ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФАКУЛЬТАТИВЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Программа рассчитана на 68 часов

Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е. М Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М Антипова


Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся гуманитарных классов и классов с углубленным изучением филологических дисциплин. Он может также найти применение при организации дополнительных за­нятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые пред­полагается выработать в процессе изучения курса, ока­жyтcя полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.

Основная цель курса - развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т. е. предназначает­ся не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературыдля школьников и множество изданий, в которыхдаются примеры анализа литературных произведений. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и их соединения в целостное рассмотрение литературного произведения, переход от теории к практике остается для учащихся очень сложной, часто неразрешимой за­дачей,

Эстетический эффект организации повествования с помощью онегинской строфы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Членение на повести в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Записки охотника» И. С. Тургенева как пример циклизации. Сю­жет и фабула в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Нарушение единства действия и функции по­бочных сюжетных линий в комедии А. С. Грибоедов «Горе ОТ ума». Проблема выделения узловых элементов фабулы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Внефабульные (внесюжетные) элементы в романе А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин». Портрет главного героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Лирические отступ­ления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые ДУШИ». Содержание и эстетические функции повести о капитане Копейкине в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Песни в драме А. Н. Островского «Гроза». Содержание и эстетические функции эпилога (гл. 28) в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Художественные функции эпиграфов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Роль авторских примечаний и «Отрывков ИЗ путешествия Онегина» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Начало и конец романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на фоне повест­вовательной традиции. Мотив падения в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Целостный анализ композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

В ходе изучения русской литературы в средних и стар­ших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного произведе­ния, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных авторов. Однако учащиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постиже­ния глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, по­этому, пытаясь сформулировать свои суждения о прочи­танном, они нередко оказываются не в состоянии аргу­ментировать их на основе текста.

Курс обучения анализу литературного произведения привлекает внимание учеников к диалектике художест­венной формы и художественного содержания и учит де­лать выводы о содержании произведения на основе вни­мательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление законо­мерностей в художественном тексте.

Программы по литературе для 10-11 классов строятся на историко-литературной основе, Большой объем изу­чаемого здесь материала часто не дает учителю возмож­ности совершенствовать те навыки аналитического чте­ния, которые были получены учащимися в 5-9 классах. Поэтому самостоятельное и аргументированное отношение к произведению нередко подменяется для учеников авторитетным мнением учителя и суждениями, заимствованными из учебников и критической литературы.


Данный курс призван решить следующие задачи:

интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;

• систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;

• обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы,причем с опорой не только на знание теории литературы но и на знания о структуре текстов разных типов и о сис­теме единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.


Итак, учебный курс «Слово - образ - смысл: филоло­гический анализ литературного произведения» должен дополнить как историко-хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изу­чения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10-11 классах (поскольку позво­лит систематизировать знания по русскому языку в про­цессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).

Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного произведения как дина­мической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает компетенция читателя. Количество прочитанных произведений само по себе не влияет на качественное изменение читательского опыта; без анали­тических усилий, игнорируя закономерности художест­венной формы, невозможно проникнуть в содержание произведения с должной глубиной.

Основным методологическим принципом, на котором строится учебный курс, является изучение литературного произведения не только как эстетического феномена и в контексте творчества автора и литературного процесса (на чем базируется курс литературы в старших классах средней школы), но и в единстве художественной формы и содержания. Если традиционный «школьный» путь- это движение от интуитивно воспринятого содержания к поискам того, как это содержание обнаруживает себя в тексте, то в данном случае предлагается идти от анализа формы к постижению произведения как смыслового целого.

Одной из задач литературного образования действующие программы по литературе провозглашают обучение школьника анализу литературного произведения на основе понимания специфики литературы как вида искусства. Однако в сознании учащихся знания по теории литературы и читательский опыт зачастую существуют в отрыве другот друга.

 

Уровень развития абстрактного мышления учащихся старших классов и объем накопленных ими знаний по истории и теории литературы достаточны для постановки задачи обучения анализу художественного произведения в его эстетической специфике. Однако учащимся стар­ших классов часто недостает владения филологическим метаязыком, аппаратом теоретико-литературных понятий для выражения своих суждений по поводу прочитанного. Кроме того, не знание базовых понятий теории литературы, принципов филологического анализа ил и схоластическое владение ими ведут к обеднению чита­тельского опыта, к тому, что в поле зрения читающих уче­ников оказывается лишь поверхностный слой содержа­ния литературного произведения. Неразвитость аналитических навыков препятствует и развитию читательской интуиции. Таким образом, в рамках данного учебного курса учащимся предлагается «пересмотреть» прочитан­ные в прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщенных знаний по теории литературы, а также научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с ли­тературным процессом. В целом задачу курса можно определить как подготовку квалифицированного читателя, умеющего работать с художественным текстом, вести филологический поиск.


Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

• повторение теоретико-литературных понятий, изученных В 5-9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расширенного круга чтения;

• углубленное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

• знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;

• выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа, с целью отработки как отдельных составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;

• обучение самостоятельному анализу литературно­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

• обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

• выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

• написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произве­дений.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется следующими принципами:

• выбор произведений соотнесен с требованиями феде­рального компонента государственного стандарта общего образования (полное среднее образование, профильный уровень);

• курс не ставит задачи полного повторения и целостно­го анализа всех изученных ранее литературных произведений, поэтому отбор литературного материала обусловлен необходимостью развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретико-литературными понятиями; в программу включены лишь те произведения, которые представляются наиболее «удобными» для рассмотрения тех или иных эстетических явлений; для каждого раздела программы отбираются произведения, в наибольшей степени соответствующие образовательным задачам данного раздела;

для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности те литературные произведения, которые должны быть изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 10 класса; однако в ряде случаев по необходимости привлекаются и произведения, предназначенные для изучения в 11 классе.

Структура курса определяется его целями и задачами, а также базовыми методологическими и методическими принципами. Исходя из конкретных условий, учитель может изменять порядок изучаемых тем, сохраняя при этом ведущий принцип: от анализа художественной фор­мы - К анализу содержания литературного произведе­ния. Задачи, которые ставятся в рамках данного курса, могут быть решены в разном объеме - в зависимости от степени подготовленности аудитории и возможности учебного времени.

 

Работа по данной программе обеспечивается ­учебно-методическим комплектом, включающим учебное пособие и методическое руководство к нему. Кроме того, в программе помещен список литературы, которая по­может учителю в организации самостоятельной исследо­вательской деятельности учащихся.


Содержание элективного курса

ПЕРВЫЙ ЭТАП

(10 класс)

На этом этапе учащиеся должны научиться представлять литературное произведение как эстетический феномен, художественная ценность которого определяется единством формы и содержания.


Введение (1 час)

Задачи и принципы филологического анализа литературного произведения. Многослойность содержания произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ под определенным угломзрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.)


Художественное произведение как образ (2 часа)

Главные задачи. Обобщить представления учеников о соотношении художественного произведения и объективной реальности, о художественном образе как специфической форме мышления и представления информации, О формах проявления образной природы литературного произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественная условность. Художест­венный мир. Единство художественной формы и художе­ственного содержания. Система образов про изведения (образ персонажа, образ среды, образ пространства, обра­зы предметов). Типы отношений между образами «двой­ничество», антагонизм и т. п.).

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Сопоставление документального и художест­венного текстов на сходную тему. Сопоставление реаль­ных фактов и их изображения в художественном произве­дении. Выявление в произведении образов разных видов.

Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Исто­рии Пугачева» и «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Изображение Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А. С. Грибоедова «Горе ОТ ума» и их прототипы. Система образов в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар». Худо­жественный мир М. Ю. Лермонтова. Художественный мир романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего временю».


Художественная форма (4 часа)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о необходимости анализа художественной формы произведения для выявления глубинного содержания художественного произведения; обобщить представления о стиле как уникальной совокупности художественных средств, определяющих образную природу произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественныйстиль. Идиостиль. Метафорический характер художественного мира (пространства и времени, сюжета, образаперсонажа, системы персонажей и др.). Психологизм. Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение своеобразия стиля данного художественного произведения и данного автора. Обнаружение общих художественных приемов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выявление признаков стилизации, пародии в произведении. Обнаружение конкретных стилевых явлений (психологизм, гротеск, документализм и дp.) в произведении и выявление их художественной функции.


Темы для обсуждения. Своеобразие стиля М. Ю. Лер­монтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людми­ле» А. С. Пушкина и «Песне про царя Ивана Василье­вича, молодого опричника и удалого купца Калашнико­ва» М. Ю. Лермонтова. Признаки пародии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психо­логизма романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» И романа И. С. Тургенева «Отцы И дети». Функции снов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и романс Л. Н. Толстого «Война и мир». Гротеск в «Истории одно­го города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.


З. Произведение как событие рассказывания (5 часов)

Главные задачи. Обобщить представления учащихся о художественной речевой коммуникации, о тексте как по­среднике между автором и читателем, о роли автора и чи­тателя в создании смыслового целого, о формах взаимо­действия автора, текста и читателя.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и текст. Автор - текст - читатель. Автор и повествователь, «Точка зрения» и речевая композиция текста. Типы по­вествования (от первого, второго, третьего лица, автобиографическое, хроникерское, объективированное). Сказ как особый тип повествования. Образ повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Модели условного адресата. Типы отношений между повествователем и адресатом. Формы повествования (установка на устную или письменную речь, стандартизированные речевые жанры как способ организации повествования: дневник, эпистолярная форма, мемуары и др.). Диалог и монолог.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение типа повествования в конкретном художественном тексте. Обнаружение признаковсказа. Определение типа повествователя в его отношении к биографическому автору и образу читателя. Выявление средств создания образа повествователя. Определение модели условного адресата и выявление средств созданияобраза адресата. Выявление пространственного, временного, идеологического и фразеологического признаков «точки зрения» в произведении. Распознавание и определение эстетической функции речевого жанра, на основе которого строится текст произведения. Определение типов и роли монологов и диалогов в произведении.


Темы для обсуждения. Способы повествования и чере­дование «точек зрения» в романе М. Ю. Лермонтова «Ге­рой нашего времени». Повествователь и слушатели в рас­сказе А. П. Чехова «Крыжовник». Средства создания об­раза повествователя в рассказе Л. Н. Толстого «После бала». Признаки сказа в «Левше» Н. С. Лескова. Смысл использования формы послания (письма) в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф. М. До­стоевского «Бедные люди». Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А. С. Пушкина. Роль монологов и диалогов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».


Композиция произведения (8 часов)

Главная задача. Сформировать у учащихся представле­ния о композиции художественного текста как средстве организации художественного мира, выявления его рит­мической природы.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Архитектоника текста. Композиция повествования. Способы авторского членения текста. Цикл как композиционная форма. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведе­нии. Внефабульные элементы (вставные тексты [вставная новелла, повесть, песни, стихи, сны, дневники, письма и пр.], лирические отступления и т. п.). Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр. «Сильные позиции» текста.

Задания, направленные на формирование навыков анализатекста. Выявление композиционных единиц текста. Выявление основного принципа членения текста и его эстетической функции. Определение признаков композиции повествования в данном произведении и художественной роли такой композиции. Обнаружение ретроспективной композиции, Выявление элементов сюжета и последовательности их расположения в тексте. Выявление своеобразия начала и финала произведения. Анализ паратекстовых элементов.

Темы для обсуждения. Трехчастный замысел поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Закономерности членения текста на главы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

 Нравственная проблематика поэмы Н. В. Гоголя «Мерт­вые души». Соотношение внешнего и внутреннего конф­ликтов в драме А. Н. Островского «Гроза». Роль подтекс­та в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Авторский за­мысел и творческая история романа Ф. М. Достоевского «Преступление И наказание». Авторская позиция и спо­собы ее выражения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего временю>. Основной пафос поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

 

5. Художественная речь (8 часов)

Главные задачи. Углубить и систематизировать представления учащихся о зависимости художественного содержания от языковых средств, использованных в литературном тексте, об эстетической функции речи; совершенствовать навык обнаружения в тексте произведения языковых явлений в их эстетической функции.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки художественной речи. Проза и поэзия. Стихотворении в прозе. Ритмическая проза. Ритмометрические характеристики стихотворной речи. Системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Пиррихий, спондей. Стихотворные размеры двуслож­ные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Дольник. Верлибр (свободный СТИХ). Вольный стих. Рифма, виды рифмы (мужская, женская, дактили­ческая и др.). Белый СТИХ. Строфа. Способы рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой и др.). Некоторые классические виды строф (катрен, терцина, октава, оне­гинская строфа). Образный потенциал поэтической речи. Изобразительно-выразительные средства языка художе­ственного про изведения. Тропы и риторические фигуры (эпитет и виды эпитетов, сравнение и виды сравнений, метафора, олицетворение, Метонимия, аллегория, анти­теза, оксюморон, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, градация, эвфония, аллитерация, звукоподра­жание). Гротеск. Уровни анализа языка художественно­го произведения. Языковая оппозиция. Семантическое поле. Тематическое поле. Ключевые слова текста. Имя собственное в художественном тексте. Имя персона­жа. Художественные функции стилистически окрашенныx групп лексики (диалектизмы, просторечие, варва­ризмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы и др.). Поэтизмы. Изобразительные возможности фоне­тических и грамматических ресурсов языка. Изобрази­тельные возможности лексических и грамматических аномалий.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление ритмических параметров стихотворного текста и определение их эстетической значимости в данном произведении. Обнаружение основных языковых оппозиций в фонетическом, лексическом и грамматическом строе стихотворного текста и фрагмента прозаического текста. Выявление ключевых слов и семантических полей в стихотворном тексте. Обнаружение стилистически окрашенных групп лексики и характеристика их роли в художественном тексте. Анализ семантики и художественных функций антропонимов и топонимов. Обнаружение тропов и риторических фигур в стихотворении и фрагменте прозаического текста; определение типов эпитетов, сравнений, метафор. Сравнение использования тропов одного вида в произведениях разных авторов.


 

Темы для обсуждения. Прозаические басни Ж. де Ла­фонтена и стихотворные басни И. А. Крылова. Признаки художественной речи в «Записках охотника» И. С. Турге­нева (на примере описаний природы). Особенности язы­ка романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Языковые особенности романтического стиля в стихо­творении В. А. Жуковского «Море». Особенности языка прозы Н. В. Гоголя (на примере первой главы поэмы «Мертвые души»). Анализ метрических особенностей мо­нолога «А судьи кто?..» из комедии А. С. Грибоедова «Го­ре от ума», одной строфы из романа А. С. Пушкина «Ев­гений Онегин», стихотворений «Ворон К ворону летит ...», «Бесы», «Мадонна» А. С. Пушкина; «И скучно И груст­но...», «Смерть поэта», «Шотландская песня» М. Ю. Лер­монтова; «Не жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина и др. Выявление изобразительных средств и приемов и анализ их эстетической функции в художественных про­изведениях (стихотворения «Зимнее утро», «Осень» А. С. Пушкина; «Парус», «Сон», «Выхожу один Я на доро­гу...» М. Ю. Лермонтова; «Запевка» И. Северянина; «Мой день беспутен и нелеп....» М. И. Цветаевой и др.). Лингвистический анализ стихотворений «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» А. С. Пушкина; «Когда волнуется желтеющая нива...» М. Ю. Лермонтова; «Февраль. Достать чернил и плакать...» Б. Л. Пастернака; «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...» А. А. Блок, «Хорошее отношение к лошадям» В. В. Маяковский и др. Лингвистический анализ отрывков из прозаических произведений (лирического отступления о птице тройки из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; заключительного монолога Катерины из драмы А. Н. Островского «Гроза»; внутреннего монолога Раскольникова из романаФ. М. Достоевского «Преступление инаказание»; сна Николеньки Болконского из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»; заключительной части эпилога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» идр.).


б. Художественное содержание (4 часа)

Главные задачи. Сформировать у учащихся навык формулировать свое представление о содержаниипроизведения Влитературоведческих категориях; развить умение определять тематику, проблематику произведения, его идейно-эмоциональное содержание (образ автора).

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное содержание и художественная форма. Единство содер­жания и формы. Художественное своеобразие произве­дения. Тема как предмет речи и тематика как крут отображаемых явлений. Проблематика. Типология проб­лем: нравственная, философская, социально-историче­ская проблематика (человек в его отношении к обществу, природе, универсуму; взаимоотношения поколений; че­ловек и время; человек и нация; духовные поиски, про­блемы смысла жизни). Исторически конкретные и веч­ные проблемы «сквозные темы»). Система конфликтов произведения; основной конфликт. Внешний конфликт и внутренний конфликт. Коллизия. Идейно-эмоциональ­ное содержание произведения. Подтекст. Пафос (геро­ический, романтический, сентиментальный, идилличе­ский, трагический, иронический, сатирический и т. п.). Образ автора. Автор биографический и «концепирован­ный». Авторский замысел и авторская позиция в произ­ведении.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Определение темы данного произведения и ключевых слов, в которых она обнаруживает себя. Выяв­ление крута проблем произведения и установление их типологии. Сопоставление тематики и проблематики раз­ных произведений. Обнаружение диалектики конкретно-исторического и вечного в произведении. Выявление ведущего конфликта произведения в его связи с проблематикой, событийным рядом и системой персонажей. Выявление системы конфликтов в произведении. Установ­ление авторской позиции по выявленной проблеме и системыавторских оценок Обнаружение системы средств выражения авторской позиции; сопоставление прямыхи непрямых средств выражения авторской позиции; сопоставление позиций персонажа, повествователя и автора. Определение пафоса данного произведения (группы произведений).

Темы для обсуждения. «Вечные» темы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Философская проблематикатворчества М. Ю. Лермонтова. Трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф. И. Тютчева. Приметы времени в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда вол­нуется желтеющая нива ... ». Историческое время в рома­не А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Динамика про­транственных образов в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцы­ри». Городское пространство в драме А. Н. Островского «Гроза». Художественное время и пространство в «Сне Обломова» (роман И. А. Гончарова «Обломов»). Образ движущегося времени в стихотворении А. А. Фета «Ше­пот, робкое дыханье ... ». «Адище города» в ранней лирике В. В. Маяковского.

Итоговая работа - 2 часа.


ВТОРОЙ ЭТАП (11 класс)

На этом этапе рассматриваются наиболее сложные формально-содержательные литературоведческие катего­рии. От обучающего анализа отдельных аспектов литера­турного произведения учащиеся должны перейти к цело­стному самостоятельному анализу.

Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении (8 часов)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о художественном мире как пространственно-временном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой содержания литературного произведения; выработать навыки анализа художественной модели времени как неотъемлемой составляющей художественного образа; систематизировать представления учащихся о видах пространственных образов, об их функциях в произведениях и средствах их создания.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное время как модель реальности. Модели времени: линейная, циклическая и др. Время и вечность. Прошлое - настоящее - будущее. Знаки времени: биографическое, семейное, календарное, природное, историческое, космическое и т. п. Жизнеподобие и фантастика. История впроизведении; историческая и «не историческая» литература. Модели пространства. Понятия и оппозиции, реализующие модели пространства (граница, путь и др., симметричное - асимметричное, внутреннее – внешнее, верх - низ, близкое - далекое, свое - чужое, посюсто­роннее - потустороннее и т. п.). Метафорические отно­шения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архети­пические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ горо­да). Статические и динамические образы. Мастерство пи­сателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масшта­ба изображения, степень детализированности, сенсорные характеристики и др. Интерьер (образ дома, образ комна­ты). Ментальные пространства (картины воображаемой реальности) как проекции внутреннего мира персонажа. Система образов пространства в произведении. Основ­ные оппозиции. Пространство и персонаж. Средства со­здания пространственных образов.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Обнаружение знаков времени (прямых и кос­венных) в произведении. Характеристика временной структуры. Выявление символики календарного времени. Обнаружение метафор со значением времени в художест­венном тексте. Сравнение нескольких произведений с точки зрения доминирующего типа художественного вре­мени. Анализ динамики времени и пространства в произ­ведении. Характеристика пространственной структуры произведения. Выявление основных пространственных оппозиций. Обнаружение пространственных метафор. Анализ пейзажа в произведении; анализ пейзажной детали; характеристика художественного мастерства автора в создании пейзажа. Характеристика пейзажа как средство создания образа персонажа. Характеристика пейзажа как способа выражения авторской позиции. Анализ пейзажа в лирическом и драматическом произведениях. Анализ интерьера; характеристика интерьера как средства создания образа персонажа и способа выражения авторской позиции. Выявление в произведении ментальных пространств различных типов и их характеристика в аспекте художественной функции. Выявление динамики пространственных образов в связи с типом хронотопа.

Темы для обсуждения. Тема пути в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Выхожу один Я на дорогу ... ». Образ.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление совокупности портретных черт данного персонажа. Выявление психологических, возра­стных, социально характеризующих и т. п. деталей, стати­ческих и динамических признаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портре­та персонажа в его характерологической функции и с точ­ки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная ха­рактеристика портретов персонажей в одном или не­скольких произведениях.

Образ персонажа (4 часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и сред­ствах создания образа персонажа, о роли системы персо­нажей в раскрытии проблематики про изведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание об­раза - индивидуальное и типическое (универсальное, антропологическое, национальное, историческое, соци­альное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, местов системе персонажей, роль в сюжете, функция в произведении, объекты природы, интерьер, деталь-символ, прямые оценки (автор - повествователь - персонаж). Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения. Персонажи, связанные отношениями подобия( «двойники»), принадлежности к общей группе (подсистема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты). Сопоставительная характеристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей: главные, второстепенные эпизодические, внесценические, антропоморфные, зооморфные и т. п. Традиционные типы персонажей (амплуа) в драме: резонер, субретка и т. п.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Характеристика содержания образа данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и способов выражения авторского отношения к нему. Анализ авторского отношения к герою. Выявление системных отношений между персонажами произведения. Характеристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персона­жей-«двойников» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персо­нажей (их систематизация и функции в произведении). Построение сопоставительной характеристики двух пер­сонажей одного или разных произведений. Сопостави­тельная характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произве­дении и группе произведений и объяснение их художест­венной функции.

Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и универсальное в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Речевая характеристика персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пей­заж как средства создания образа главного героя в рома­не М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерь­ер как средство характеристики персонажа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые ДУШИ». Гамлетовские черты в пер­сонажах русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ Базарова в оценке литератур­ной критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» И «дети» В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Женские персонажи в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Второстепенные и внесценические персонажи в драме А. Н. Ост­ровского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и антиподыв романе Ф. М. Достоевского «Преступление и на­казание».


9. Портрет в литературном произведении (2 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и художественных функциях.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство автора в создании портрета.

Темы для обсуждения. Портреты главных героев в ро­мане А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и психологическая информация в портрете главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы И дети». Постоянные и ва­риативные детали в женских портретах в романе Л. Н. Тол­стого «Война И мир». Портрет Мцыри в поэме М. Ю. Лер­монтова «Мцыри». Ведущая черта портрета Платона Ка­ратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».


Образ предмета (2 часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли В про изведении.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ образа предмета. Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли предмета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов.

Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Предметы-символы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М. А. Булгакова «Мастер иМаргарита». Символика образа микроскопа в рассказеВ. М. Шукшина «Микроскоп».


Образ события (5 часов)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабу­ла. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпилог. Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия. Количество фа­бульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете. Лириче­ский сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты («сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия).

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Разграничение события рассказывания (сю­жет) и изображенных событий (фабула). Выявление со­бытий, составляющих фабульную линию. Выявление эле­ментов фабулы в связи с развитием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимо­действия фабульных линий. Анализ своеобразия лириче­ского сюжета. Анализ своеобразия развития сюжета в произведениях различных литературных направлений и жанров (классицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза, путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выявление сюжетообразующих ме­тафор в произведении. Выявление сходных мотивов в фа­бyлax разных произведений. Интерпретация сюжетов в их универсально-«вневременной» функции.

Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Основные фа­6ульньre линии и точки их пересечения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкновения экипажей в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (т.1, гл. 5). Метафорический смыслфабулы в стихотворении В. В. Маяковского «Необычайное приключение...». Своеобразие лирического сюжета в стихотворении С. Л. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Основные мотивы романтических стихотворений В. А. Жуковского.. Морс» и«Вечер». «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова. Смысл названия главы «Раздвоение Ивана» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».


Эпизод в произведении (3 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и про­странства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Анализ признаков времени и пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотноше­ний и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в созда­нии образов персонажей. Анализ точки зрения и автор­ской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопоставление типологически сходных эпизодов в различных произве­дениях.

Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и про­странство в эпизоде «Раненый князь Андрей на Пра­ценской горе» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Анализ точки зрения и авторской пози­ции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого вромане М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизо­да «Чичиков у Плюшкина» в поэме Н. В. Гоголя «Мерт­вые души». Сцены дуэли в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир» (сопоставительный анализ). Диалог Базарова и Аркадия в pомане И. С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и диалог Андрея и Пьера в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6).


Текст и контекст (4 часа)

Главная задача. Совершенствовать навыки aнализа произведения с учетом контекстов различных типов.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Про изведение и биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Aллюзия. Художественная литература и публицистика. Документально- художественные и публицистическиежанры и их использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и т. п.). Интертекст (литературный контекст как один из видов художественного контекста).

Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные, фольк­лорные и т. п. реминисценции.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление автобиографических элементов в литературном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведении. Обнаружение признаков другого литературного произведения в тексте данного произведения. Выявление мифологических реминисцен­ций в произведении.

Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Автобиографические элементы в ро­мане М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Элементы публицистических жанров в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Литературные цитаты и реминисцен­ции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Библей­ские образы и реминисценции в лирике А. А. Ахматовой. Пушкинские образы и мотивы в лирике А. А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».


Произведение и литературный процесс (4 часа)

Главная задача. Развивать у учащихся умение определять место данного произведения в историко-литературном процессе.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и литература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бытовая), песня, анекдот, пословица). Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы (житие, притча,хождение). Литературный род: эпос, лирика, драма. Лироэпические и лирико-драматические произведения. Литературный жанр. Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка), драматические (драма, комедия, трагедия), лирические (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпиграмма, эпитафия, рондо, стансы, романс, мадригал и т. п.), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня) жанры и жанровые разновидности (путеше­ствие, утопия, антиутопия, роман-миф, авантюрный ро­ман, детектив и т. п.). Художественный метод и художест­венный стиль. Литературные направления, течения, ху­дожественные школы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, постмодер­низм). Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной классики. Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произве­дения.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление фольклорных элементов в произ­ведении. Анализ родового и жанрового своеобразия про­изведения. Сопоставление нескольких произведений од­ного жанра. Анализ жанрового многообразия творчества одного автора. Определение своеобразия художественно­го метода в конкретном произведении. Характеристика произведения в аспекте художественного метода. Анализ признаков стиля конкретного литературного направле­ния в произведении. Анализ произведения в аспекте его традиционности и новаторства. Анализ традиций творчества одного автора в произведениях другого. Анализ актуальности классического произведения в сегодняшней действительности.

Темы для обсуждения. Жанровое своеобразие «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Фольклорные темы, образы и мотивы в лирике С. А. Есенина. Черты фольклорных жанров и жанров древнерусской литературы «Слове о полку Игореве». Соотношение эпического и лирического начал в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина». Жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» как лироэпическое произведение. Жанровое своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Жанр элегии в поэзии русского романтизма. Басни И. А. Крылова и сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина (сопоставительный анализ). Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как реалистическое произведение. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Своеобразие художественного метода в романе И. А. Гончарова «Обломов». Соотношение традиционного и новаторского в стихотворении В. В. Маяковского «Послушайте!». Стихотво­рение А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы ... » как про­изведение символизма. Пушкинские традиции в поэзии акмеистов. Трансформация традиционных жанров в поэ­зии В. В. Маяковского. Современное звучание произве­дений М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Проклятые вопросы» героев Ф. М. Достоевского и сегодняшняя действитель­ность.


Итоговая работа - 2 часа.

* * *

В результате работы по программе курса «Слово­-образ-смысл: филологический анализ литературного про изведения» учащиеся должны:

• повторить и систематизировать знания по теории литературы, иметь ясные представления о значении литера­туроведческих терминов в объеме, предусмотренном про­граммой;

• осуществлять анализ художественного произведения или группы произведений в заданном аспекте (образ пер­сонажа, сопоставительная характеристика персонажей, подсистема персонажей, художественная деталь, портрет, пейзаж, эпизод, своеобразие сюжета и композиции, ав­торская позиция и средства ее выражения, авторское от­ношение к герою, жанровое своеобразие произведения и др.), а также производить целостный анализ произведе­ний разных родов, жанров и направлений;

строить письменное высказывание (сочинение) на основе анализа художественного произведения.


Литература

Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.

Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд.М., 2004.

Есин А. Б. Принципы иприемы анализа литературного произведения. М., 1998.

Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь.- М., 1998.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост.А. Н. Николюкин. М., 2001.

Литературный энциклопедический словарь / под ред.В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987.

Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003.

Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестома­тия / Aвт.-сост. Н. д. Тамарченко. М., 2001.

Т о м а ш е в с к и й Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 1996.

Фар и н о Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

Х а л и з е в В. Е. Теория литературы. 4-е изд. М., 2004.

Э л с а н е к А. Я. Основы литературоведения. Анализ худо­жественного произведения: Учебное пособие. М., 2001.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Поделиться

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОБЖ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МХК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИЗО

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОГЭ И ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕЗНАЙКАМ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГОЛОВОЛОМКИ, ВИКТОРИНЫ, ЗАГАДКИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НА ПЕРЕМЕНКЕ И ПОСЛЕ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru