ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ИНФОРМАТИКА

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

 

1. Ваш школьный кабинет биологии получил подарок – коллекцию препаратов по теме «Скелет позвоночных». Правда, коллекция почему-то состояла из: а) черепов, б) полных скелетов, но без черепов и в) скелетов конечностей. Видимо, предыдущий владелец считал, что изучение полного скелета – занятие слишком простое и потому неинтересное. И еще незадача: этикетки, объясняющие, к какому организму какой препарат относится, потерялись. Чтобы от коллекции был прок, вы решили установить принадлежность препаратов хотя бы к разным классам позвоночных. Опишите, как вы это будете делать.

Разумеется, существует множество вариантов правильного ответа. Из отличий следует выбрать те, которые позволяют четко определить принадлежность скелетов к определенным классам позвоночных. При этом желательно обойтись минимальным количеством признаков. В соответствии с указанными в условии тремя вариантами некомплектных скелетов составим определитель, выделив в нем три раздела. Будем придерживаться принципа оформления тез и антитез, принятого в зоологических определителях.

А. Черепа.

1. (4) Череп хрящевой, покровных костей нет.
2. (3) Череп состоит из отдельных капсул, челюстей нет – Круглоротые.
3. Имеются челюсти и мозговая капсула – Хрящевые рыбы.
4. Есть жаберные кости, скелет жаберных дуг и подвесок. Нет мыщелков – Костные рыбы.
5. (8) Два мыщелка.
6. (7) Платибазальный череп – Амфибии.
7. Тропибазальный череп – Млекопитающие.
8. (9) Один мыщелок. Есть клюв (челюсти, одетые роговым чехлом) – Птицы.
9. Челюсти не одеты роговым чехлом – Рептилии.

Б. Полные скелеты.

В соответствии с условием принимаем, что череп в скелете отсутствует. Наша задача усложняется, но остается вполне разрешимой.

1. (4) Позвонков нет.
2. (3) Парных конечностей нет – Круглоротые.
3. Парные конечности есть – Костные рыбы (ганоидные).
4. (5) Позвонки хрящевые со сквозными отверстиями для хорды – Хрящевые рыбы.
5. (6) Позвонки костные, пояса конечностей не крепятся к позвоночнику, нет грудины – Костные рыбы.
6. (7) Один шейный позвонок, имеющий две поверхности для соединения с мыщелками, – Амфибии.
7. (8) Шейные позвонки седловидные, остальные преобразованы в грудную кость, сложный крестец, пигостиль – Птицы.
8. (9) Шейных позвонков семь. Атлант с двумя поверхностями для мыщелков – Млекопитающие.
9. На атланте одна поверхность для сочленения – Рептилии.

В. Скелеты конечностей.

В условии не оговорено, лежат ли вместе скелеты передних и задних конечностей. Предположим, что все конечности перепутаны и мы не знаем, какая из них передняя, а какая задняя.

1. (6) Окостенений нет.
2. (3) Пояс покрыт хрящевыми образованиями – Костные рыбы (осетрообразные и двоякодышащие).
3. (4) Пояс представлен дугой с двумя выступами – Хрящевые рыбы.
4. (5) Пояс представлен хрящевой пластинкой (тазовой), хорошо развиты базалии – Хрящевые рыбы.
5. Базалии развиты слабо – Костные рыбы (осетрообразные и двоякодышащие).
6. (9) В поясе и свободных конечностях есть окостенения. Конечность имеет вид плавника.
7. (8) Плавник лишен следов дифференцировки на пальцы и отделы – Костные рыбы.
8. Плавник имеет дифференцированные пальцы – Млекопитающие.
9. Конечность не похожа на плавник.
10. (13) Сустав расположен между предплечьем и запястьем (голенью и предплюсной).
11. (12) На последних фалангах нет когтей и следов от когтей – Амфибии.
12. Когти или следы от них имеются – Млекопитающие.
13. Сустав интеркарпальный (интертарзальный).
14. (15) Имеется цевка – Птицы.
15. Цевки нет – Рептилии.

2. Д-р Дремучий решил заняться прибыльным делом: выращивать комнатные растения и продавать их разным организациям для озеленения служебных помещений. Поскольку по образованию д-р Дремучий далек от ботаники, да и дома у него горшков с цветами никогда не водилось, подготовку решено было начать с чтения книги «Комнатные растения». Полученная информация потрясла д-ра Дремучего: «Я и не думал, что комнатных растений так много... Но меня-то интересуют только «офисные» растения! Нужно сообразить, какими они должны обладать свойствами. Со списком этих свойств можно будет обратиться к специалисту, и он отберет виды растений, которые мне стоит выращивать».
Наличие каких анатомических, физиологических, биохимических и экологических особенностей комнатного растения делает его заслуживающим внимания д-ра Дремучего? Ответ обоснуйте.
(Д-р Дремучий хочет иметь хорошую репутацию в новой сфере деятельности. Поэтому рассуждения типа: «Чем чаще клиентам придется покупать новые растения взамен погибших, тем лучше» – для него неприемлемы.)

Офисное растение должно удовлетворять ряду требований, которые можно объединить в несколько групп.

1. Не создавать проблем работникам и посетителям:

– не иметь неприятного, резкого или слишком сильного запаха;
– не выделять ядовитых веществ;
– не иметь липких выделений и цепких колючек;
– не вызывать аллергии на пыльцу или испарения;
– не засорять помещение семенами, плодами, сброшенными листьями либо пыльцой;
– не привлекать насекомых и других животных;
– не собирать пыль;
– не занимать много места;
– не раздражать глаз излишне яркой или пестрой окраской;
– расти медленно.

2. Нормально развиваться при минимальном уходе:

– обходиться редким и нерегулярным поливом;
– жить в небольших горшках;
– не нуждаться в частых пересадках;
– не требовать специальных удобрений, обрезки, подпорок.

3. Успешно выживать в условиях офиса, то есть быть устойчивым к:

– пыли;
– сухому, душному воздуху;
– табачному дыму;
– искусственному освещению с его особым спектром;
– продолжительности светового дня, определяемой традициями фирмы, а не потребностями самого растения;
– слабой освещенности (если сравнивать ее с прямым солнечным светом);
– довольно высокой температуре, резко падающей во время зимних проветриваний.

4. Приносить пользу офису, то есть:

– своим видом способствовать отдыху глаз работников и привлекать клиентов;
– очищать воздух от дыма, пыли и бактерий;
– увлажнять воздух;
– иметь легкий приятный запах;
– служить показателем богатства и прочного положения фирмы.

Исходя из этих требований, можно сформулировать особенности офисного растения.

АНАТОМИЯ. Растение, стоящее в горшке на полу, должно иметь высокий голый ствол с листьями вблизи верхушки, как у пальмы. Если растение стоит на столе, оно должно быть небольшим (до 30 см), прочным и без колючек. Весьма вероятно, что растения в офисе разместят высоко на стенах; в этом случае они должны быть вьющимися или лазающими. Листья предпочтительно иметь крупные (из эстетических соображений) и гладкие (чтобы не накапливалась пыль). Хорошо, если растение будет покрыто водонепроницаемой кутикулой. Мочковатая корневая система позволяет растению помещаться в небольших горшках.

ФИЗИОЛОГИЯ. Желателен медленный рост, чтобы растения не требовали пересадок и не заняли вскоре весь офис. Запасание воды снимает необходимость в частых поливах. Способность к фиксации азота и насекомоядность сократят потребность в удобрениях (но вместе с ней, увы, и разнообразие внешнего вида растений). Что же касается режима цветения, то приемлемыми представляются несколько вариантов.
1. Растение никогда не цветет. Проблем с пыльцой, семенами и привлечением насекомых нет, но оно не очень красиво.
2. Растение цветет, но не пахнет, не привлекает насекомых и не дает семян (обмен пыльцой между раздельнополыми цветками должны осуществлять насекомые, которые в офисе отсутствуют).
3. Растение цветет и самоопыляется. Тогда к нему приходится предъявлять ряд дополнительных требований: пыльца не летает, запах слабый или отсутствует, семена образуются, но плоды не разлетаются и не пахнут.

БИОХИМИЯ. Растение не вырабатывает никаких ядовитых, липких, слизистых, вонючих экскретов. Оно устойчиво к табачному дыму и ядовитым выделениям пластиков, оптимальна способность поглощать эти токсичные газы. Выделение фитонцидов приветствуется, если эти соединения не имеют резкого запаха.

ЭКОЛОГИЯ. Лучше всего, если растение будет ксерофитом и теневыносливым. Однако эти свойства редко совмещаются. Для офиса не подойдут эфемеры, эфемероиды, листопадные и ветроопыляемые растения. Эпифиты и паразитические растения очень сложны для выращивания. Растения, зависимые от микоризы, скорее всего, будут плохо расти в горшке, так как нужные грибы могут не попасть в землю.

3. Известно, что в эволюционном развитии живых организмов часто наблюдались случаи конвергенции – независимого развития сходных приспособлений к сходным условиям среды у разных организмов. Приведите как можно больше различных примеров конвергенции. (Следите за тем, чтобы в вашем перечне не оказалось случаев сохранения признака, имевшегося у общего предка.)

Попытайтесь различными способами систематизировать составленный вами перечень. Объясните, по каким критериям его можно разбить на несколько групп; перечислите, какие из упомянутых вами случаев конвергенции войдут в каждую группу.

Наиболее часто в качестве примеров конвергенции приводят:

– сходство формы тела и конечностей у быстро плавающих животных (рыбы, ихтиозавры, китообразные, тюлени и, отчасти, кальмары и пингвины);
– наличие крыльев у летающих ящеров, птиц и рукокрылых;
– сходство формы тела и строения конечностей у прыгающих позвоночных.

К органам, появившимся в результате конвергенции, относятся также:

– глаза позвоночных и головоногих моллюсков;
– сердце моллюсков, членистоногих и позвоночных;
– жабры членистоногих и моллюсков;
– легкие паукообразных, моллюсков и позвоночных;
– раковины моллюсков и брахиопод;
– тимпанальные органы насекомых и ухо позвоночных и т.д.

Примеры аналогии (конвергентно развившегося сходства) можно найти и в других царствах органического мира. У растений засушливых местообитаний часто редуцируются листья, развиваются фотосинтезирующие ткани в стебле, становится сходным общий облик (молочаи и кактусы). Аналогичны колючки кактуса, барбариса, шипы боярышника и розы, служащие для защиты растения. Из разных органов возникли усики гороха и огурца, усы винограда, выполняющие одинаковые функции и имеющие явное внешнее сходство. В этот же ряд можно поместить и лепестки орхидей рода Пафиопедилюм (Paphiopedilum). Аналогичными являются ловушки многих насекомоядных растений (росянка, непентес, пузырчатка). Независимо сформировались в ходе эволюции кладодии иглицы и аспарагуса, а также корнеплоды крестоцветных (редис), маревых (свекла) и зонтичных (пастернак). Как аналогичные органы можно рассматривать шишкоягоды можжевельника или тиса и сочные плоды цветковых, служащие для распространения семян. Конвергентная эволюция привела к появлению различных по клеточному строению, но внешне похожих и выполняющих одинаковые функции плодовых тел базидиальных и сумчатых грибов.
Подобных примеров очень много. Чтобы при их перечислении не захватить ничего лишнего, важно понимать, что возникшими в результате конвергенции можно считать органы и структуры (или их видоизменения), отсутствовавшие у общего предка, по-разному формирующиеся в онтогенезе и имеющие различное внутреннее строение при внешнем и функциональном сходстве. Однако, скажем, ласты дюгоня и тюленя – аналогичные органы, поскольку эти группы независимо произошли от разных сухопутных предков (хотя в обоих случаях мы имеем дело с конечностями млекопитающих, формирующимися из одного и того же эмбрионального зачатка).
Систематизировать примеры можно по-разному: в соответствии с таксономической принадлежностью организмов, исходя из выделяемых систем органов животного, на основании степени конвергентного схождения и т.д. Важно лишь, чтобы предложенная классификация позволяла однозначно устанавливать принадлежность разных случаев конвергенции к той или иной выделенной группе.

4. Вольвокс, известный представитель жгутиконосцев, не случайно называется почти так же, как автомобиль «Вольво»: оба слова происходят от латинского volvo – катать. Шарик вольвокса благодаря согласованным ударам жгутиков отдельных особей направленно плывет одним концом вперед, вращаясь вокруг своей оси. (Этот способ передвижения используют и многие другие колониальные жгутиконосцы.)
Исследователь, отобрав вольвоксов из озера, занялся их выращиванием. Часть колоний он поместил в обычную озерную воду, а в остальных опытах добавил к этой воде соли различных металлов. Оказалось, что многие из добавок повлекли за собой замедление скорости плавания вольвокса. Каковы возможные механизмы наблюдаемого эффекта? Как проверить предложенные вами гипотезы?

Отвечая на вопрос, школьник вправе двигаться двумя путями.
1. Придумать из общих соображений возможные механизмы действия солей тяжелых металлов на живую клетку, а затем описать, повреждение каких частей отдельных клеток окажет ощутимое влияние на движение всей колонии вольвокса.
2. Разобраться, какие органоиды и составляющие их молекулы наиболее важны для поддержания амплитуды и частоты взмахов жгутиков, а также координации активности соседних клеток, после чего определить возможные способы влияния солей тяжелых металлов на эти структуры.
Допустимые механизмы можно разделить на три группы.

Физические механизмы. Введение в раствор соли приведет к изменению тургора и мембранного потенциала покоя клеток вольвокса. Тургор непосредственно влияет на форму жгутиков – образуются складки мембраны, возможна частичная разборка микротрубочек из-за появления механических напряжений. Сместившийся мембранный потенциал покоя может сказаться на координации взмахов жгутиков соседних клеток, если она определяется «пробегающими» по колонии потенциалами действия. К тому же и мембранный потенциал, и тургор влияют на проницаемость плазмалеммы для различных веществ. (Многие мембранные белки-переносчики при изменении потенциала могут прекратить работу или начать перекачивать молекулы и ионы в обратном направлении.) Ну а изменение в цитоплазме концентрации ионов кальция, калия, магния и натрия, безусловно, нарушит работу значительной части клеточных белков и тем самым прямо или косвенно повлияет на работу жгутиков (в частности – через уменьшение концентрации АТФ). Наконец, некоторые хорошо растворимые соли тяжелых металлов (например, хлорид цезия) существенно увеличивают плотность раствора, что по чисто механическим причинам замедлит биения жгутиков. Правда, вольвокс при таких концентрациях цезия долго не проживет.

Химические механизмы. Некоторые тяжелые металлы способны через ионные каналы проникать в клетку и вытеснять из комплексов с белками ионы кальция и магния. Белок в таком аномальном комплексе обычно изменяет третичную структуру и утрачивает функциональную активность. Специфичность действия разных тяжелых металлов обусловлена тем, что они связываются с разными кальций-зависимыми белками.

Структура двигательного аппарата. Движение жгутика обеспечивается скольжением друг по другу периферических пар микротрубочек за счет работы «ручек» из белка динеина. Динеин работает с затратой АТФ. Жгутик закреплен в цитоплазме с помощью «корешков», в состав которых входят и микротрубочки, и сократимые микрофиламенты. Картина биения жгутиков колонии выглядит так: волны одна за другой идут по ее поверхности вбок и назад (если смотреть по направлению поступательного движения). То есть благодаря межклеточной координации по линии распространения волны каждая клетка совершает удар жгутиками сразу после соседа. Участники олимпиады вправе предложить любые гипотезы о механизме этой координации: передача электрического сигнала, обмен определенными соединениями и др.

5. Понятие «малокровие» в медицине объединяет разнообразные физиологические расстройства, характеризующиеся снижением числа эритроцитов в крови или содержания в них гемоглобина. Как можно бороться с малокровием? (Разумеется, способы лечения и профилактики для людей, у которых малокровие вызвано разными причинами, будут неодинаковы.) Обоснуйте целесообразность предлагаемых вами приемов.

Поскольку анемия (научное название малокровия) – не заболевание как таковое, а признак, характерный для целой группы заболеваний, ответ на вопрос базируется на логичном принципе: «Каковы причины – таково и лечение». Группы, на которые можно разбить анемии, следуют из общих представлений о механизмах транспорта кислорода и путях образования клеток крови. А как именно болезни названы медиками – «апластическая анемия», «гемолитическая анемия» или как-то еще – не столь уж важно.
Первая причина малокровия – уменьшение числа эритроцитов, обусловленное кровопотерей. Содержание гемоглобина в эритроцитах остается таким же, как и в норме. Эта анемия может возникать в результате кровотечения при травмах и ранениях. Прежде всего следует остановить кровотечение, а затем действовать в зависимости от того, сколько крови потерял человек. Если много – необходимо вливание донорской крови, а если не очень, то через некоторое время количество эритроцитов восстановится само. Разумеется, во время восстановительного периода нужно хорошо питаться и избегать перегрузок, чтобы ткани не страдали от дефицита кислорода. Бывают и хронические кровотечения, обусловленные язвами желудка и кишечника, варикозным расширением вен пищевода, заражением гельминтами и другими нарушениями нормального хода физиологических процессов. В этих случаях нужно найти и устранить причину кровотечений. И при травматическом, и при хроническом кровотечении для ускоренного восстановления количества эритроцитов назначают препараты, стимулирующие кроветворение (о них будет рассказано ниже).
Вторая причина малокровия – нехватка железа, которое необходимо для синтеза гема. Железодефицитная анемия развивается либо при недостаточном поступлении железа с пищей, либо при нарушении его всасывания в кишечнике. Она характеризуется уменьшением содержания гемоглобина в эритроцитах, а на поздних этапах – и уменьшением количества эритроцитов. Эта форма анемии «родственна» предыдущей, поскольку недостаток железа в организме может быть следствием кровопотери (в норме железо не выводится из организма, а переходит из старых эритроцитов в новые). При железодефицитной анемии назначают препараты, содержащие железо (в виде добавок к пище, а при нарушенном всасывании – в виде инъекций). Принимать их следует в течение длительного времени, пока все «плохие» эритроциты не заменятся «хорошими» (у человека срок жизни эритроцитов – около 4 месяцев).
Еще один класс анемий обусловлен дефицитом витаминов. Для кроветворения особенно важны витамин В12 и фолиевая кислота. При их нехватке нарушается синтез нуклеопротеидов, что существенно изменяет обмен веществ в активно делящихся клетках и ход их развития. В крови появляются крупные эритроциты – мегалоциты, в которых содержание гемоглобина даже больше, чем в нормальных эритроцитах. Однако общее количество красных кровяных клеток существенно падает, сокращается продолжительность их жизни. Поэтому транспорт кислорода у больного нарушается. Если заболевание не зашло далеко, можно обойтись переходом на полноценное питание, восполняющее дефицит витаминов. Если состояние больного тяжелое, назначают прием витаминов. Заметим, что недостаток витамина В12 чаще обусловлен не его низким содержанием в пище, а нарушением всасывания. Дело в том, что для всасывания этого витамина необходимо, чтобы стенки желудка синтезировали особый гликопротеид (внутренний фактор). Поэтому для лечения данного вида анемии витаминные препараты прописывают в виде инъекций.
Анемии следующего класса – гемолитические – обусловлены нарушением целостности эритроцитов. В результате образование новых клеток идет с обычной скоростью, а гибель значительно интенсифицируется. Гемолиз эритроцитов наблюдается при малярии и других инфекционных заболеваниях, а также при аутоиммунных поражениях клеток крови. К этой же группе можно отнести анемию, которая возникает у новорожденных из-за резус-конфликта плода и матери. При лечении гемолитических анемий прежде всего следует ликвидировать причину гемолиза (возбудителя инфекции), а затем проводить терапию, направленную на стимуляцию эритропоэза – образования эритроцитов.
Особую группу составляют апластические анемии, обусловленные угнетением кроветворения в костном мозге. Нарушение его функций может возникать в результате действия радиации, при отравлении клеточными ядами (например, бензолом), а также при опухолях кроветворной ткани. Если после устранения поражающего фактора кроветворение не восстанавливается, больному поможет только пересадка костного мозга (т.е. введение суспензии кроветворных клеток человека-донора).
В заключение упомянем серповидноклеточную анемию – наследственное заболевание, которое обусловлено мутацией гена, кодирующего гемоглобин. Эта точечная мутация приводит к замене всего одного аминокислотного остатка, но ее последствия губительны для организма. Вылечить больного нельзя, можно лишь облегчить его состояние.

6. Из записных книжек Кифы Мокиевича:
«Ученые пишут, что у растений якобы обнаружен особый биохимический процесс – фотодыхание. Мол, одновременно с фотосинтезом в листьях происходит стимулируемое светом выделение углекислоты и поглощение кислорода. Ерунда все это! Обычное дыхание растений – явление понятное. Его существование можно легко и убедительно доказать: накройте горшок с растением темной крышкой и измеряйте, как внутри меняются концентрации О2 и СО2. А фотодыхание – кто его видел? Ведь на свету идет еще и фотосинтез. И нельзя понять: то ли вы наблюдаете интенсивный фотосинтез, часть продуктов которого расходуется на фотодыхание и обычное дыхание, то ли фотосинтез умеренный, а фотодыхания никакого нет!»
Прав ли Кифа Мокиевич? Опишите исследования, которые, по вашему мнению, позволят разобраться, существует фотодыхание или нет. Постарайтесь не ограничиться одним аргументом, а рассмотреть различные подходы. Объясните, какие выводы и почему могут быть сделаны в зависимости от полученных в каждом опыте результатов.

Особенностью фотодыхания является то, что оно происходит не в митохондриях, а в хлоропластах. Поэтому его можно анализировать на уровне отдельных органелл. Разрушим растительные клетки, с помощью центрифугирования выделим хлоропласты и посмотрим, способны ли они поглощать кислород под действием интенсивного света. Если прав Кифа Мокиевич, то результат опыта будет отрицательным (ведь хлоропласты неспособны к обычному дыханию). Но на самом деле поглощение О2 наблюдается, причем для него принципиально наличие света.
При обычном дыхании кислород получает электроны и «превращается» в воду. Фотодыхание идет за счет присоединения кислорода к рибулезодифосфату. Поэтому для анализа этих процессов эффективен также метод меченых атомов. Если атомы добавленного в атмосферу радиоактивного кислорода будут обнаруживаться только в составе воды, то идет обычное дыхание. Если изотоп включается в глиоксиловую кислоту (один из продуктов окисления рибулезодифосфата), то имеет место фотодыхание. Такие эксперименты действительно проводились. Было выяснено, что в темноте метка обнаруживается только в составе воды, а на свету – и в воде, и в глиоксиловой кислоте. Следовательно, на свету, кроме обычного дыхания, идут и другие биохимические процессы, сопровождающиеся поглощением кислорода.
При фотодыхании, в отличие от обычного дыхания, не синтезируется АТФ. В связи с этим обычное дыхание стимулируется фосфатом и АДФ, а фотодыхание с помощью АДФ усилить нельзя. Чтобы это показать экспериментально, лучше использовать выделенные митохондрии и хлоропласты. В митохондриях при наличии естественных или искусственных субстратов дыхания поглощение кислорода зависит от уровня АДФ. Это означает, что идет обычное дыхание с запасанием энергии. Добавление АДФ к хлоропластам не повышает потребление О2 при фотодыхании.
Фотодыхание усиливается в экстремальных условиях, прежде всего – при дефиците углекислоты в тканях листа. Такая ситуация возникает при закрытых устьицах (засуха) или быстром увеличении освещенности. Если поместить растения в атмосферу с низким содержанием СО2, то поглощение кислорода увеличится. Однако этот опыт не является корректным доказательством того, что фотодыхание существует: ведь при дефиците углекислоты ухудшается фотосинтез. Аналогичный опыт должен быть проведен для изолированных хлоропластов и митохондрий. Оказывается, митохондрии потребляют кислород с постоянной скоростью, даже если углекислого газа в среде нет вообще. А вот поглощение кислорода хлоропластами ощутимо зависит от концентрации СО2. Добавляя избыток углекислого газа, можно полностью подавить дыхание хлоропластов.
Митохондриальное дыхание хорошо изучено, для этого процесса выявлено много ингибиторов. Так, одновременное добавление цианида и фенилгидроксамовой кислоты полностью блокирует обычное дыхание: прекращение поглощения О2 можно показать и для выделенных из клетки митохондрий, и для целого растения. Хлоропласты же на фоне этих ингибиторов способны утилизировать кислород, но только на свету. А значит, фотодыхание и дыхание – два различающихся по механизмам биохимических процесса.

Поиск

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Поделиться

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ИЗО

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

ОГЭ И ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ГОЛОВОЛОМКИ, ВИКТОРИНЫ, ЗАГАДКИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

НА ПЕРЕМЕНКЕ И ПОСЛЕ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru