ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФАКУЛЬТАТИВЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Изучение монографических тем занимает далеко не самую последнюю роль в школьной программе старших классов. Монографическая тема помогает достаточно хорошо ознакомиться с биографией и творчеством автора, с основными этапами его литературной работы. Изучение монографической темы позволяет наиболее полно взглянуть на все творчество автора в его взаимосвязи с биографией, исторической ситуацией в стране, где проживает писатель, поэт или драматург; осмыслить, какое место творчество того или иного творца занимает в литературном процессе; способствует наиболее качественному усвоению и пониманию художественного мира автора, его стиля.

В рамках данного исследования будет представлено поурочное планирование уроков по программе под редакцией Г.И. Беленького (базовый уровень) на тему «Творчество А.Н. Островского». В работе будут также приведены несколько показательных конспектов уроков по данной теме.

Объект исследования: методика преподавания монографической темы в старших классах на уроках литературы.

Предмет исследования: содержание и организация уроков для учеников 10-го класса по теме «Творчество А.Н. Островского».

Цель: разработать систему монографических уроков литературы в школе по теме «Творчество А.Н. Островского», которая способствовала бы наиболее полному и качественному усвоению темы учениками.

Задачи исследования:

1. проанализировать научную литературу по теме исследования;

2. разработать систему уроков по теме и представить несколько конспектов уроков в рамках темы;

Структура данной работы: работа состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения, списка использованной литературы и приложения в виде презентации к уроку по теме «Жизнь и творчество А.Н. Островского».

2. Теоретические аспекты методики преподавания при изучении монографической темы «Творчество А.Н. Островского»

2.1. Изучение монографической темы в 10-м классе

«Содержание курса литературы 10-го класса составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным темам». Это позволяет усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся.

Курс литературы 10-го класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие – более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений». Главная составная часть монографических тем – текст художественного произведения, так как эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

В основном так высказываются о специфике монографических тем в курсе изучения литературы. Для того чтобы разобраться в методике преподавания литературы в рамках указанной темы, рассмотрим общие методические рекомендации, которые предлагают разные исследователи.

«В центре монографической темы – писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка.

Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. У многих учителей-словесников внимание направлено на «встречу с писателем», на живой эмоциональный взгляд, на биографический материал творений писателя.

Форма проведения уроков-биографий разнообразна: урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы. Важна постановка проблемных вопросов, работа над планом, использование художественных текстов. Снять хрестоматийный глянец, представление о непогрешимости личности писателя не менее важно, чем найти интересный для учеников аспект, понять не только величие писателя, но и сложность становления его личности и таланта».

Мы же будем рассматривать в качестве монографической темы творчество А.Н. Островского. Для того чтобы понять основную специфику изучения творчества указанного драматурга, мы обратились к некоторым программам, а именно: Курдюмовой Т.Ф., Коровиной В.Я. и Беленького Г.И. Все указанные программы незначительно отличаются друг от друга и сходятся в одном: для полного охвата монографической темы необходимо обращение к биографии писателя, истории его творчества и подробного изучения одного (или двух) из его произведений. Различия рассмотренных программ заключаются в выборе текстов для подробного изучения. Курдюмова Т.Ф. предлагает «Грозу» или «Бесприданницу» (по выбору учащихся), Беленький Г.И. – для подробного изучения только «Грозу» и несколько пьес для обзора. При этом в программах Курдюмовой и Беленького во многом сходятся вопросы и темы для обсуждения при анализе пьесы «Гроза». Согласно данным программам, для полного понимания текста необходимо обсудить следующие аспекты:

Семейный и социальный конфликт в драме;

Жестокие нравы «темного царства»;

Образ Катерины (в программах данная тема охарактеризована детально);

Тема греха, возмездия и покаяния;

Смысл названия и символика пьесы.

Беленький в своей программе предлагает также рассмотрение жанрового своеобразия пьесы и ознакомление с литературно-критическими статьями.

Сильнее отличается программа В.Я. Коровиной. Она для подробного изучения предлагает пьесу «Бедность не порок», а также необходимое обращение к теории литературы, а именно – изучение комедии как жанра драматургии.

2.2. Изучение драмы в школе

Так как мы будем рассматривать изучение монографической темы в 10-м классе на примере творчества А. Островского, следует сказать и несколько слов о специфике изучения в школе драмы как литературного рода, потому что анализ пьесы «Гроза» займет наибольше количество часов, отведенных на изучение творчества драматурга, а отсутствие авторской характеристики, портретов и других компонентов образа, присутствующих, например, в прозаических произведениях, осложняет восприятие драмы учащимися.

«В методике уроков по драме на первое место следует поставить выразительное и комментированное чтение, затем – подготовительное чтение по ролям, беседа о сценической истории пьесы, анализ событий и характеров. Посещение спектакля и обдумывание режиссерского замысла повышает общий интерес к чтению и анализу драматического произведения, к пониманию его конфликта < …>

В процессе анализа и интерпретации эпизодов и характеров драмы особенно важно развивать воображение школьников, создавать эмоциональный настрой урока и ситуацию сотворчества < …>»

Большинство современных программ предлагают начать знакомство с драмой в 8-м классе (с произведения «Ревизор» Н.В. Гоголя). Однако это не исключает наличие сложностей некоторых проблем в изучении драматических текстов школьниками в 10-м классе.

Если обратиться к учебному пособию под редакцией Ю.И. Лыссого, в числе составителя которого присутствует и Г.И. Беленький (автор и редактор программы, с которой мы далее будем работать), мы увидим, что задания для изучения драмы «Гроза» предлагаются в следующем порядке:

- Знакомство с мнениями критиков (при условии, что пьеса уже прочитана);

- Выработка собственного мнения относительно жанрового своеобразия, проблематики пьесы;

- Анализ списка действующих лиц;

- Поиск экспозиции;

- Образ города Калинова;

- Анализ речи персонажей;

- Образ Катерины;

- Система образов;

- Далее: несколько заданий по собственно развитию сюжета; анализ поведения героев, их поступков;

- Нравы «темного царства»;

- Трагическая безысходность положения Катерины;

- Символика и смысл названия.

Таким образом, мы получаем вполне рабочий набор заданий для проведения уроков в школе по заданной теме. Этих заданий достаточно для хорошего усвоения пьесы, при этом они полностью укладываются в отведенное количество часов и соответствуют выбранным вопросам для изучения в программе под редакцией Г.И. Беленького.

3. Творчество А.Н. Островского

3.1. Планирование монографической темы

Планирование монографической темы по литературе, представленное ниже, составлено на основе программы под редакцией Г.И. Беленького (базовый уровень). Согласно данной программе, на творчество А.Н. Островского из курса обучения в 10-м классе отводится 11 часов, один из которых мы взяли под сочинение. В рамках монографической темы предложено рассмотреть биографию драматурга и две его пьесы: «Гроза» (для подробного изучения) и «Бесприданница» (обзорное изучение). Так, планирование будет выглядеть следующим образом:

Тема и тип урока

Обучающие цели

Развива-ющие цели

Воспиты-вающие цели

Приемы изучения

Ключ урока

1

Жизнь и творчество А.Н. Островского

Знакомство с биографией и творчеством драматурга, с его новов-ведениями в литературную и теат-ральную сферы искусства

Развивать умения слушать и конспектировать

Вызвать первоначальный интерес к изучению творчества А.Н. Островского

Лекционный метод;

Приемы: элементы беседы, риторические вопросы, работа над записью лекции, использование различных видов наглядности

Какие новшества в литературу и театр принес А.Н. Островский?

2

Драма «Гроза». История создания. Специфика драмы как рода. Жанровое своеобразие пьесы

1.Повторение изученных ранее драматических жанров (комедия, трагедия) и усвоение нового (драма);

2.Знакомство с историей создания «Грозы»

1.Развитие аналитических способностей учащихся;

2.Развитие устной речи

Побудить учащихся к активности при обсуждении драматического произведения

Постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий

Каково жанровое своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

3

Образ города Калинова. Изображение жестоких нравов «темного царства». Нравственно ценное и косное в патриархальном быту

1.Охарактеризовать город Калинов и проанализировать нравы жителей города;

2.Выявить ценные и косные черты патриархального быта

1.Развитие аналитических способностей учащихся;

2.Учить сравнивать и находить положительные и отрицательные черты

1.Пробудить интерес к самостоятельному анализу текста;

2.Подтолкнуть к формированию своего отношения и своей точки зрения

Построение логически четкой системы вопросов, постановка проблем, исследовательских заданий, творческое чтение

Какие нравственно ценные и косные черты вы можете выделить в патриархальном быту?

4

Система образов в пьесе. Катерина в системе образов.

1.Проанализировать образы персонажей пьесы;

2.Выявить, какое место в системе образов занимает Катерина

Развитие аналитических способностей учащихся

Укреплять интерес к анализу пьесы и ее героев

Постановка исследовательских заданий, проблем

Какое место в системе образов занимает Катерина?

5

Внутренний протест и духовное самосознание Катерины.Народно-поэтическое и религи-озное в образе Катерины

Подробный анализ образа Катерины

1.Развитие аналитических способностей;

2.Развитие умения вести спор и аргументировать свою точку зрения

1.Вызвать интерес учащихся к обсуждению образа героини;

2.Побудить учеников к активности

Постановка проблемных вопросов, задач

Поступок Катерины – протест или проявление слабости?

6

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.Своеобразие конф-ликта, смысл названия и символика пьесы

1.Вывить проблематику и тематику пьесы;

2.Найти символы в пьесе;

3.Объяснить смысл названия

1.Развитие аналитических способностей;

2.Развитие образного мышления;

1.Пробудить интерес к самостоятельному поиску художественных особенностей пьесы;

2.Формирование нравственных качеств

Построение системы вопросов, заданий; постановка проблемных вопросов

В чем заключается основная проблематика пьесы?

7

«Гроза» в критике. Добролюбов, Писарев

Знакомство с работами критиков XIX-го века

1.Развивать умение анализировать чужую точку зрения;

2.Развитие полемичес-ких способностей, умения доказывать собственное мнение

3.Развивать умения сравнивать разные точки зрения;

4.Развивать устную речь учеников

1.Вызвать интерес к чужому мнению;

2.Пробудить активность учеников для участия в полемике;

Постановка проблемного вопроса.

Доклады учеников, дополнения;

комментарий учителя; полемические беседы

Кто из рассмат-риваемых критиков наиболее верно про-анализировал пьесу Островского “Гроза”?

8

«Бесприданница». История создания. Жанровое своеобразие, проблематика пьесы

1.Совершенствовать навыки работы с художественным текстом

1.Развивать навыки владения активной лексикой;

2. Развивать аналитические способности учащихся

1.Формировать нравственную позицию учащихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;

2. Воспитывать способность к сопереживанию, сочувствию, отзывчивости к чужой беде; воспитывать протест против унижения личности

Постановка проблемных вопросов и задач; художественное чтение и пересказывание

В чем заключается конфликт пьесы?

9

Сравнительный анализ «Грозы» и «Бесприданницы». Катерина и Лариса

Сравнить образы главных героинь двух пьес Островского

1.Развитие сравнительно-аналитических способностей учащихся;

2. Совершенствование навыков исследовательской работы

1.Пробудить интерес к сравнительно-сопоставительному анализу;

2.Воспитывать способность к сопереживанию и сочувствую

Постановка проблемных вопросов; художественное чтение и пересказывание; полемические беседы

Что общего в образах Катерины и Ларисы?

10

Обзорное рассмотрение других пьес Островского на выбор учеников (в виде устных докладов): «Лес», «Снегурочка» и др.

Знакомство с неизученными пьесами А.Н. Островского

Развитие восприятия устной речи, умения конспектировать

1.Пробуждать интерес к неизученному материалу;

2.Прививать уважение к чужому слову (при выступлении одноклассников)

Доклады учащихся; комментарий учителя; конспектирование; использование примеров наглядности

В чем заключается своеобразие Островского-драматурга?

11

Сочинение

Развернуто и аргументированно ответить на поставленный вопрос

Развитие письменной речи учащихся

Пробудить желание и интерес к самостоятельному исследованию и поиску ответов на поставленные вопросы

Самостоятельная работа учеников

Ученик должен ответить на один из предложенных проблемных вопросов (на свой выбор) по пройденному материалу (касательно только творчества Островского)

3.2. Выборочные конспекты уроков

3.2.1. Жизнь и творчество А.Н. Островского

Первый урок монографической темы.

Класс: 10-й.

Тема: «Жизнь и творчество А.Н. Островского»

Цели урока: 1) Обучающие: знакомство с биографией и творчеством драматурга, с его нововведениями в литературную и театральную сферы искусства;

2) Развивающие: развивать умение слушать и конспектировать;

3) Воспитывающие: вызвать первоначальный интерес к изучению творчества А.Н. Островского.

Тип урока: урок-ознакомление.

Форма проведения урока: урок-лекция.

Метод: репродуктивный.

Проблемный вопрос: какие новшества в литературу и театр принес А.Н. Островский?

Оборудование: презентация.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Объявление темы урока («Жизнь и творчество А.Н. Островского») и постановка цели (знакомство с биографией и творчеством драматурга, с его нововведениями в литературную и театральную сферы искусства). Учитель озвучивает проблемный вопрос урока: какие новшества в литературу и театр принес А.Н. Островский?

2) Знакомство с биографией А.Н. Островского.

Учитель рассказывает ученикам основные этапы жизненного пути драматурга. Основные сведения из лекции представлены наглядно на презентации, чтобы ребята смогли записать самые главные моменты.

3) Знакомство с творчеством драматурга. Периодизация творчества.

Сперва учитель рассказывает самое основное о творчестве драматурга. Например (текст из презентации):

«За 40 лет Островским было создано около 50 пьес. Новаторство драматурга проявилось прежде всего в тематике его произведений. Содержанием его пьес становится сама жизнь, такая, как она есть.

Основные объекты изображения:

купечество («Свои люди – сочтемся»),

чиновничество («Доходное место»),

дворянство («Лес»),

актерская среда («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»),

учительство («В чужом пиру похмелье»),

студенчество («Трудовой хлеб»),

крестьянство («Воспитанница», «Воевода»)».

Затем в лекции освещаются основные этапы творчества Островского (4 этапа).

4) Вклад А.Н. Островского в искусство.

Учитель рассказывает об основных нововведениях драматурга в литературную и театральную сферы искусства.

5) Подведение итогов урока.

Ученики перечисляют основные этапы творчества драматурга, кратко их характеризуют. Отвечают на проблемный вопрос урока.

6) Постановка домашнего задания:

Прочитать драму А.Н. Островского «Гроза».

Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:

- Одному из учеников дается задание подготовить доклад на тему: «История создания драмы “Гроза”».

- Что такое драма как литературный жанр? Чем она отличается от других драматических жанров?

- Жанровое своеобразие пьесы Островского «Гроза».

3.2.2. Драма «Гроза». История создания. Специфика драмы как рода. Жанровое своеобразие пьесы

Второй урок монографической темы.

Класс: 10-й.

Тема: Драма «Гроза». История создания. Специфика драмы как рода. Жанровое своеобразие пьесы.

Цели урока: 1) Обучающие: (1) повторение изученных ранее драматических жанров (комедия, трагедия) и усвоение нового (драма); (2) знакомство с историей создания «Грозы»;

2) Развивающие: (1) развитие аналитических способностей учащихся; (2) развитие устной речи;

3) Воспитывающие: побудить учащихся к активности при обсуждении драматического произведения.

Тип урока: урок с элементами изучения теоретических понятий.

Форма проведения урока: урок-беседа.

Поиск

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Поделиться

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

ОГЭ И ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГОЛОВОЛОМКИ, ВИКТОРИНЫ, ЗАГАДКИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НА ПЕРЕМЕНКЕ И ПОСЛЕ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru