихорадкой. У телят появляется иммунитет, как от прививки. Если северные телята переносили легкий приступ техасской лихорадки, то в следующем году, став подросшими телками и коровами, они уже спокойно паслись рядом с южными коровами. Им не были страшны клещи, гибельные для взрослых не иммунизированных северных коров.

Поиск

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Поделиться

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОБЖ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МХК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИЗО

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ И ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕЗНАЙКАМ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГОЛОВОЛОМКИ, ВИКТОРИНЫ, ЗАГАДКИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НА ПЕРЕМЕНКЕ И ПОСЛЕ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru