Выготский Л. С. писал, что «…правильно организованное обучение ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы сделались невозможными».
Леонтьев А. Н., развивая идеи Выготского Л. С., считал присвоение индивидом общественных способностей, предшествующего человеческого опыта особым видом деятельности. «…У ребенка, с одной стороны, возникает и формируется особая «воспроизводящая деятельность», с другой стороны, на ее основе он присваивает или воспроизводит различные конкретные способности. Эти два рода процессов составляют всеобщую форму психического развития ребенка».
Такая воспроизводящая деятельность «есть» учебная деятельность. Присвоенная индивидом, она является формой реализации его способностей.
Теоретические представления о механизмах психического развития ребенка свидетельствуют о необходимости специального построения учебной деятельности как условии успешного ее формирования у школьников.
Способствовать формированию продуктивного мышления, существенным сдвигам в мотивационно-потребностной сфере личности школьника, его самосознании и эмоционально-волевой сфере невозможно без целенаправленной работы педагога в данном направлении в рамках организованного образовательного процесса.
Сформированность основных компонентов учебной деятельности (мотивационного, операционального, рефлексивно-оценочного), готовность ученика к самостоятельному их выполнению являются условием личностной ориентации образовательного процесса.
Однако реализация этого постулата в реальной педагогической практике остается и сегодня серьезной проблемой. Развивающий потенциал обучения, в том числе и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, используется далеко не полностью.
Школьники не умеют осуществлять учебную деятельность по принципу ее всекомпетентности, целостности : формулировать учебную задачу и осуществлять действия по ее решению, включая самоконтроль и самооценку, поэтому часто в исходной форме учебная деятельность выступает как коллективно-распределительная деятельность, в которой решение задачи осуществляется совместно учителем и учениками при распределении между ними учебных действий. Конечно, постепенно учебные действия усваиваются школьниками. А учебная деятельность превращается во внутреннюю способность к постановке и решению учебных задач («умение учиться»), если педагог систематически направляет свои усилия на формирование учебной деятельности и предусматривает специальную организацию системы предметных действий учащихся, причем, не только в начальной школе, но и на последующих возрастных этапах.
Исходя из указанных позиций, можно отметить наиболее распространенные педагогические ошибки:
- на этапе начальной школы не используются в полной мере благоприятные возможности для формирования всех компонентов учебной деятельности несмотря на то, что в соответствии с периодизацией возрастного развития именно учебная деятельность является ведущей деятельностью;
- предпочтение отдается такому способу организации учебной деятельности, который характеризуется направленностью на формирование узкого круга элементарных умений и навыков, опирающихся на обобщение эмпирического типа, а также преподнесением знаний в готовом виде без анализа их происхождения;
- большее внимание уделяется формированию операционального компонента
учебной деятельности и крайне недостаточное – мотивационному и рефлексивно-оценочному;
- сохраняется ориентация на объяснительно-иллюстративные действия преподавателя и воспроизводящие действия учащихся, что в большей степени закрепляет объективную ( а не субъективную ) позицию ученика в образовательном процессе.
Поскольку проблема формирования учебной деятельности является не только педагогической, но и психологической, то и для своего решения она предполагает тесное сотрудничество, взаимодействие учителя-предметника и школьного психолога. Заинтересованное профессиональное сотрудничество педагога и психолога необходимо направить на выявление и учет особенностей познавательных процессов детей, определение оптимальных механизмов формирования и развития рефлексивно-оценочных способностей учащихся, организацию комплексной развивающей работы с ними в рамках конкретных учебных дисциплин.
Развивающая функция обучения не просто требует от учителя изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Уместно в связи с этим привести слова французского ученого М. Монтеня: ”Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный”.
Учебная дисциплина, в том числе и математика, должна рассматриваться не как предмет с набором готовых заданий, а как сферическая деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере происходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний. Учебную дисциплину надо изучать не столько ради лишних фактов, сколько ради процесса их получения, и тогда, по словам Б. Рассела, предмет предстанет как могучее орудие познания и преобразования природы, а не как формальная схема, в которой "неизвестно о чем говорится”.
Сейчас в школе обучение строится в значительной степени по формуле:
"Усвоение = Понятие + Запоминание”.
Но если мы хотим действительно еще и развивать молодежь, то должны руководствоваться следующей формулой:
" Овладение= Усвоение + Применение знаний на практике”.
А.А. Ляпунов отмечал: ”Действительно ценные знания составляются не из того, о чем человек услышал, а из того, чем он умеет пользоваться”.
Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную деятельность. Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления.
Традиционная методика обучения эти задачи решает не в полной мере. Обратив внимание на то, что основная часть учебного материала практически не находит взаимосвязи между собой, можно изменить ход уроков итогового тематического повторения. Эти уроки можно разработать для дифференцированных, сильных (профильных) классов. Урок можно организовать как комбинированный, на усмотрение учителя. Например, в виде "мозгового штурма”.
Если урок проводится в виде мозгового штурма, то дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится решать "нормальные" задачи, например, уравнения или системы. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Любому ученику приятно почувствовать себя умником или умницей.
По мнению известного психолога А.Н. Леонова сознательное управление психологическим развитием ребенка совершается, прежде всего, путем управления основным, ведущим отношением его к действительности, путем управления ведущей деятельностью. Если такой ведущей деятельностью является игра - нужно научиться управлять игрой ребенка”.
Правила ведения мозгового штурма.
Класс делится на 5 групп, шестой выступает учитель.
На доске оформляется таблица результатов - ответов учащихся.
В целях организованного проведения уроков в каждой группе выбирается руководитель, который отвечает за организацию работы членов группы.
Данный урок является подготовкой к уроку – зачету.
В помощь учителю выбирается эксперт, который оформляет таблицу результатов, проверяет работы (если это необходимо).
Во время подготовки групп в классе звучит классическая музыка
Эти уроки одного уравнения проводятся в серии уроков итогового повторения. Задачи составлены таким образом, что каждое решение предыдущей задачи применяется в решении последующей и происходит экономия времени, и учащиеся лучше видят связь между представленными задачами. В счет экономии времени даже в классах общеобразовательной школы удается решить задачи более высокого уровня, чем в учебнике и удается увеличить количество задач.
Много труда и терпения, настойчивости и внимания требуется от учителя и школьника, чтобы последний смог освоить необходимый минимум знаний по этому