Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1 час.
Автор программы: Романова Любовь Николаевна, учитель математики первой квалификационной категории.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Изучение математики в 5 классе основной школы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умение распознавать логически некорректные высказывания;
креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
в метапредметном направлении:
первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;
умение находить в различных источниках информацию;
умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.
в предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах;
умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.
2. Содержание учебного курса
Арифметика (16 ч)
1. Натуральные числа
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Прикидка и оценка результатов вычислений.
2. Текстовые задачи
Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом).
3. Измерения, приближения, оценки
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире. Представление зависимости между величинами в виде формул.
Начальные понятия и факты курса геометрии (14 ч)
1. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии
Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла. Треугольник. Виды треугольника. Сумма углов треугольника. Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
2. Измерение геометрических величин
Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника. Величина угла. Градусная мера угла. Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
Проектная деятельность (5 часов)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов на изучение |
1 |
Арифметика |
16 |
2 |
Начальные понятия и факты курса геометрии |
14 |
3 |
Проектная деятельность |
5 |
|
Итого: |
35 |
Календарно-тематическое планирование
Дата |
№ урока |
Кол-во часов |
Тема урока |
|
план |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Арифметика (16 ч) |
||||
|
|
1 |
1 |
Занимательная арифметика. История развития начальной математики |
|
|
2 |
1 |
Недесятичные системы счисления |
|
|
3 |
1 |
Числовые великаны и лилипуты |
|
|
4 |
1 |
Старинная система мер |
|
|
5 |
1 |
Текстовые задачи. Арифметические задачи |
|
|
6 |
1 |
Занимательные задачи на проценты |
|
|
7 |
1 |
Задачи на взвешивание. |
|
|
8 |
1 |
Задачи на переливание |
|
|
9 |
1 |
Время, часы. |
|
|
10 |
1 |
Календарь. История возникновения календаря. |
|
|
11 |
1 |
Календарь. Решение задач |
|
|
12 |
1 |
Звериный задачник. Решение занимательных задач |
|
|
13 |
1 |
Удивительный мир чисел. Натуральные числа. |
|
|
14 |
1 |
Задачи на переливание. Задачи на движение. |
|
|
15 |
1 |
Старинные задачи. |
|
|
16 |
1 |
Принцип Дирихле. Старинные задачи. |
Раздел 2. Начальные понятия и факты курса геометрии (14 ч) |
||||
|
|
17 |
1 |
Простейшие геометрические фигуры. |
|
|
18 |
1 |
Простейшие геометрические фигуры. |
|
|
19 |
1 |
Пространство и размерность |
|
|
20 |
1 |
Пространство и размерность |
|
|
21 |
1 |
Занимательные размещения и перестановки |
|
|
22 |
1 |
Занимательные размещения и перестановки |
|
|
23 |
1 |
Занимательные размещения и перестановки |
|
|
24 |
1 |
Точки и ломаные |
|
|
25 |
1 |
Точки и ломаные |
|
|
26 |
1 |
Точки и ломаные |
|
|
27 |
1 |
Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве |
|
|
28 |
1 |
Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве |
|
|
29 |
1 |
Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Решение задач |
|
|
30 |
1 |
Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Решение задач |
Раздел 3. Проектная деятельность (5 ч) |
||||
|
|
31 |
1 |
Что такое ученический научно-исследовательский проект? |
|
|
32 |
1 |
Что такое ученический научно-исследовательский проект? |
|
|
33 |
1 |
Проектная деятельность. Ученический проект. |
|
|
34 |
1 |
Проектная деятельность. Ученический проект. |
|
|
35 |
1 |
Защита проектов. |
Лист корректировки
№ урока |
Название раздела, тема урока |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки программы |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|