Изучение биологии как науки начинается с изучения ботаники - науки о растениях. В системе обучения ботаники ведущая роль принадлежит уроку, который был и остается основной формой учебно-воспитательной работы в школе. На уроках ботаники даются теоретические знания, формируются важнейшие ботанические понятия, которые выступают основополагающими для понимания общебиологических понятий в последующих курсах биологии.
Содержание ботанического материала открывает большие возможности для рассмотрения практической направленности курса не изолированно, а в определенной взаимосвязи учебно-воспитательных компонентов.
Вскрывая на ярких примерах связь биологической науки с практикой, стараюсь приучать учащихся пользоваться научной теорией при выполнении практической работы. Даю им задания по использованию биологических знаний как на практических уроках, так и в производственной и общественно полезной работе. Важно приучать детей применять и проверять знания при постановке опытов и проведении работ на пришкольном участке, подкреплять их наблюдения на экскурсиях.
Все практические работы связываю с познанием, с развитием понятий.
Тогда у обучающихся будет воспитываться не только понимание связи теории с практикой, но и умение самостоятельно выявлять эту связь.
Освещение практических (производственных) вопросов в процессе обучения провожу на основе ботанических знаний на примере растений пришкольного учебно-опытного участка и растений окрестностей школы:
культурных, цветочно-декоративных, дикорастущих, лекарственных, сорных и других, раскрывая их значение в практической деятельности человека. Остановлюсь на некоторых методических особенностях изучения тем курса ботаники.
Тема «Биология - наука о живой природе» изучается на первых уроках, от успешного проведения которых во многом зависит дальнейшее отношение учащихся к предмету. К проведению, особенно первого урока, я тщательно продумываю все детали его. Убедительные примеры из окружающей природы, сельскохозяйственной практики родного села убеждают обучающихся в важности ботанических знаний в жизни человека и подводят их к вопросам: «Какова роль растений в жизни человека? Что служит для человека пищей?»
Отвечая на эти вопросы, ученики обычно говорят о культурных растениях, которые выращивает человек на огороде, в поле, в саду. Обобщая ответы детей, раскрываю основную мысль темы, что все растения являются богатством нашей страны. Но чтобы увеличить это богатство, чтобы уметь выращивать урожаи культурных растений, необходимо знать жизнь растений, знать правила охраны и рационального использования природных богатств. В конце первого урока или после него обязательно знакомлю школьников с работой нашего пришкольного участка, провожу их по нему, особо обращаю внимание на бережное отношение к растениям участка и куда идет весь выращенный на нем урожай. Таким образом, имею возможность раскрыть уже первую тему в плане практической направленности, показывая большое значение растений в жизни человека.
В сравнении с другими темами курса ботаники наибольшую связь с практикой можно проследить в теме «Корень». Эту тему, как и другие темы, нужно начинать, я так обычно и делаю, с выяснения значения корня в жизни растения, установления взаимосвязи его с другими органами цветкового растения. При этом можно привлечь знания обучающихся по ранее изученной теме «Органы растения» и сведения, которые они получили на первых уроках. Это может им представить растение как целостный живой организм.
В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете массы интересных методических разработок и ценный дидактический материал, которые помогут преподавателю и ученикам.