ОСНОВНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
ФАКУЛЬТАТИВЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
- Развитие коммуникативных УУД у младших школьников
- Обучение грамоте
- Русский язык
- Тексты для развития техники чтения в 1 классе
- Увлекательная астрономия для младших школьников
- Математика
- Итоговые контрольные работы по русскому языку
- Задания для подготовки к олимпиадам "Кенгуру" и "Русский медвежонок"
- Физкультминутки
РУССКИЙ ЯЗЫК
- История русского языка в рассказах
- Ударение - это важно!
- Фразеология
- Правописание корней, приставок и суффиксов
- Морфология
-
Синтаксис и пунктуация
- Назывные предложения в художественной литературе
- Выборочные диктанты и контрольное списывание по теме "Знаки препинания при обращении"
- Упражнения-программы по теме "Словосочетание и предложение"
- Задания по теме "Синтаксис и пунктуация"
- Тренировочные задания по пунктуации
- Тестовые задания и упражнения по теме "Cинтаксис и пунктуация"
- Знаки препинания при опасных союзах и, да (= и), или
- Работа с текстом на уроках русского языка
- Диктанты
- Развитие речи
- Дидактический материал по русскому языку
- К урокам русского языка
- Педагогический контроль
- Тесты по русскому языку
- Грамматические сказки по русскому языку
- Внеклассная работа
- Русский язык - это интересно!
- Задания по русскому языку
- Самостоятельные работы по русскому языку. 5 класс
- Работа с одаренными учениками на уроках русского языка
ЛИТЕРАТУРА
- Диалог русской и мировой литератур
- Русское слово в лирике ХIХ века
- Детско-подростковая литература ХХI века
- Уроки мировой литературы в школе
- Патриотическое воспитание на уроках литературы
- Литературные задачи
- Тестовые задания по теме "Теория литературы"
- Литературные диктанты. 10-11 классы
- Лауреаты российских литературных премий
- Интересно о книгах
- Изучение поэзии Ф.И. Тютчева в школе
- Изучение творчества А.Н. Островского в школе
- Изучение творчества Даниэля Дефо в школе
- К урокам литературы
- Работа над изучением литературного произведения
- Литературный мастер-класс
- Читаем, думаем, анализируем
- Игровые технологии на уроках литературы
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
- Азы грамматики английского языка
- Английская транскрипция. Упражнения
- Тренажер по чтению на английском языке
- Виды деятельности, направленные на формирование конкретных УУД
- Типовые задачи по формированию УУД на уроках английского языка
- Занимательный английский язык
- Английский. Вредное пособие
- Задания по теме "Страноведение"
- Тесты по грамматике английского языка
- Ошибки в английском языке
- Место игры на уроках английского языка
- Ребусы по английскому языку на тему "The Solar System"
- Олимпиада
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК
ИСТОРИЯ РОССИИ
- История России
- Древняя Русь
- Русская история на пальцах
- Русские императоры. Портреты на фоне эпохи
- Войны, битвы, сражения
- Русская монархия и цареубийства
- СССР. История страны
- Картографический практикум по истории
- Задачи по истории России
- Тематический и итоговый контроль по истории России
- Рабочие листы по истории России
-
Задания по истории
- Задания по истории с метапредметным содержанием. 10-11 классы
- Тестовые задания по истории
- Творческие задания по истории
- Проблемные задания по истории
- Задание по истории: контрольные вопросы и исторические тексты с ошибками
- Задания по истории, посвященные Дню Победы
- Задания по истории высокого уровня сложности
- Тесты по истории России
- Преподавание истории. Методсовет
- Задания по истории "В начале было слово..."
- Умники и умницы по истории
- Примерные ответы на экзаменационные вопросы по истории
- Тематический тренинг по истории. 11 класс
- Уроки истории России в школе
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ
- Всеобщая история в вопросах и ответах
- Эллинистический мир
- Эпоха завоеваний. Греческий мир от Александра до Адриана
- Тайны древних цивилизаций
- Золотая орда
- История Франции. Средние века
- Средневековье в интересных фактах
- История Византии
- Первая мировая война. Путешествие во времени
- История Центральной Европы с древних времен до ХХ века
- Задания по зарубежной истории для школьников
- Карточки-задания по истории
- Тесты по всемирной истории
- Игры по истории
- Викторины по истории
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
БИОЛОГИЯ
- Живой мир
- Энциклопедия школьника "Биология"
- К урокам биологии
- Загадочная наука биология
- Эволюция
- Ботаника
- Задания по ботанике
- Зоология
- Энтомология для школьников
- Анатомия
- Генетика
- Занимательная палеонтология
- Невероятные факты о биологии, физиологии и медицине
- Практические работы по биологии
- Инструктивные карточки для лабораторных работ
- Учебные пособия по биологии (профильный уровень)
- Биологические мифы и заблуждения
- Педагогический контроль
- Олимпиады по биологии
ГЕОГРАФИЯ
- К урокам географии
- Географические открытия
- География на пальцах
- Атмосфера
- Завоевание полюсов
- География стран мира
- Рабочие материалы к урокам географии
- Задачи по географии
- Карточки по географии
- Диктанты по географии
- Географические экспедиции
- Погода в вопросах и ответах
- Горы и вулканы
- Контроль на уроках географии
- Интеллектуальные конкурсы по географии
МАТЕМАТИКА
- История математики
- К уроку математики
- Быстрая математика: секреты устного счета
- Устные вычисления и быстрый счет. 7-11 класс
- Занимательный курс математики
- Математика для школьников от А до Я
- Текстовые задачи по математике
- Педагогический контроль на уроках математики
- Контрольные работы по математике
- Тесты по математике
- Викторины по математике
- Самостоятельные и контрольные работы по математике. 5 класс
Но подражание также открывает нам доступ к личному внутреннему миру других людей. Мы подражаем не только грубым движениям рук и ног. Мы также машинально подражаем тонким движениям лиц. И это подражание чужим лицам влияет на наши чувства. Когда мы видим улыбающееся лицо, мы тоже слегка улыбаемся, и нам становится веселее. Когда мы видим лицо, исполненное отвращения, мы тоже чувствуем отвращение. Таким образом, благодаря способности нашего мозга переводить с языка предсказаний на язык действий мы невольно разделяем даже подобные личные эмоции других людей.
Боль часто кажется нам самым сокровенным из всех наших ощущений. Я знаю, когда мне самому больно, но разве я могу что-то знать о вашей боли? Философы, такие как Витгенштейн, активно занимались этой проблемой и пришли к выводам, разобраться в которых для меня оказалось очень сложно. Иногда мы можем что-то узнать о чужой боли, глядя на то, как человек себя ведет, и слушая, что он говорит. Томография мозга позволила обнаружить систему участков, "матрицу боли" (pain matrix), которая активируется, когда человек испытывает боль. Так что физиологические аспекты этого ощущения не так уж сокровенны.
Но субъективное ощущение боли не соотносится напрямую с физической природой вызывающего боль раздражителя. Прикосновение раскаленного прутика причиняет меньшую боль, когда нас что-то отвлекает, даже если температура прутика при этом остается прежней. Субъективное ощущение боли можно также изменить посредством гипноза или приема безвредной таблетки (плацебо), которую вам выдали за болеутоляющее. Активность некоторых участков мозга соответствует физической температуре вызывающего боль раздражителя. Активность других участков соответствует субъективному ощущению боли. Эти явления можно противопоставить друг другу как физическую сторону боли и психическое ощущение боли.
Что же происходит, когда мы видим человека, которому больно? У нас в мозгу активируются те же участки, которые активируются, когда мы сами испытываем боль. Может быть, на этом и основано сопереживание – наша способность разделять личные чувства других? По крайней мере, люди, более склонные к сопереживанию, определенно демонстрируют большее усиление мозговой активности, когда видят другого человека, испытывающего боль.
Как такое может быть? Как я могу ощущать то, что чувствуете вы? На этот вопрос можно ответить, наблюдая за тем, какие именно участки мозга активируются во время сопереживания. Как мы убедились, активность некоторых участков мозга связана с физическими сторонами боли (например, с тем, какова температура раскаленного прутика, или где он касается тела). Эти участки не активируются в ответ на боль, которую испытывает кто-то другой. Активность других участков связана с психическим ощущением боли. Эти участки активируются в ответ на боль, которую испытывает кто-то другой. Итак, мы можем разделить психическое ощущение боли другого человека, но не ее физическую сторону. Те же участки мозга активируются и тогда, когда мы предвосхищаем наступление боли, например если знаем, что через пять секунд после звукового сигнала до нас дотронутся раскаленным прутиком. Если мы можем предвосхитить наступление боли, которую почувствуем впоследствии, так ли сложно предвосхитить наступление чужой боли? Разумеется, мы не можем почувствовать физическое ощущение боли, с которой столкнется кто-то другой. Но мы можем строить мысленные модели боли, вызываемой этими физическими раздражителями. Именно благодаря тому, что мы можем строить модели материального мира, мы и способны разделять ощущения внутреннего мира других людей.
Рис. Ощущение чужой боли.
Передняя часть поясной извилины расположена на внутренней поверхности каждого полушария в передней части коры головного мозга. Эта область активируется, когда мы испытываем боль. Что происходит в передней части поясной извилины, когда мы знаем, что кому-то, кто нам дорог, очень больно? Задний участок этой области (В) реагирует только на нашу собственную боль. Но перед ним располагается участок (А), который реагирует на боль других людей не меньше, чем на нашу собственную.
Поиск
ИНФОРМАТИКА
- Уроки информатики в 4 классе
- Цикл уроков информатики "Моделирование как метод познания"
- Таблицы по теме "Паскаль"
- Паскаль для школьников. Разбираем задания ЕГЭ
- Секреты Еxcеl
- Задачи по программированию
- Информационные диктанты
- Тесты по информатике
- Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности. 7-9 классы
- Игра по информатике "Опознай пословицу"
- Интеллектуальные игры по информатике
- Олимпиада по информатике
ФИЗИКА
- Методические статьи для учителя физики
- К урокам физики
- Физика. Занимательная энциклопедия школьника
- Физика элементарных частиц материи
- Занимательно об энергетике
- Физика без тайн и загадок
- Чудеса обычных вещей с точки зрения законов физики
- Самостоятельные работы по физике
- Физика после уроков
- Теория решения изобретательских задач
- Эксперименты для школьников
- Физика. Контроль знаний по темам
- Викторины по физике
- Лабораторные работы по физике. 9 класс
АСТРОНОМИЯ
ХИМИЯ
- Рабочие программы по химии
- К урокам химии
- Химия. Занимательная энциклопедия школьника
- Путеводитель по химическим элементам
- Современная химия: правда и домыслы
- Металлы
- Исследовательская деятельность на уроках химии
- Задачи, упражнения и тесты по химии
- Практические работы по химии. 8 класс
- Зачет по химии
- Самостоятельные работы по химии. 8 класс
- Соревнования и конкурсы по химии
- Тренажер по химии. 8-9 классы
ОБЖ
Поделиться
ФИЗКУЛЬТУРА
- Правила безопасности в спортзале
- Исследование уровня развития координационных способностей школьников
- Зарядка в стихах
- Дыхательная и звуковая гимнастика
- Упражнения на растяжку
- Комплекс гимнастики цигун для детей
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Настольный теннис
- Формирование навыков взаимодействия при обучении игре в баскетбол
- Контрольные вопросы по физкультуре
- КИМ по физкультуре. 5-11 классы
МХК
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ОРКСЭ
- Методическое пособие "Основы религиозных культур и светской этики"
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс
- Жития святых для школьников
- Задание на соотношение "Культовые сооружения"
- Рабочая тетрадь "Основы православной культуры". 4 класс
- Чайнворд для знатоков Библии
- Викторина "Религия"
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Метод проектов в современной школе
- Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы
- Итоговый мониторинг по курсу "Основы проектной деятельности"
- Рабочая программа «Проектирование»
- Задания с ориентировочной основой познавательной деятельности
- Информационный проект «Война и книги»
- Проектные технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
ОГЭ И ЕГЭ
МЕТОДСОВЕТ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Тренинг для педагогов "Настраиваемся на работу в новом учебном году"
- Как создать урок. Педагогические идеи
- Задания для учителей русского языка
- Наглядность на предметах гуманитарного цикла
- Диагностика детской одаренности
- Технология учебной деловой игры
- Шпаргалки для педагогов
- Работа с неуспевающими: рефлексивно-деятельный подход
- Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога
- Методика работы социального педагога
- Буллинг. Что это такое и как это предотвращать?
- Дидактические материалы для самостоятельной работы на уроках истории и обществознания
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
- Классному руководителю на заметку
- Памятки для классного руководителя
- Семинар "Разработка плана классного руководителя"
- Игры на доверие и сплочение коллектива
- Методика анализа тематического классного часа
- Противодействие экстремизму в среде подростков
- Типы родителей учеников
- Родительские собрания в 1-5 классах
- Способы сглаживания конфликтов с родителями
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
- Курс занятий "Учусь общаться". 5-8 классы
- Преодоление трудностей обучения нейропсихологический подход
- Предотвращение насилия в образовательных организациях
- Игры для снижения агрессии у подростков
- Помощь педагогам в преодолении кризисных ситуаций в общении с учениками
- Психокоррекционная работа с детьми