Программа элективного курса «Химия в опытах и задачах» разработана для учащихся 8-х классов химико-биологического профиля. Внедрение данной программы в процесс обучения обусловлен необходимостью формирования у школьников собственной позиции относительно выбора профессии. Не менее важно формировать и творческое мышление учащихся, что может быть достигнуто в рамках данного предмета при выполнении следующих задач:
– расширение знаний о механизмах химических процессов;
– систематизация и обобщение имеющихся знаний;
– формирование навыков химического мышления;
– формирование знаний о научной картине мира.
Для овладения учащимися теоретической, практической и экспериментальной составляющими этого профиля, курс проводится в форме экспериментальных практикумов с частичным включением исследовательских лабораторных работ, предполагающих качественное определение катионов и анионов. Завершается этот эксперимент решением расчетных задач по уравнениям проведенных реакций. И эта связь теоретических расчетов с только что проведенным экспериментом является главной идеей этой программы.
Каждое отдельное занятие включено в одну общую цель, заключающуюся в углублении и систематизации знаний учащихся о свойствах веществ и способах их взаимодействия друг с другом, объясняемых строением атомов химических элементов, входящих в их состав.
Система контроля предусматривает проверку умений решать практические и расчетные задачи и реализуется в виде самостоятельных работ при завершении изучения соответствующих модулей, а так же итоговым контролем в конце курса в форме соревновательной игры.
Требования к результатам усвоения предлагаемого учебного материала
В результате изучения курса ученики смогут освоить следующие умения:
– технически правильно проводит химические эксперименты;
– фиксировать эмпирические данные (наблюдения и измерения);
– понимать и описывать механизмы химических явлений;
– предлагать собственный план проведения экспериментального исследования;
– предполагать (предсказывать) на определенном уровне результат эксперимента;
– представлять результаты работы в форме отчета (письменного или устного);
– сотрудничать в группе.
Содержательная часть
Данная программа включает 6 самостоятельных модулей, объединенных единой целью, заключающейся в углублении и систематизации знаний учащихся о свойствах веществ и способах их взаимодействия друг с другом, объясняемых строением атомов химических элементов, входящих в их состав. Всего 34 часа.
Модуль I. Раздел «Строение атомов химических элементов и их превращения» рассчитан на 6 занятий и направлен на обзор имеющихся теоретических знаний и позволяет плавно перейти к изучению следующего раздела.
Модуль II. (16 часов) «Типы химических реакций» включает качественный анализ неорганических веществ по катионам и анионам и завершается контрольным решением экспериментальных задач на распознавание веществ с помощью качественных реакций.
Модуль III. (4 часа) по ОВР продолжает предыдущий раздел, но усложнен упражнениями по составлению электронного баланса для окислительно–восстановительных реакций. Здесь предусматривается промежуточный контроль знаний и умений.
Модуль IV. (4 часа) называется «Получение газообразных веществ. Объемные отношения газов» и, как все предыдущие блоки, включает практические занятия, сопровождаемые решением расчетных задач с последующим контролем ЗУН.
Модуль V. Состоит из трех самостоятельных практических занятий по теме «Классы неорганических соединений» и является обучающе-контролирующим блоком.
Модуль VI. Состоит из одного обобщающе-контролирующего урока-игры, проходящего в виде соревнования между группами, включающего групповой самоконтроль и самооценку.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Изучаемые вопросы |
I. Строение атомов химических элементов и их превращения (6 часов) |
||
1 |
Введение. Структура ПСХЭ Д.И. Менделеева и состав атомов химических элементов. |
1. Ознакомление учащихся с программой элективного курса; постановка цели и задач. |
2 |
Строение электронных оболочек атомов химических элементов. |
1. Составление схем электронного строения атомов элементов I-IV периодов. |
3 |
Практическое занятие. «Зависимость свойств простых веществ от строения их атомов». |
1. Взаимодействие натрия и иода с водой. |
4 |
Решение расчетных задач по уравнениям проведенных реакций. |
1. Расчет массы продуктов реакции по массе исходных веществ. |
5 |
|
Решение расчетных задач для приготовления растворов с заданной концентрацией веществ. |
6 |
|
Приготовление растворов веществ с заданной концентрацией для кабинета химии. |
II. Типы химических реакций (17 часов) |
||
1 |
Реакции соединения и разложения. |
1. Взаимодействие железа с серой. |
2 |
Решение расчетных задач по уравнениям проведенных реакций. |
1. Понятие о многонаправленности химических процессов. |
3 |
Реакции замещения и обмена. |
1. Взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II). |
4 |
Решение расчетных задач. |
1. Выполнение расчетов по проведенным химическим реакциям с учетом процентной концентрации веществ в растворах |
5-6 |
Качественная реакция на соляную кислоту и ее соли. |
1. Взаимодействие соляной кислоты и растворов ее солей с раствором нитрата серебра. |
7 |
Решение расчетных задач. |
1. Расчет масс исходных веществ для получения заданной массы осадка. |
8-9 |
Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. |
1. Взаимодействие растворов серной кислоты и ее солей с раствором хлорида бария. |
10-11 |
Качественная реакция на азотную кислоту и ее соли. |
1. Взаимодействие растворов азотной кислоты и ее солей с концентрированной серной кислотой и металлической медью. |
12-13 |
Качественная реакция на фосфорную кислоту и ее соли. |
1. Взаимодействие растворов фосфорной кислоты и ее солей с раствором нитрата серебра. |
14-15 |
Качественная реакция на угольную кислоту и ее соли. |
1. Взаимодействие растворов угольной кислоты и ее солей с растворами серной и соляной кислот. |
16-17 |
Решение экспериментальных задач |
1. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. |
III. Окислительно-восстановительные реакции (3 часа) |
||
1 |
Понятие и значение ОВР. |
1. Понятия: окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, электронный баланс. |
2-3 |
Упражнения в составлении ОВР. |
1. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса. |
IV. Получение газообразных веществ. Объемные отношения газов (4 часа) |
||
1 |
Получение, собирание и изучение свойств углекислого газа. |
1. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. |
2 |
Решение расчетных задач. |
1. Определение массы и объема исходных веществ или продуктов реакции. |
3 |
Решение расчетных задач. |
1. Определение массы и объема продуктов реакции, если одно из веществ взято для реакции в избытке. |
4 |
Решение расчетных задач. |
1. Определение массы и объема продуктов реакции исходные вещества содержат примеси. |
5 |
Решение расчетных задач. |
1. Определение массовой доли выхода продуктов реакции. |
V. Классы неорганических соединений (3 часа) |
||
1 |
Химические свойства оксидов. |
1. Взаимодействие кислотных оксид фосфора (V) и основных оксидов с водой. |
2 |
Химические свойства гидроксидов. |
1. Самостоятельный выбор реактивов и проведение соответствующих реакций. |
3 |
Химические свойства солей. |
1. Самостоятельный выбор реактивов и проведение соответствующих реакций. |
VI. Обобщающий урок-игра (1 час) |
||
1 |
Способы получения солей. |
Учащиеся делятся на две группы и соревнуются по следующим видам работы: При взаимодействии каких классов неорганических соединений можно получить соли? (Кто больше). Написать молекулярно-ионные уравнения соответствующих реакций. (Кто правильнее). Проделать одну из этих типов реакцию по одному из названных способов. (Кто лучше). Для проведенной химической реакции придумать простейшую расчетную задачу и решить ее. (Кто получил приз?). |
Итого: 34 часа. |