НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

 

При движении по стереотипу мышление не нужно. Достаточно осознать ситуацию, чтобы приступить к действию. Но возможна ситуация, когда осознание сталкивается с противоречивой ситуацией. Нужно идти на улицу, а там дождь. Как поступить в этом случае?

Столкновение двух противоречивых понятий приводит к активизации механизма мышления.

Мышление выделяет атрибуты как самостоятельные понятия, которые при другом сочетании могут произвести любой другой объект, даже не имеющий оригинала, существующего в природе. Эти сочетания понятий не имеют аналогов в материальном мире. Они являются порождением человеческого мышления.

Результатом мышления может стать изобретение плаща, зонтика или пушки для разгона облаков.

Именно это свойство мышления и лежит в основе творчества человека. Воображение – это формирование новых представлений на основе понятий о мире. В отличие от представлений, воображение требует волевого усилия.

Желание – это воображаемый результат. Несоответствие желаемого и воспринимаемого является мотиватором. Так как восприятие происходит непрерывно, то и мотиваторы у человека образуются непрерывно. Как правило, мотиваторы не востребованы, поэтому хранятся в памяти по принципу: «А хорошо бы как-нибудь это сделать!»

Хотя понятие – это отражение объекта, существующего в реальности, было бы ошибкой считать, что оно есть простое отражение этой реальности. Мышление использует понятие как орудие управления внутренней виртуальной реальностью. С помощью мышления можно произвольно вызывать образы и тем самым комбинировать объекты в такой мысленной конструкции, которая никогда не встречается в реальном мире.

Мышление позволяет конструировать любой вариант объекта с любыми желаемыми атрибутами. Для этого достаточно сложить эти атрибуты вместе по определенным правилам, то есть представить желаемый образ. Если эти правила формализованы, то желаемый образ превращается в план или чертеж.

Выделение всех устойчивых атрибутов объекта позволяет делать адекватные выводы по поводу целостного поведения данного объекта. Это значит, что для мышления воспринимаемых признаков объекта уже не требуется. Мы с одинаковой легкостью можем манипулировать как явными видимыми признаками объекта, так и скрытыми. Становится возможным выявления внутренних свойств объектов, скрытых от непосредственного восприятия. Этот процесс мы будем называть познанием. Познание дает возможность человеку реагировать на такие стимулы, которые не воспринимаются органами чувств. Например, на радиацию или ультразвук.

В результате познания возникает общая модель мира, которая и используется в качестве основы для мышления.

Сложность анализа мышления состоит в том, что для мышления не нужны явные стимулы внешней среды. Один раз осознав некоторую ситуацию в виде психосцены, мозг человека запоминает ее и может в дальнейшем произвольно использовать в виде представления даже при отсутствии этой ситуации. Материалом мышления являются внутренние осознаваемые образы, поэтому мышление может протекать независимо от окружающей действительности. Как правило, мышление – это постоянный процесс, который прерывается только на время сна или периоды сильного эмоционального возбуждения. Это порождает иллюзию независимости или даже нематериальности мышления. Но поддаваться этой иллюзии не стоит. Материалом мышления являются образы окружающей среды, и без них мышление существовать не может.

Есть и противоположная крайность – считать, что человек недалеко ушел от животного. Утверждается, что подсознательная деятельность мозга управляет человеком. Это легко опровергнуть. Если бы сознательная деятельность не давала существенных преимуществ человеку в борьбе за выживание, то эволюция мозга не привела бы к такому развитию лобных долей мозга, которые и отвечают за сознательное восприятие действительности.

Мышление является универсальным способом отражения чего угодно. Хоть внешней среды, хоть фантастических представлений. Мышление позволяет человеку подняться над простым реагированием и отразить сам процесс реагирования в любом разрезе. Так как образ «Я» также есть некоторая модель, то мышление позволяет выделить любые характеристики «Я» в качестве отдельных сущностей. В результате у мышления есть возможность формировать любые характеристики «Я»-образа.

Изменение окружающего мира возможно путем изменения понятия «Я в мире».

Поиск

Поделиться

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru