Ребенок 6—7 лет, придя в школу, сразу сталкивается с незыблемыми правилами школьной жизни: «На уроке должно быть тихо», «На уроке нельзя шуметь».
Такие фразы присутствуют в активном профессиональном словаре каждого учителя. И каждому из нас тоже не раз приходилось их слышать. И это неудивительно, ведь всем нам знакома роль ученика. Если рассматривать социальную роль «ученик» в буквальном смысле слова, то учениками мы были с 6—7 до 17—18 лет, а если подходить к ее определению более глобально, мы остаемся ими на протяжении всего жизненного пути. Правильно ли это?
Мы взрослеем, развиваемся, совершенствуемся. В нашей жизни появляются новые люди и новые социальные роли. Меняются и наши учителя: вначале это родители, затем — школьные педагоги, преподаватели ПТУ или вуза, позже — коллеги, и в каждый период времени — сама повседневная жизнь. Получается, что то, насколько успешно человек подготовится к урокам сегодняшней жизни, зависит от его готовности к диалогу и сотрудничеству со школьными учителями.
Однако ученики с 6—7 до 17—18 лет в силу возрастных и личностных особенностей не всегда внимательны и дисциплинированы на уроках. И одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются современные учителя, становится проблема организации учебного процесса в шумном классе. Причем речь идет не о рабочем шуме, который является гораздо более эффективным, чем «мертвая тишина», а о шуме, который затрудняет восприятие речи, оказывает значительное воздействие на нервную систему учителя и учеников, повышает утомление и снижает производительность труда. Поэтому мы вместе с вами, дорогие учителя, попытаемся найти ответ на вопрос: как справиться с шумным классом, или как подобрать подходящий ключ к разуму и сердцу каждого ученика?
Прежде чем приступить к описанию эффективных инструкций, рекомендаций и упражнений, мы хотим вас, уважаемые учителя, попросить: читайте этот материал так, словно вы сами никогда не были учениками. Иначе вам будет трудно понять и принять шумных учеников такими, какие они есть, а следовательно, трудно научиться конструктивно взаимодействовать с ними. В вашем сознании будут периодически появляться мысли, адресованные шумным ученикам: «Ну, знаешь! Я в твои годы...», за которыми последует представление себя идеально ответственным, уравновешенным, трудолюбивым учеником.
На самом деле, дорогие учителя, наша память склонна к реконструкции образа «Я» во времени и нам только кажется, что мы точно помним, что было в те «наши годы». Если бы у нас появилась такая возможность — поговорить с самим собой (прежним), то, как свидетельствуют результаты соответствующих научных исследований, мы бы, во-первых, самого себя не узнали, а во-вторых, были бы с самим собой не согласны по ряду ключевых позиций. К тому же мы уже не помним, с каким настроением и внутренней мотивацией мы реализовывали свою «идеальную» ответственность, уравновешенность и трудолюбие в учебном процессе, а это очень важно учитывать. Согласны?
Первоначально давайте определимся с предметом нашего разговора: какой класс называется шумным?
Психологический портрет шумного класса
Шумный класс обычно выглядит следующим образом:
Ученики находятся в постоянном движении, им крайне сложно контролировать себя. Они абсолютно не реагируют на запреты и ограничения, часто провоцируют конфликты и не контролируют свою агрессию. Абсолютная расторможенность, повышенная возбудимость и неуправляемость предопределяют низкую способность концентрировать внимание, сосредоточиваться и усидчиво заниматься.
Для учеников характерны невнимательность и сверхактивность (вербальная, двигательная, умственная), импульсивность и суетливость. Они быстро и много говорят, плохо проговаривая слова; перебивают собеседника, не дослушивают учителя и друг друга; не реагируют на обращение учителя, хотя и слышат его. Они задают огромное количество вопросов, но редко выслушивают ответы на них, часто отвлекаются; не доводят до конца начатое дело, даже если оно им интересно. Теперь проанализируйте, насколько представленный психологический портрет согласуется с характеристиками ваших классов. Если вам удалось отметить хотя бы 50 % сходства, то все последующие инструкции, рекомендации и упражнения вам уже давно пора внедрять в собственную профессиональную деятельность. Если представленные характеристики мало напоминают ваши собственные учебные классы, то все последующие инструкции, рекомендации и упражнения как никогда своевременны: они будут способствовать обогащению вашего профессионального опыта и предупреждению трудностей во взаимодействии как с отдельными шумными учениками, так и с шумным классом в целом.
Теперь, когда с характеристиками и актуальностью решения поставленной проблемы мы определились, самое время приступить к поискам ответа на главный вопрос: как справиться с шумным классом? Предлагаем вашему вниманию несколько простых, но, мы надеемся, очень эффективных инструкций, рекомендаций и упражнений, которые разработаны Н. П. Бадьиной, Л. А. Дементьевой, Л. А. Друбецкой, С. В. Кривцовой.
Инструкции по организации и проведению уроков
Для работы с шумным классом предлагаем вам следующие инструкции.
Вспомните любой урок, который вы провели недавно, и попытайтесь проанализировать, насколько он был результативным. Нарисуйте график с одной горизонтальной и несколькими вертикальными осями. На горизонтальной оси напишите задания, которые вы выполняли с классом, а на вертикальных осях графически изобразите уровень шума и этапы выполнения заданий. Затем проанализируйте свой график: в каких частях урока следовало бы дать более активное, а в каких — более спокойное задание. Эта техника поможет оценить урок, которым вы были недовольны, а также выделить области, которые вам следует проработать более детально.
При работе с шумным классом вам надо уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» учеников, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения шума и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с шумными учениками, позволяющую избежать повторения подобных проступков в будущем.
Планируя урок, принимайте во внимание множество факторов, старайтесь делать урок максимально разнообразным, а также обязательно помните, что способность детей удерживать внимание значительно ниже, чем у взрослых; это необходимо учитывать при определении количества планируемых заданий;
учитывайте скорость выполнения заданий и временные рамки, сбалансированно включайте в урок задания, при выполнении которых дети работают самостоятельно, в парах, группах, а также всем классом;
учитывайте индивидуальные стили учебной деятельности учащихся. Каждый стиль: аудиальный (ученики воспринимают и запоминают звуковую информацию), визуальный (ученики воспринимают и запоминают зрительную информацию) или кинестетический (ученики воспринимают и запоминают информацию, полученную на основе ощущений) — требует определенных типов заданий;
включайте в урок «время тишины». Оно способствует успокоению и восстановлению душевного равновесия как учащихся, так и учителей. Самостоятельное чтение или выполнение индивидуальных заданий поможет настроить учащихся на работу, если они пришли, например, после урока физкультуры.
Учителя могут использовать это время для оказания индивидуальной помощи ученикам (по мере необходимости).
Рекомендации по взаимодействию с учениками
Если вы работаете с шумным классом, то прежде всего определите, что именно ученики делают, нарушая правила поведения, зафиксируйте обстоятельства и частоту этих «плохих поступков». Шумное поведение детей может быть связано с тем, что они просто изучают границы дозволенного вами. Поэтому лучше всего сразу дать им понять, что вы будете требовать от них и что не намерены терпеть.
Поскольку шумные ученики очень чувствительные и восприимчивые, они очень быстро приноравливаются к настроению взрослого. Поэтому вам необходимо научиться успокаивать их, направлять их энергию в конструктивное русло, выработав для этого последовательную линию поведения. Разговаривайте тихо и спокойно, будьте терпеливы, однако не позволяйте себе абсолютное всепрощение. Умейте и рассердиться, и обидеться (важно, чтобы все это происходило в рамках рабочей обстановки — без скандалов, без криков, без истерик). Хвалите учеников каждый раз, когда они сами справились с какой-то ситуацией, когда сами контролируют свое поведение. Не старайтесь переделывать их только потому, что они не такие, какими когда-то были вы. Шумные ученики самостоятельно успокоятся к 15—16 годам: у них появится умение управлять собой, считаться с мнением и поступками окружающих.
Упражнения в помощь учителю
Справиться с шумным классом учителю помогут следующие упражнения.
«Шторм — штиль». В зависимости от произнесенного учителем слова ученики ведут себя или шумно, активно, громко разговаривая («шторм»), или тихо, двигаясь плавно, разговаривая шепотом («штиль»). Вариантом данного упражнения может выступать упражнение «Слушатели — ораторы»: учитель распределяет между учениками роли, которые они будут выполнять на уроке (или отвечают на вопросы и выполняют задания, или внимательно, молча наблюдают за деятельностью одноклассников). Использование данного упражнения не только позволит учителю регулировать уровень шума в классе, но и поможет ученикам овладеть гибкостью поведения, научиться контролировать и дисциплинировать себя.
Попросите учеников закрыть глаза и посидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала (например, когда в третий раз прозвенит колокольчик), или что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать картинку, сложить пирамидку).
Попросите учеников мысленно выполнить сложное действие, требующее внимания и сосредоточенности (например, пройти по воображаемому лабиринту).
Используйте упражнения на чередование напряжения и расслабления. Для этого предложите ученикам следующую игру: вы говорите слово, а они стараются повторить его громче, чем вы, а потом, наоборот, тише, чем вы.
Организуйте и проведите кратковременные соревнования: разделите класс на группы, дайте какие-нибудь поручения (например, полить цветы, вытереть доску, принести мел и т. д.). В конце учебного дня определите лучших учеников и наградите их.
Используйте следующий творческий психолого-педагогический прием: каждую перемену назначайте «директора» класса (пусть ученики сами его выбирают, а учитель иногда может вносить коррективы, чтобы все ученики попробовали себя в этой роли). В спортивном уголке, за пределами учебного класса, каждую 5-ю минуту перемены ученикам разрешается кричать, прыгать. «Директор» следит за временем. По его команде активный шум начинается и через минуту прекращается. Поскольку «директором» хочет стать каждый, то ученики соблюдают все правила, установленные предыдущим «директором». Правда, есть одно «но»: этот прием эффективен только в том случае, если умело его преподнести, не навязывать детям правила, а подвести их к тому, чтобы они их сами придумали и сами контролировали их выполнение.
Для обучения детей навыкам саморегуляции используйте упражнение «Клубочек». Ученикам предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Учитель по секрету говорит ученикам, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только начинаешь его сматывать, сразу же успокаиваешься. Когда игра станет для детей привычной, они сами будут просить учителя дать им «волшебные нитки», как только почувствуют, что огорчены или устали.
На переменах учитель может продолжать находиться в центре событий — играть с учениками, читать вслух стихи, загадывать загадки, просто разговаривать с детьми. Как только учитель начнет рассказывать кому-то что-то интересное, все остальные ученики обязательно будут прислушиваться, шум прекратится, дети сосредоточатся вокруг стола.
Используйте простые задания, такие как распределение слов по категориям или «мозговой штурм» (например, напишите на доске вразброс 12 слов и попросите детей сгруппировать их по определенным признакам).
Расскажите детям сказку о Минутках Тишины.
В одной школе были очень шумные дети. Вообще-то во всех школах дети шумят, но здесь они шумели особенно и постоянно. И не только на переменах, но и на уроках шум был несмолкаемый. От него уставали все: учителя, директор, родители и сами дети. Однажды директор собрал всех учеников в большом зале и представил им невысокого человечка в несовременной остроконечной шапочке. Еще на нем была синяя накидка и синие башмачки. Увидев его, дети стали громко смеяться, потому что он показался им очень смешным. Они так смеялись, что некоторые даже упали на пол от смеха. Человечек смотрел на них и улыбался. Было видно, что он не сердится и не обижается на них за их смех. Он смотрел и смотрел, и дети постепенно стали замолкать. Наконец в зале воцарилась полная тишина, и тогда человечек заговорил тихим голосом:
«Дорогие мои смешливые дети, я так рад с вами встретиться. Я так долго ждал этой встречи. И принес вам подарки».
Волшебник вытащил из рукава синий платочек, взмахнул им — ив воздухе появились Минутки Тишины, похожие на звездочки. Зазвучала тихая музыка, и Минутки Тишины стали танцевать Танец Тишины.
Скажите детям: «Представьте, как Минутки Тишины танцуют в воздухе вокруг вас. К вам подлетает ваша Минутка Тишины. Она садится вам на плечо и рассказывает сказку. Прислушайтесь... О чем рассказала вам Минутка Тишины? Запишите ее сказку и нарисуйте иллюстрацию».
Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд.
Итак, подведем итоги. Психологи установили, что если ученик научится управлять своим поведением в начальной школе, то его дальнейшая школьная жизнь будет протекать довольно спокойно. Но если в течение первых лет обучения ребенок не получит возможности компенсировать особенности развития, то скорее всего он пополнит ряды неуспевающих. Поэтому не ждите, когда ученики начнут понимать ваши слова. Вы должны сделать так, чтобы они научились понимать вас без слов, и понимать правильно. Установите с вашими непоседами настоящий, полноценный эмоциональный контакт, а затем помогайте им формировать правильные эмоциональные привычки — ничего не бояться, не страдать сверх меры, не сердиться без надобности, зато быть заинтересованными, испытывать любопытство и радость. Если вы будете следовать этим простым правилам, то справиться с шумным классом вам будет совсем не сложно.