НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

 

Особую роль в человеческом сознании имеет так называемая «Я»-концепция, или осознание человеком самого себя. «Я»-концепция – это управляющая функция интеллекта. Без нее интеллект работать не может.

«Я»-концепция, как и любая другая концепция, состоит из «Я»-образа сейчас (Реальное «Я»), «Я»-образа желательного (Идеальное «Я») и набора приемов по саморазвитию личности.

«Я»-концепция – это мироощущение и образ себя в мире, а следовательно, сугубо интимная сторона человеческой психики. Ее наполнением служат картины мира, идеалы, личностные ценности, эталоны, мечты, духовные запросы. В основе «Я»-концепции лежит образ «Я и мир». А главными вопросами «Я»-концепции являются: «Как мир относится ко мне?», «Как я отношусь к миру?», «Что мне не нравится в мире?», «Что я хочу изменить?», «Что я могу изменить?»

В каждой концепции всегда присутствует часть «Я»-концепции. Эта часть описывает действующее лицо данной концепции. Это может быть мастер, новичок, рыцарь, спортсмен, гражданин и так далее. Если концепция описывает процесс обучения вождению автомобиля, то «Я» – это водитель. Читая инструкцию по вождению или правила дорожного движения, человек заменяет слово «водитель» на слово «Я». В самом начале обучения это непривычно и требует усилий. Но постепенно водитель становится частью «Я»-образа и дальше развивается:

• «Я начинающий водитель»;

• «Я опытный водитель»;

• «Я профессионал».

По мере развития «Я»-образа растет и круг тех задач, которые человек может выполнять. Опытные наставники всегда начинают обучение с того, что меняют «Я»-образ. Для этого они говорят: «Ты можешь это сделать! Ты сильный! Ты все преодолеешь!» И как только ученик поверит в это, начинается сам процесс обучения.

Любое развитие начинается с развития «Я».

Успешность человека в любой области деятельности определяется правильным использованием «Я»-концепции. Умение налаживать хорошие отношения зависит от того, считает ли человек себя мастером общения. Если он убедил себя, что замкнут и нелюдим, то и вести себя будет именно так. Если же он считает, что общителен, то старается всячески искать новые контакты. Постоянно общаясь, он подтверждает это мнение о себе.

Поэтому главным приемом личностного развития является уверенность в этом развитии. Нужно постоянно говорить себе: «Я могу это сделать! Я добьюсь всего и сделаю это тем способом, каким захочу!»

Насколько «Я»-концепция близка к реальности, настолько эффективно работает интеллект. И наоборот, сбои «Я»-концепции существенно снижают качество работы интеллекта. Человек теряет уверенность в себе и не может нормально действовать. Поэтому «Я»-концепция требует неослабного внимания. Малейшие сбои в работе должны быть под контролем человека.

Страх, слабость, неуверенность в себе – все это сбои в «Я»-концепции. Как только человек почувствовал себя неудачником, эффективность его усилий резко снижается.

В первую очередь «Я»-образ должен быть устойчив и не подвержен влиянию извне. Но сохранить устойчивость «Я»-образа совсем нелегко. Наше «Я» является мишенью, которую постоянно обстреливают окружающие. И нередко попадают! Уколы самолюбия существенно снижают радость от жизни. Осуждение, поношение, высмеивание – все это стрелы, которые прицельно бьют по «Я»-образу.

У обывателя «Я»-образ практически совпадает с той оценкой, которую ему дают окружающие. Многочисленные эксперименты доказали, что большинство людей стараются подогнать образ «Я думаю о себе» к образу «Я в глазах других». При этом интеллект фактически выключается. Ибо выйти за рамки традиционных взглядов, убеждений и ритуалов становится невозможно. Каждый шаг в этом направлении будет осужден. Обыватель вынужден жить, подстраиваясь под чужие ожидания. Если эти ожидания совсем не соответствуют возможностям человека, то он теряет чувство собственного достоинства и кончает жизнь самоубийством, совершая тем самым трагическую ошибку. Ведь более простой путь состоит в изменении «Я»-концепции. Вместо подстройки своей жизни под чужие ожидания нужно перестроить ее под свои ожидания. Собственно, для этого интеллект и дан человеку.

Именно сила и устойчивость «Я»-концепции дает возможность добиваться своих целей. Но уже с самого детства «Я»-концепция начинает искажаться родителями. Ребенок только и слышит: «Ты растяпа, неумеха, растеряха, лодырь, лентяй, тупица». Все это предписания «Я»-концепции относиться к себе именно так. Вырваться из замкнутого круга ребенок не может. Его личность недостаточно развита – но это и невозможно. Как может развиться лодырь и тупица? Никак. Везет тем подросткам, в которых поверили. Дали понять, что у них есть способности. И тогда, развивая эти способности, преодолевая себя, они становятся личностями.

Но даже если подростку и не повезло, то, начиная с 16 лет, его лобные доли уже становятся достаточно развитыми, чтобы подросток мог сам построить правильную «Я»-концепцию.

Работа с «Я»-концепцией далеко не так проста. Нам кажется, что мы хорошо себя знаем и уж тем более знаем свои мысли, но любой психолог только грустно усмехнется в ответ на такое заявление. Вытащить реальное самосознание настолько сложно, что требуются месяцы напряженного труда.

В ходе экспериментов были получены интересные результаты. На тренингах ораторского искусства участники должны были выступить с речью по любой теме. Затем группа делала замечания оратору, и он выступал еще и еще раз. И обнаружился интересный эффект. Через десяток повторений ораторы вдруг осознают, что они совсем не разделяют те мысли, которые пытались донести до слушателей. В чем же дело? А в том, что когда эти мысли многократно комментировались, то оратор смотрел на них со стороны и мог оценить их. И тогда он действительно начинал понимать свое отношение к теме.

То же самое с образом себя. Самое тяжелое в саморазвитии – посмотреть на себя со стороны. Мы привыкаем к своему образу, сживаемся с ним. Нам кажется, что «Я» – это «Я». И никакого другого «Я» быть не может. А как только мы выходим за его пределы, то оказывается, что мы способны на гораздо большее, чем мы думали. Нет предела совершенству. Каждое состояние «Я» – только ступенька на бесконечной лестнице.

Теперь рассмотрим Идеальное «Я». Идеальное «Я» – это то состояние личности, которого человек хотел бы достичь. Сам по себе этот процесс положителен. Стремление к идеалу подвигает человека на путь личностного роста. Но и тут есть подводные камни. Если Идеальное «Я» слишком далеко от Реального, то наступает интеллектуальная патология. Человек отказывается от нормальной жизни и впадает в тяжелейшую депрессию.

Нужно говорить себе: «Я великолепен. И стану еще великолепнее». А зная о каком-либо недостатке, вы говорите себе: «Этот недостаток дает мне прекрасную возможность преодолеть его и стать совершеннее».

Когда кто-то вам говорит: «Вы безответственный человек», – он тем самым пытается изменить вашу «Я»-концепцию. Как нужно относиться к такого рода фразам? Необходимо учесть два момента. Во-первых, вы должны сразу увести разговор от обсуждения вашего «Я». Только вы сами определяете вашу «Я»-концепцию. Как вы при этом прореагируете внешне, значения не имеет. Важно, что вы внутренне себе скажете: «Кто Я – это решаю Я».

А во-вторых, вы могли действительно что-либо забыть или сделать не так. Ничего страшного! Человеку свойственно ошибаться. Вот об этой ошибке можно и поговорить. И вы переводите разговор на конкретную ситуацию: «А что случилось? И как это исправить?» Такой разговор будет совершенно безопасным для вашей «Я»-концепции.

Лучший способ усилить устойчивость «Я»-концепции – постоянно ощущать успех. Поэтому каждую деятельность нужно разбивать на ряд мелких этапов, имеющих явный признак завершения. Любой успех дает энергию для следующих этапов.

Поиск

Поделиться

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru