ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ИНФОРМАТИКА

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

 

«Физика – интереснейшая из наук!» - уверяет своих учеников учитель, показывая на доску, исписанную физическими формулами. Даже у взрослых это вызывает сомнение, а ребенок чувствует себя глупым и, боясь показать свою неуверенность и беспомощность, прячется за маской безразличия и отстраненности от этих непонятных, ничего для него не значащих иероглифов. А ведь может быть и по-другому: «Я так надеюсь на твое желанье узнать, постичь, преодолеть себя. Пойдем со мной по лесенке познанья. Вперед, не бойся, рядом я!»                                          

Нужно попытаться стать для учеников другом, «попутчиком» на их нелегком пути в мир физики, раскрывая сущность предмета, ненавязчиво создавая у них представление о целостности научной картины мира. «Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность…способствует воспитанию нравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, т.к. только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся».

Это наглядно можно пронаблюдать на уроке – инсценировке по теме «Свободное падение», где ученик является как бы судьей решающий вопрос: прав ли был Г.Галилей, отказавшийся от своих взглядов, чтобы остаться жить, работать и закончить свои труды, сделать научные открытия, двинувшие науку далеко вперед. Ученик ненавязчиво втягивается в решение проблемы и по-своему, по-детски, пытается ее решить.

Я.Каменский считал необходимым для учителя «всеми возможными средствами воспламенять … жажду знаний и пылкое усердие к учению… Метод обучения должен облегчить труд ученика так, чтобы не было ничего, что претило бы ученикам и отпугивало бы их от дальнейших занятий» (2, стр.200).


«Ученик не сосуд, который необходимо наполнить, а факел,                                                           который нужно зажечь!»

Формированию положительных мотивов учения, росту активности школьников на уроках, качеству знаний, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения, способствует наличие познавательных интересов у школьников (4).

К.Д.Ушинский придавал важнейшее значение интересам в духовном развитии ребенка и подчеркивал зависимость развития детских интересов от обучения и воспитания «Учение, лишенное всякого интереса, … убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» (3, стр 51).

Динамика формирования интереса к физике как учебному предмету хорошо представлена у И.Я. Ланиной: «Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску… (4).

На первой стадии – удивления и любопытства – у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, от необычного применения физического явления, об интересном случае из истории физики или легенд об открытиях, сделанных учеными, ставшими великими. «Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении ситуации на уроке. Но нельзя пренебрегать этой первой возможностью вызвать ростки интереса к учению» - писала Ланина.

Заочное путешествие в страну «Физика», знакомство с физикой – наукой нескучной, интереснейшими людьми, создающими ее, проводят старшеклассники для ребят, которые только начинают изучать физику. Перед ними ставятся вполне взрослые вопросы: Легко ли стать ученым? Легко ли сделать открытие? Случайны ли научные открытия?

Ребята рассказывают легенды об Архимеде, Ньютоновском яблоке, о бульоне из лягушачьих лапок, с помощью которого Гальвани открыл «животное электричество» - электрический ток, об Эрстеде, Рентгене. Их рассказы об ученых сопровождаются показом опытов. Затем рассказывают о жизненном пути и работе этих ученых. В конце путешествия ребята приходят к выводу, что «Счастливая случайность выпадает лишь на долю подготовленных умов». Идя, фактически, от сказки к науке ребята незаметно для себя получают знания, легко запоминают явления и могут их объяснить.

Умелое знакомство учащихся с историей науки поднимает в их глазах авторитет предмета, возбуждает в них желание самим делать открытия. Фейнман писал: «Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия… Это удивительное время, время волнений и восторгов» (6).

С каждым годом все чаще приходится замечать, что наши дети все равнодушнее к учебе, для большинства из них учебный труд превратился в тягостную повинность. Почему? Одной из причин является неумение учителя преобразовать учебу в радостное, охотно выполняемое. Но если удается осуществить это преобразование, то оно почти всегда гарантирует успех обучения. Великий А. Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Напрашивается вывод: …Требуется разумная смена деятельности, дающая толчок развитию познавательных интересов, инициативы.

Когда урок заставляет сильнее биться радостью сердце ученика – учитель всемогущ. Если познавательная деятельность вызывает у ученика радость, увлеченность познанием, обучение приобретает подлинную силу.

Одним из эффективных путей развития у школьников интереса к учению является организация их игровой деятельности. Французский ученый Луи де Бройль приравнивал игру, даже самую простую к труду ученого: Игра – это труд. Игра – это творчество! (7). В том и в другом случае привлекает поставленная задача, трудность, которую надо преодолеть, радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Деловые игры предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, в будущей профессиональной деятельности. Способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок. Увлекаясь игрой, ученики не замечают, как учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают свою фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Один из видов игровых уроков, полюбившийся моим ученикам – игры путешествия.

«Восхождение на пик Знаний» - такую игру можно провести по любой теме, в любом классе, меняя задания в кармашках и название темы, любого типа уроки: решение задач, закрепление теоретического материала, проверка домашнего задания, повторительно – обобщающие уроки. Обычно эту игру ведут капитаны команд, учителю остается только контролирующая роль.

Путешествие по стране «Калория» - по теме «Тепловые явления». По стране «Электронии» -   по теме «Электрические явления», путешествуем вместе с занятным героем - Электроником, от «города к городу» электрической цепи. Интегрированные с географией, литературой, химией - такие уроки дают ученикам почувствовать радость познаний, радость небольших открытий. Здесь используются ребусы, интересная информация, которую ребята добывают сами, перечитав большое количество дополнительной литературы и материала из интернета, кроссворды, всевозможные задачи, отдельные элементы используются почти на каждом уроке.

Всегда стояла проблема: как сделать для школьников интересным процесс решения задач? Ведь именно учебная задача призвана пробудить мысль ученика, дать ему возможность убедиться в действительности своих знаний. В подавляющем большинстве ученики не любят и не умеют решать задачи по физике. Нетрадиционные уроки решения задач базируются на обучении самостоятельно «добывать» знания в процессе познавательной деятельности. Главная цель – не просто получение правильного ответа, а возможность подойти к правильному ответу через высказывания своего мнения, совместного обсуждения хода решения. Расчеты осознаются как самый простой вид деятельности и выполняются с удовольствием, также как и обсуждение решения. Контроль не вызывает неприятных эмоций, т.к. это взаимо- и самоконтроль, он рассматривается как необходимый этап работы, важное условие его правильного выполнения, получение одобрения у товарищей и учителя. В 7-х, 8-х классах учащимся помогают сказочные герои - благодаря симпатичному Удавчику, ребята легко запоминают формулы, в уроке-игре «Волшебное число» вместе с Иваном – царевичем спасают Елену Прекрасную, решая 7 задач разрушают 7 замков подземелья. Повторяя тему «Плотность», решают дифференцированные задачи о драгоценных камнях, золотых дисках, изделиях из серебра, в золотом, серебряном, оловянном, медном и деревянном сундучках в игре «Сокровища Деда Мороза». Открывая замки на сундучках, зарабатывают баллы. Составляют задачи – шутки по рисункам Остера, причем, предлагают много вариантов, перерешав по несколько задач, выбирают лучшие из них. Сдают мини ЕГЭ с героями мультфильмов «38 попугаев». Тем самым развивают навыки в применении формул, алгоритма решения задач. Игра, учение, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Играя, ребята учатся обобщать полученные знания и выражать их в опорных конспектах. Ребята сами их с удовольствием составляют из отдельных фрагментов - опорных сигналов, как бы собирая мозаику. Например, с участием детей были придуманы ОК к открытым урокам по темам: силы в механике «Плавание по океану знаний», «Электрический ток в жидкостях», «Строение атома и атомного ядра» и др. Почти половина собранных мною конспектов были составлены с помощью учащихся.

В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий – одного из наиболее эффективных путей развития познавательного интереса.

Использование ИКТ на уроках, это не только дань моде, но и эффективный фактор для развития познавательной деятельности учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе или с интерактивной доской, им предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере технологий. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках и во внеурочное время, чтобы повысить знания по предмету. Ведь, Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, но нам важно, чтобы школьники использовали Интернет как средство получения информации (8).

Компьютер обладает колоссальным потенциалом и даёт разнообразные возможности для формирования познавательного интереса на уроках физики. Использование изобразительных возможностей (анимация, видеофрагмент), позволяют сделать содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным; сопровождение преподавания учебного материала динамическими рисунками и моделями; иллюстрация того, что невозможно показать в силу различных обстоятельств, например электрический ток, представление о сопротивлении проводника; организация виртуальной лабораторной работы, которую нельзя провести в реальных условиях.

Стимулирование познавательного интереса у ребят к предмету с помощью электронных презентаций уроков, созданными не только преподавателя, но и с презентациями, созданными самими школьниками; организация индивидуальной работы, для чего можно использовать различные кроссворды с подсказками; проведение быстрого и эффективного тестирования знаний; возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики.

Главной особенностью информационных технологий является то, что они пригодны как для коллективной, так и для индивидуальной работы.    При закреплении пройденного материала в системе используются различные физические игры, например, игра «Своя игра», «Счастливый случай» предназначенная для закрепления знаний, а также для проведения викторин и конкурсов. Использование электронных пособий при обучении решения задач, для подготовки к ЕГЭ.

Физика – интереснейшая из всех наук о природе. Почему же у многих учащихся этот предмет не вызывает никакого интереса, а для некоторых становится одним из самых непонятных и нелюбимых?

Физику начинают «учить» в возрасте 12-13 лет, т.е. тогда, когда для многих школа становится привлекательной тем, что дает возможность широкого общения со сверстниками, причем учение от этого заметно страдает. Разнообразная и интересная информация из разных источников конкурирует с учебной информацией, получаемой в школе. Начало изучения физики приходится как раз на тот период, когда интерес к явлениям природы, устройству мира и т. д. значительно ниже, нежели в младшем возрасте, когда ребенка больше интересует живая и неживая природа, а не взаимоотношения с товарищами. К традиционному началу изучения физики у детей уже складывается типично «школьная» память, нацеленная больше на заучивание, а не на познание. Все сводится к формальному изучению предмета, а, следовательно, и к падению интереса.

Нетрадиционные формы проведения урочной и внеурочной работы, элемент сказки помогают запомнить учебный материал, понять физические явления, и даже запомнить формулы. Выступают как необходимое средство достижения определенного уровня знаний, умений, навыков учащихся. Выходя из школы, ученик уносит радость от чего-то, вновь познанного, необычного.

Таким образом, «Элемент детства» и нетрадиционные уроки, с использованием всевозможных, информационно коммуникативных технологий, развивают у учащихся способность к познанию, накоплению и использованию знаний, являющейся одной из замечательных способностей человека. Эта способность лежит в основе всякого творчества, созидания, в основе всего внутреннего, духовного мира человека. Без нее не было бы, конечно, никакой цивилизации. Не было бы и самого человека.


                                            Литература

Каменский Я. Избранные педагогические сочинения. М. 1939г.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М. 1945г.

Крупская Н.К. Сочинения т.4. М. 1959г.

Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1985.

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. 1971г.

Фейнман Р. Характер физических законов – М., Мир, 1976г.

Бройль де Луи. По тропам науки. М. 1956г.

Полат Е. С. Информационные технологии в системе образования. М.,1999.

Поиск

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Поделиться

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ИЗО

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

ОГЭ И ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ГОЛОВОЛОМКИ, ВИКТОРИНЫ, ЗАГАДКИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

НА ПЕРЕМЕНКЕ И ПОСЛЕ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru