Как можно укрепить иммунитет? Есть ли простой способ повысить сопротивляемость организма к инфекциям? Волшебная пилюля, полезный йогурт с живыми бактериями, универсальные витамины?
Существует множество рекомендаций в рекламе и СМИ, которые убеждают покупать йогурты с бактериями, мультивитаминные комплексы, чудо-иммуностимуляторы и многое другое. Но, к сожалению, идеального и простого рецепта профилактики от инфекционных заболеваний нет.
Начнем с йогуртов. В рекламных роликах нам рассказывают о том, что иммунитет зависит от микрофлоры кишечника, а йогурты с полезными бактериями улучшают микрофлору – значит, и иммунитет организма.
Один из основоположников иммунологии Илья Мечников считал, что продукты молочнокислого брожения вытесняют из организма «вредные» бактерии, осуществляющие маслянокислое брожение, которое способствует гниению. Согласно дневникам и воспоминаниям современников, этому совету следовал и сам Лев Толстой, с которым дружил Мечников.
Илья Мечников и Лев Толстой в Ясной Поляне
Теперь нам известно, что в кишечнике человека обитают тысячи видов бактерий, играющих важнейшую роль в нормальном функционировании организма. Эти бактерии – неотъемлемая часть микробиома, то есть совокупности всех бактерий, архей, грибков и вирусов, обитающих в нашем организме. Длительная коэволюция бактерий и организма человека привела к возникновению сложных механизмов взаимодействия компонентов иммунитета с представителями микробиома.
Микрофлора кишечника помогает переваривать продукты, с которыми не могут справиться желудок и кишечник. Микроорганизмы кишечника продуцируют жизненно важные витамины группы B и витамин K, которые не способен синтезировать наш организм. Они также препятствуют проникновению патогенных микробов, поддерживая целостность слизистой кишечника и физически препятствуя их прикреплению к клеткам кишечного эпителия.
Иммунная система контролирует качественный состав и численность бактериальных клеток, составляющих микрофлору кишечника. Другие бактерии извне, в частности – полезные йогуртовые бактерии – не способны надолго задерживаться в кишечнике. Это подтвердил американский исследователь Шервуд Горбах, изучавший штаммы бактерий более 20 лет. Ему не удалось найти задерживающиеся в кишечнике бактерии ни в одной из молочных культур Америки, Европы и Азии. Если некоторые штаммы и выживали после соляной кислоты желудка, то все равно исчезали через 1–2 дня.
Имя Горбаха – это одна из букв G в названии штамма бактерии LactobacillusGG, которая сегодня широко используется как пробиотик. Вторая буква G принадлежит имени Барри Голдина, который работал вместе с Горбахом над поиском бактерии, способной помогать при лечении воспалений кишечника, а также при нарушении кишечной микрофлоры.
Ученые до сих пор предпринимают множество попыток получения штаммов микроорганизмов-пробиотиков, с помощью которых можно было бы лечить кишечные заболевания, а также улучшать пищеварение и поддерживать нормальную микробиоту. Некоторые пробиотики показали в экспериментах многообещающие результаты. Однако пока у ученых недостаточно убедительных научных данных об их пользе. В США Управление по контролю продуктов питания и лекарственных средств FDA не одобрило ни одного пробиотика для профилактики или лечения какого-либо заболевания.
Пробиотики часто путают в обиходе с пребиотиками – компонентами пищи, стимулирующими жизнедеятельность микробиоты кишечника. Делают это даже ученые – в своих исследованиях они не всегда корректно употребляют этот термин, и это порождает множество мифов о пользе пробиотиков и пребиотиков.
Многие про- и пребиотики действительно показали в ходе исследований свою пользу для кишечной микробиоты на моделях in vivo. Но возможно ли экстраполировать результаты этих работ на большие группы людей, когда состав микробиоты на 2/3 индивидуален для каждого, и процесс изменения микробиологического сообщества идет постоянно?
Не стоит забывать и о том, что не всякий продукт, содержащий даже живые бактерии, полезен. В лучшем случае от таких добавок не будет ни пользы, ни вреда, в худшем – они могут способствовать распространению генов устойчивости к антибиотикам среди болезнетворных бактерий.
Бактерии, используемые в качестве пробиотиков
Содержат ли йогурты из рекламных роликов пробиотики? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно изучить состав продукта, обратить внимание на то, какой микроорганизм в йогурте содержится и в каких количествах, а на этикетке должна быть информация о том, является ли бактерия живой. Но все эти данные, к сожалению, не могут гарантировать лечебный и профилактический эффект в каждом конкретном случае.
Нужны ли дополнительные бактерии кишечнику для борьбы с патогенами? Если все компоненты кишечника работают слаженно, ему удается справиться с различными угрозами без какой-либо помощи.
Особую роль в процессе иммунной защиты кишечника играет тонкая кишка. Лимфоидная ткань в этом органе представлена сгруппированными лимфатическими узелками – Пейеровыми бляшками, аппендиксом и лимфатическими узлами брыжейки. Во всех этих структурах скапливаются B- и T-лимфоциты. Наибольшая концентрация Пейеровых бляшек отмечена в червеобразном отростке слепой кишки – в аппендиксе, главной функцией которого является защита кишечника и его микрофлоры от патогенных агентов. Воспаление этого червеобразного отростка – аппендицит – одно из наиболее частых заболеваний брюшной полости, требующее хирургического вмешательства.
Более 50 % лимфоцитов кишечника представлены B-лимфоцитами, производящими большое количество антител IgA. Их основная функция заключается в том, чтобы препятствовать прикреплению патогенных микроорганизмов к энтероцитам – клеткам кишечника. Иммуноглобулины типа IgA, выступающие в роли главного уничтожителя различного рода антигенов (не только микробного происхождения) слизистой оболочки ЖКТ, удерживаются около эпителиальных клеток в результате взаимодействия с гликокаликсом – углеводной оболочкой на поверхности клеток кишечника. Синтез этих антител стимулируется микрофлорой кишечника, а также по принципу обратной связи, с помощью этих же IgA регулируется численность бактериальных клеток нормальной микрофлоры кишечника.
Таким образом, если лимфоциты кишечника и нормальная микробиота работают правильно, то в этом отделе пищеварительной системе не возникает инфекционных заболеваний. В случае нарушений работы органа нужна консультация врача и специализированное лечение.
Способны ли мультивитамины и микроэлементы повысить иммунитет?
Витамины – это группа разнообразных по химической природе органических соединений, которые жизненно необходимы для существования живых организмов. В отличие от растений и бактерий, животные не могут синтезировать витамины в полной мере, поэтому они получают их из пищи. Витамины помогают осуществлению всех важнейших ферментативных реакций, протекающих в организме. Они участвуют в метаболизме глюкозы, аминокислот и липидов (витамин B1), процессах клеточного дыхания (витамин B2), нейтрализации активных форм кислорода и других свободных радикалов – отвечают за антиоксидантную активность (витамины С и Е). Кроме этого, витамины обеспечивают синтез зрительных пигментов (витамин А), и участвуют в кальциевом обмене (витамин D). Всего организму человека необходимы 13 витаминов для нормальной жизнедеятельности: витамин A, витамины группы B (B1, B2, B3, B5, B6, B7, B9, B12), витамины C, D, E и K. Для многих из них ученые продолжают описывать новые виды активности. В частности, витамины A, С, D, E и B6 были отмечены как важнейшие участники процессов, связанных с иммунитетом. При их недостатке нарушается активация T и B-лимфоцитов, а также вырабатываются провоспалительные сигнальные молекулы, которые в некоторых случаях могут осложнять патологические процессы. При серьезном дефиците или избытке каких-либо витаминов могут возникать или осложняться различные заболевания, поэтому необходимо придерживаться определенной дозировки – пить столько витаминов, сколько требуется. Каждому из нас в зависимости от пола, возраста, условий окружающей среды необходимо разное количество витаминов. Эти нормы описаны в специальном сборнике рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Оценки ВОЗ приблизительны, в настоящее время ученые стремятся максимально объективно оценивать нормы потребления витаминов и минералов. Они занимаются исследованиями, связанными с мониторингом содержания витаминов и минералов в продуктах питания, заболеваниями, вызванными недостатком какого-либо витамина и многими другими исследованиями. Подробнее о результатах изысканий вы можете узнать в информационной системе VMNIS (Vitamin and Mineral Nutrition Information System).
Чаще всего причина недомогания в том, что организму не хватает какого-то конкретного витамина. Но действительно ли дефициты тех или иных витаминов так распространены в мире, и их последствия настолько опасны, что пить витаминные комплексы – необходимость? Вовсе нет. Мы получаем витамины и микроэлементы с пищей. Действительно, ни один продукт не содержит всех необходимых элементов в нужном количестве. Именно поэтому так важно правильно и сбалансированно питаться.
Вероятно, самая адекватная рекомендация по поводу употребления витаминов касается фолиевой кислоты (B9) и беременности. Недостаток B9 может приводить к нарушению формирования нервной трубки плода, что впоследствии может привести к дефектам в развитии нервной системы. Поэтому беременным женщинам с самых ранних сроков прописывают прием фолиевой кислоты.
Можно ли повысить иммунитет при помощи мультивитаминных комплексов? К сожалению, чаще всего они бесполезны, потому что синтетические витамины в таблетках усваиваются хуже или вовсе не усваиваются нашим организмом. Некоторые компоненты добавок – например, кальций и железо – не могут усваиваться совместно. В частности, жирорастворимые витамины A, D, E и K часто выпускаются в виде таблеток, которые не содержат никаких липидов, необходимых для всасывания. Врачи-диетологи, ученые и эксперты авторитетных организации, таких как ВОЗ и FDA, рекомендуют полноценно питаться и получать витамины с пищей. В случае недостатка витаминов, нужно консультироваться с врачом и пересматривать режим питания и состав продуктов. Попытки восполнить запас витаминов самостоятельно, без консультаций врачей, могут быть довольно опасны. Согласно десяткам научных исследований, ежедневное чрезмерное употребление витаминов может приводить к увеличению риска развития различных заболеваний.
Наиболее известная рекомендация для укрепления иммунитета во время простудных заболеваний – это большие дозы витамина С. Двукратный Нобелевский лауреат Лайнус Карл Полинг, награжденный «за изучение природы химической связи и ее применение к объяснению строения сложных молекул», выдвинул теорию, согласно которой большие дозы витамина С способствовали облегчению симптомов простуды и ускоряли выздоровление. В своей книге под названием «Витамин С и простуда» 1970 года («Vitamin C and the Common Cold»), основываясь на результатах всего четырех исследований, он заключил, что витамин С в довольно больших дозах – от 1 г ежедневно – значительно улучшает состояние при простуде.
После выхода книги Лайнуса Полинга спрос на этот чудо-витамин в аптеках вырос настолько, что американские производители не могли обеспечить всех желающих укрепить иммунитет этим нехитрым способом. Благодаря заявлениям столь авторитетного ученого, сделанным в начале 70-х годов, в США рынок витамина С в наши дни составляет около 40 миллиардов долларов, а слава о чудодейственных свойствах витамина известна по всему миру. Несмотря на непререкаемый авторитет Полинга, его работа подвергалась всесторонней критике со стороны врачей и диетологов, но до сих пор, уже спустя почти 50 лет, у ученых нет однозначных данных о том, насколько витамин С эффективен при профилактике и лечении простуды. Еще за 30 лет до публикации работы Лайнуса Полинга вышел обзор под названием «Использование витаминов для предотвращения простуды» («Vitamins for the Prevention of Colds», 1942), в котором было написано, что после рассмотрения 980 случаев заболеваний простудой «… не было получено никаких свидетельств того, что большие дозы витамина С также, как и большие дозы витаминного комплекса, содержащего витамины A, B1, B2, C и D, никотиновую кислоту (витамин PP), каким-либо образом существенно влияют на количество и течение инфекций верхних дыхательных путей». Наиболее убедительные сведения были получены в 2013 году по результатам мета-анализа 29 рандомизированных исследований, в которых принимали участие более 11000 участников. Ученые обнаружили, что чрезвычайно активные люди – марафонцы, лыжники, бойцы спецотрядов, выполняющие тяжелые физические упражнения в субарктических климатических условиях, которые принимают как минимум 200 мг витамина С ежедневно вдвое меньше болеют простудными заболеваниями. Но в целом прием витамина С каждый день не приводит к снижению случаев заболеваемости простудой у обычных здоровых людей. Также есть данные некоторых исследований о том, что ежедневный прием 200 мг витамина С сокращает течение простудных заболеваний в среднем на 8 % у взрослых и на 14 % у детей. Получается, что эти люди болеют на один день меньше, чем те, которые не принимают витамин С. Неоднозначные выводы, которые можно сделать по результатам подобных мета-анализов, свидетельствуют о том, что такого рода эксперименты по изучению влияния различных доз витаминов на течение простуды стоит продолжать.
Лайнус Полинг также рекомендовал лечить раковые заболевания огромными дозами витамина С. Об этом он заявил в 1971 году после сообщения одного шотландского хирурга Эвана Кэмерона, утверждавшего, что те больные раком пациенты, которым давали 10 граммов витамина C каждый день, чувствуют себя лучше, чем те, которым не давали этот витамин. Ученое сообщество очень негативно воспринимало подобные заявления, Полингу даже отказывали в публикации статей на эту тему, и, как показало время, не без оснований: никаких результатов при лечении опухолевых заболеваний прием больших доз витамина С не давал, а позже было показано, что большие дозы витаминов вовсе могут повышать смертность от рака. Сам Лайнус Полинг, принимавший до 18 грамм ежедневно умер в 1944 году от рака простаты. Совпадение?
Двукратный Нобелевский лауреат, крупный ученый, пользуясь своим авторитетом, создал целое направление комплементарной медицины – ортомолекулярную медицину, основным подходом которой является использование «правильных молекул» в «правильных дозах» для лечения различных заболеваний, в том числе и онкологических. Под «правильными молекулами» подразумеваются витамины, аминокислоты и разного рода биологически активные добавки (БАД), а под «правильными дозами» – количества в несколько раз превосходящие рекомендации врачей. Несмотря на то, что доказательная медицина опровергает адекватность такого лечения, это направление существует до сих пор и имеет своих последователей.
Исследования показали неэффективность лечения различных заболеваний с помощью витаминов, а в некоторых случаях употребление витаминов приводит к негативным последствиям для здоровья человека.
Что представляют из себя иммуностимуляторы и иммуномодуляторы? Способны ли они повысить эффективность работы иммунитета человека?
В западных странах слово «иммуностимулятор» чаще используется в значении «иммуносупрессант» – вещество, подавляющее иммунные реакции. Иммунные супрессанты используются для того, чтобы лечить аутоиммунные заболевания, например, ревматоидный артрит, а также воспаления кишечника, аллергии и другие состояния, при которых требуется ослабить иммунный ответ. Такого рода препараты прошли все клинические испытания.
У приема иммуномодуляторов могут быть довольно тяжелые последствия. Например, печально известный препарат талидамид, который использовали в Западной Германии для облегчения симптомов токсикоза беременных женщин. Это вещество снижает продукцию интерлейкина 6 (IL-6) и антителкласса IgG и усиливает продукцию IFN-γ и IL-2. Но в результате его употребление при беременности привело к развитию уродств, поскольку этот же самый препарат связывался с белком – цереблоном – важнейшим регулятором при эмбриональном развитии.
В России иммуностимуляторами или иммуномодуляторами называют вещества, усиливающие иммунные реакции. Чаще всего такими препаратами выступают индукторы интерферона, стимулирующие выработку сигнальных молекул иммунитета. Научных доказательств эффективности иммуностимуляторов не существует – их эффективность не была продемонстрирована в рамках двойных слепых плацебо-контролируемых исследований. К сожалению, использование иммуностимуляторов бесполезно. В случае заражения вирусом, он сам является индуктором интерферонов – сигнальных молекул, которые мобилизуют иммунную систему.
В международной практике иммуностимуляторами также принято называть сами цитокины – сигнальные молекулы иммунитета. Их используют в качестве фармакологических средств для лечения некоторых заболеваний, таких как гепатит B и C, меланома (рак кожи), ревматоидный артрит и другие. Чаще всего это рекомбинантные белки человека, то есть белки, полученные методами генной инженерии с помощью клеток-продуцентов. FDA одобрила 20 таких препаратов – они все прошли необходимые клинические испытания. Однако лечиться ими необходимо только после указаний врача, и даже при лечении заболеваний с применением цитокинов нужно учитывать все риски и побочные эффекты.
Наиболее эффективный способ профилактики заболеваний – вакцинация. Она в некоторой степени выступает в роли иммуностимулятора – вызывает иммунный ответ еще до встречи с реальной угрозой. При этом вакцинации, конечно, не панацеи от болезней. Но они позволяют минимизировать риски.