Каждое дерево появляется на земной поверхности в определенных областях; на карте их можно обозначить как площади, которые мы называем ареалом естественного распространения. Знакомство с этими ареалами имеет для нас огромное значение.
Дело в том, что растение в своем ареале растет в течение столетий и тысячелетий и оно приспособлено к местным климатическим условиям. По характеру естественного распространения можно узнать, предпочитает ли данная порода приморский или континентальный климат. Изучая климатические данные, .можно узнать, сколь большие зимние морозы дерево переносит. Из условий среды естественного распространения вида можно также сделать заключение о требованиях, предъявляемых им к плодородию и влажности почвы.
В разных частях ареала, где дерево находится в несколько отличных природных условиях, оно также отличается по внешнему виду и по некоторым своим особенностям. У древесных видов с обширным ареалом распространения наблюдаются отличные друг от друга местные расы, которые называются экотипами. Так, например, у сосны из Северной Швеции, Финляндии и Лапландии стройная, заостренная и длинная крона, оказывающаяся более стойкой при занесении снегом и лучше использующей лучи низко стоящего Солнца. Сосны из низких и сухих местностей Средней Европы, наоборот, характеризуются широкой кроной, с тем чтобы, насколько это возможно, затенить место своего произрастания. Аналогично для черных елей из высокорасположенных мест или для елей произрастающих в морозных долинах, характерна узкая и стройная крона. Действие различных климатических условий проявляется также в различном времени цветения, различном вегетационном ритме и в различной морозоустойчивости.
Такие признаки, обусловленные воздействием среды в течение многих поколений, становятся наследственными и переносятся на потомство.
Границы естественного ареала ни в коем случае не являются той линией, за которой дерево уже не могло бы развиваться. Необходимо отдать себе отчет в том, что древесные виды проникали после ледникового периода в области освободившиеся от ледников и образовывали так свой ареал. У некоторых видов еще не занята вся область, которая бы отвечала их возможностям. Некоторые виды при своем распространении сталкивались с непреодолимыми препятствиями (горные районы, широкие речные долины), хотя за этим препятствием снова находятся области, где бы данное дерево могло хорошо расти. В Европе, например, таким препятствием являются горные цепи Альп и Карпат, перед которыми некоторые древесные виды остановились в своем проникновении на Север (Pinus nigra, Casianea saliva, Quercus cerris и др.), хотя для них в теплых рейнских областях и в других местностях севернее Альп находятся районы, вполне отвечающие условиям их распространения. Уже из поверхностного ознакомления с распространением древесных пород можно сделать заключение, что полностью морозоустойчивыми оказываются виды, которые проникают на Север за полярный круг (береза, сосна, осина, ольха, ель). И наоборот, деревья с центром распространения в Южной Европе будут чувствительнее к морозам и в более северных областях их будут удовлетворять только теплые районы.
При переселении деревьев на новые места обитания тщательное изучение условий среды на их родине является главной предпосылкой для их правильного отбора и успешного роста.
Рассмотрим хотя бы кратко проблемы переселения деревьев на новые места обитания и связанные с этим задачи и цели. Переселение деревьев преследует различные цели. Например, получение их плодов или других продуктов, увеличение количества получаемой древесины, или же обогащение ассортимента декоративных растений.
Переселение (интродукция) имеет долгую историю и с началом ее можно познакомиться уже у древних культурных народов, которые уделяли особое внимание интродукции фруктовых деревьев, важных для питания человека. С того времени и до наших дней продолжает развиваться интродукция с чередованием подъемов и спадов. Наибольший подъем в этом процессе связан с освоением обширных территорий в Америке и Азии. Вначале иноземные виды деревьев ввозились как модная новинка и любопытная культура для парков и замков; позже было понято и хозяйственное значение такого импорта. Таким образом новые древесные виды появились как лесные насаждения, и отдельные деревья были высажены на открытых местах.
К сожалению, большая часть этих культур высаживалась без плана и без более серьезного изучения требований, предъявляемых этими видами; в результате значительная часть опытов интродукции заканчивалась безуспешно. Были успешные высадки, например, американских черных тополей и пихты Дугласа. После нескольких десятилетий работы с ними стало ясно, какую большую пользу может принести интродукция лесных видов с экономической точки зрения. На переломе XIX и XX столетий наступил новый этап в акклиматизации иноземных деревьев в лесах, где эта высадка проводилась уже с определенными знаниями о вселяемых деревьях и результаты оказывались весьма перспективными. Так, например, североамериканская пихта калифорнийская (Abies grandis lindl.) достигает в Англии среднего годового прироста древесины от 25 до 28 м3/га; а в Бельгии и Франции ее прирост достигает в среднем 20м3/га. Аналогично и пихта тисолистная (Pseudotsuga menztesti franco) превышает в Англии, Франции, в ГДР и ФРГ продукцию отечественной древесины на 40 и даже 60 %. В настоящее время самые большие площади, занятые иноземными древесными видами, в лесах Европы находятся в странах с недостатком древесины и мало развитым лесным хозяйством, таких как Великобритания и Испания, где эти площади составили в 1950 году около 250 тысяч гектаров. Хорошие результаты, достигнутые при переселении новых древесных пород, и экономические требования способствуют высадке иноземных древесных растений также и в других европейских странах с высоким уровнем лесного хозяйства. Еще большее значение приобретает интродукция деревьев в декоративных целях при высадках в парках и при озеленении городов.
Переселение иноземных древесных видов имеет не только своих сторонников, но и противников. Отрицательное отношение к интродукции связано, в первую очередь, с опасностью внесения новых болезней растений и с боязнью нарушения естественного характера пейзажа. Первое возражение можно устранить введением систематического фитопатологического контроля, импортируемого посевного материала и наблюдением за вредителями на новых посадках. Необходимо также высаживать новые деревья разумно и целесообразно. Само собой понятно, что в заповедниках и особо ценных областях высадки не должны производиться. Большая часть вселяемых деревьев на первый взгляд очень мало отличается от родственных домашних деревьев и неспециалисту трудно отличить ель европейскую и пихт)- Дугласа от ели и пихты калифорнийской, или пихту кавказскую от пихты белой. Кроме того, нужно помнить, что ледниковый период в Европе сильно обеднил видовое богатство деревьев. Большая часть родов деревьев, сохранившихся в Америке, когда-то росли и в Европе, (например, Sequoia, Tsuga, Carya,Juglanss Liriodendron и др.).
Таким образом, экзотичными в наших местах они стали сравнительно недавно. Обогащение европейского ассортимента деревьев оказывается, таким образом, устранением результатов природных катастроф и не является действием совсем противоестественным. В Европе главные горные хребты, как известно, (Пиренеи, Альпы, Карпаты) тянутся с запада на восток, и в ледниковый период многим древесным видам стало невозможным отступление на юг перед надвигающимися ледниками. В Америке, где главные горные хребты тянутся с севера на юг, все древесные виды могли спокойно отступать, а потом в послеледниковую эпоху снова вернуться в более северные области. Поэтому на американском континенте не только сохранились роды, в Европе полностью исчезнувшие, но также и роды, существующие в обеих частях света, в Америке насчитывают во много раз большее число представителей. Деревья- переселенцы можно хорошо использовать в парках и для городского озеленения. Они способствуют здесь созданию более впечатляющей и пестрой картины и вместе с тем дают возможность знакомиться с мировой флорой, и поклонники природы могут обогатить свои знания о растительном мире чужих стран. Разумная интродукция новых видов деревьев не может быть в данном случае каким- либо вредным явлением, наоборот, она целесообразна и полезна как с экономической, так и с культурной точек зрения.