ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФАКУЛЬТАТИВЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЛИТЕРАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИСТОРИЯ РОССИИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

БИОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГЕОГРАФИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Пояснительная записка

Элективный курс «Всемогущий и занимательный синтаксис» предназначен для обучающихся 10 класса. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и соответствует учебному плану на учебный год.

 

Специфика программы:

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.

Включает в себя:

- теоретический материал;

- вопросы и задания практического характера;

- вопросы и задания занимательного характера.

Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

- при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

- при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

- при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

- при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

- при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

- при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

- при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;

- при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

Вся практическая работа элективного курса может проходить в форме КВН, клуба знатоков, игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы».

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

- развитие интонационно выразительной речи;

- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

- проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

- развитие логического и абстрактного мышления.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды с целью развития у учащихся языкового чутья.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создает свой, то есть выберет из лингвистический литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

- находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что не означают тождества);

- владеть навыками стилистической правки текста;

- самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

 

Формы работы, расширяющие традиционную классно-урочную систему:

- лекция;

- практикум;

- семинар;

- самостоятельная работа по теме;

- поиск информации из разных источников;

- занятия с использованием ИКТ;

- дискуссия;

- написание проектных и исследовательских работ;

-викторины, игры.

 

Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности обучающихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.

 

 

Содержание курса

Раздел 1. О словах и их сочетаниях (4ч.)

Введение. Всемогущий синтаксис.

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Ключевые слова и выражения: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

Ключевые слова и выражения: стилистический прием – олицетворение.

 

Раздел 2. Основные виды подчинения. (5 ч.)

Согласование

Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Определительные отношения.

Управление

Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Ключевые слова и выражения: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.

 

Раздел 3. Простое предложение (15 ч.)

Типы предложений

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Главные члены предложения

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.

 

 

Второстепенные члены предложения

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).

Ключевые слова и выражения: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).

 

Обособленные второстепенные члены предложения

Обособление. Отличие обособленных членов предложения от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

Ключевые слова и выражения: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.

 

Уточняющие члены предложения

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

Ключевые слова и выражения: особая интонация, конкретная информация.

 

Слова, не являющиеся членами предложения

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.

Ключевые слова и выражения: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений.

 

Раздел 4. Сложное предложение (4 ч.)

Сложные предложения

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функции. Синонимия предложений разных видов.

Ключевые слова и выражения: смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.

 

 

Раздел 5. Пунктуация (5 ч.)

Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации. Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Ключевые слова и выражения: многофункциональность. Особые речевые ситуации.

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

 

п/п

 

 

Название тем курса

 

 

 

Количество

часов

Дата

проведения

 

 

План

 

Факт

1.

Введение. Всемогущий синтаксис.

 

1

 

 

2.

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

 

1

 

 

3.

Слова. Сочетания слов.

 

1

 

 

4.

Словосочетания.

1

 

 

5.

Согласование.

 

1

 

 

6.

Управление.

 

1

 

 

7.

Примыкание.

 

1

 

 

8.

Основные виды подчинения.

 

1

 

 

9.

Основные виды подчинения. Семинар.

 

1

 

 

10.

Типы предложений. Общие сведения.

 

1

 

 

11.

Подлежащее и сказуемое.

 

1

 

 

12.

Согласование сказуемого с подлежащим.

 

1

 

 

13.

Нераспространенные и распространенные предложения.

 

1

 

 

14.

Второстепенные члены предложения.

1

 

 

 

15.

 

Второстепенные члены предложения.

 

1

 

 

 

16.

 

Односоставные предложения.

 

1

 

 

 

17.

 

Синонимия односоставных предложений.

 

1

 

 

 

18.

 

Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

 

1

 

 

 

19.

 

Однородные члены предложения.

 

1

 

 

 

20.

 

Однородные члены предложения и их отношения.

 

1

 

 

 

21.

 

Обособление второстепенных членов предложения.

 

1

 

 

 

22.

 

Обособление второстепенных членов предложения.

 

1

 

 

 

23.

 

Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения).

 

1

 

 

 

24.

 

Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения).

 

1

 

 

 

25.

 

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций.

 

1

 

 

 

26.

 

Синонимия предложений разных видов.

 

1

 

 

 

27.

 

Простое предложение.

 

1

 

 

 

28.

 

Интеллектуальная игра «Все о простом предложении».

 

1

 

 

 

29.

 

Пунктуации учиться – всегда пригодиться.

 

1

 

 

 

30.

 

Трудные случаи пунктуации.

 

1

 

 

 

31.

 

Синтаксическое лото «Все о предложении».

 

1

 

 

 

32.

 

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

 

1

 

 

 

33.

 

Конференция «Великий   синтаксис».

 

1

 

 

 

34.

 

Презентация буклетов «Всемогущий и занимательный синтаксис».

 

1

 

 

35.

Заключительное занятие.

 

1

 

 

 

 

Литература

Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981.

Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., «Педагогика», 1974.

Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Идательство МГУ, 1985.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.

Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006.

Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1988.

Русский язык 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний)/ авторы-составители: Т.А. Курушина, В.А. Басистая, Л.В. Авдощенко, Н.Ю. Кадашникова, А.И. Жданова, Т.А. Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Школьный словарик. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Сост. И.В. Клюхина. – М.: ВАКО, 2012.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Розет Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп. 2010.

Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.

Арсиний А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка в 2 ч. – Ч.2 – М., 1967.

Блинов Г.И. Изучение связи слов на уроках русского языка. – М., 1963.

Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса/ сост. В.А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976.

Постникова И.И., Зинченко Т.Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985.

 

 

Поиск

ФИЗИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Поделиться

ХИМИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МУЗЫКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИЗО

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

ОГЭ И ЕГЭ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

ВСЕЗНАЙКАМ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ГОЛОВОЛОМКИ, ВИКТОРИНЫ, ЗАГАДКИ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

НА ПЕРЕМЕНКЕ И ПОСЛЕ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru