Александру Македонскому было двадцать лет, когда в 336 г. умер его отец Филипп. Еще в тринадцать его отдали на воспитание Аристотелю.
Мальчик, затаив дыхание, слушал учителя, который, казалось, знал все. Он давал читать своему ученику Пиндара, Геродота, Еврипида, приобщая его к эллинской культуре и прививая ему интерес к высоким духовным ценностям, который всю жизнь не покидал Александра.
Уже в шестнадцать лет отец оставил сына вместо себя управлять страной, и юноша поневоле начал вникать в государственные дела. Когда же сраженный кинжалом Павсания Филипп скончался, армия провозгласила царем его старшего сына. Так началось правление Александра Великого, длившееся двенадцать с половиной лет и изменившее облик не только Эллады, но и всего восточного мира.
В личности Александра удивительным образом сочетались такие качества, как осторожность и рискованность, рассудительность и чувство интуиции. Обычно эту исключительную натуру объясняют влиянием фактора двойной наследственности: реальной (от Филиппа) и полумистической (от Олимпиады, его матери). Мать обладала неистовым характером, безудержной чувственностью, участвовала в вакхических ритуалах. Она принадлежала к молосскому царскому роду Эакидов, восходившему своей родословной к Пирру, сыну Ахилла, вспыльчивого и порывистого героя «с львиным сердцем», ставшего предком Эакидов благодаря стараниям некоего ученого комментатора. У Александра наблюдали те же неуправляемые взрывы гнева и порывы энтузиазма, что и у других Эакидов – Пирра, Филиппа II.
Все это имело огромное значение для юноши, который был убежден, что происходит по отцовской линии от Геракла, а по материнской – от Ахилла и Приама. Погрузившись в мир мифологии, он вообразил, что в его жилах кипит кровь героев – его предков. Но Александру уже недостаточно быть отдаленным потомком Зевса, отца Геракла.
С самого начала царствования Александр быстро и энергично расправляется со своими противниками. Он ликвидирует претендентов на престол и подавляет мятеж на Балканах. Греция волнуется, и Демосфен высмеивает «мальчишку», правящего в Пелле. Но молниеносный поход Александра разрушает все надежды, которые пробудила смерть Филиппа. Демонстрируя непреклонную решимость, Александр разрушает сопротивляющиеся Фивы, оставив в неприкосновенности лишь храмы и дом Пиндара, но, подобно отцу, ведет себя благородно по отношению к Афинам. Затем, мобилизовав македонскую армию и контингенты Эллинской лиги, он менее чем через два года после вступления на престол отправляется в Азию.
Армия сатрапов при поддержке греческих наемников во главе с Мемноном Родосским встречает Александра в долине Гранина. Александр, возглавив яростную атаку македонской конницы, разбивает эту армию наголову. За несколько месяцев он завоевывает почти всю Малую Азию: занимает Сарды, потом Эфес, поднявший при его приближении восстание, и штурмом берет Милет. В Гордионе Александр разрубает мечом узел «телеги Гордия» и под знаком предзнаменования продолжает свой завоевательный поход.
Овладев Анатолией, он достигает Сирии и при Иссе в 333 г. до н. э. разбивает самого «великого царя» Дария III, который первый пустился бежать с поля боя, оставив на произвол судьбы мать, жену и обоз и дав знак войску к беспорядочному бегству. Однако, немного придя в себя, персидский царь счел возможным начать переговоры с Александром, предложив ему выкуп за своих близких. На это победитель ответил, что Дарий должен покориться ему окончательно.
Империя держалась на одном человеке, правда человек этот был нечеловеческой работоспособности. Ему помогали несколько приближенных: канцлер Эвмен и хилиарх (тысяцкий) Гефестион. Традиционная авторитарность македонской монархии усилилась при соприкосновении с Востоком – Александр пожелал видеть себя еще и преемником Ахеменидов.
Основной опорой империи была армия. За время походов в ней произошли глубокие изменения: все более таяло изначальное македонское и греческое ядро, шла вынужденная вербовка жителей Востока. Военные расходы, траты на содержание чиновников, строительство, роскошь двора – все это требовало очень больших денежных ресурсов.
Почти не взимая налогов с Македонии и совсем не взимая их с Греции, в Азии Александр сохраняет разнородную фискальную структуру. Практически каждая сатрапия имела специфическую систему налогообложения (налог с недвижимости или подушный), отработочную повинность, таможни. И особенно широко Александр пользуется сокровищами, накопленными во дворцах Ахеменидов.
В Греции не было четкой границы между миром людей и миром богов. Так, герои – основатели городов получали свою долю культа. Кроме того, в тех городах, где существовала царская власть, сохранялось почитание предков царских династий. Восток же на протяжении тысячелетий давал примеры теократических монархий, в которых царь был либо богом (как в Египте), либо служителем бога (как в Месопотамии). Именно в такой неоднородной среде Александр создает свой культ.
Попытки укрепления власти человека с помощью богов были и до него. Клеарх, установивший греко-варварскую тиранию в Гераклее Понтийской, объявил себя сыном Зевса, окружил свою особу литургическим церемониалом и потребовал от подданных проскинезы (коленопреклонение, земной поклон). Филипп II пошел дальше: во время религиозных шествий его скульптурное изображение несли за статуями двенадцати олимпийских богов; он заказал Леохару скульптурную группу из золота и слоновой кости, представлявшую его самого в окружении близких, рассчитывая поместить ее для почитания в толос.
Александр умер внезапно перед самым отъездом из Вавилона. В связи с этой скоропостижной кончиной о некоторых из его приближенных говорили недоброе, однако историки полагают, что умер он от малярии, которая быстро завладела его организмом, истощенным в постоянных кутежах, уставшим от бесконечных походов, ночных бдений, ослабленным ранами.
Двенадцать с половиной лет (336–323) царствования. Его деятельности легко можно дать отрицательную оценку: ненужные насилия; страсть к излишествам безмерно возгордившегося царя; расправы над обеспокоенными введением проскинезы и слиянием народов греками (последнему они предпочли бы грубое порабощение побежденных); чрезмерное расширение империи, которая не пережила своего создателя. Но что значат все эти недостатки по сравнению с тем новым, что принес Александр, – идеями самодержавной монархии, господства Греции в Египте и Азии, строительства городов в удаленных сатрапиях, взаимопроникновения эллинской и восточной цивилизаций.
Эпоха, условно называемая эллинистической (от немецкого Hellenismus), началась со смертью Александра и закончилась римскими завоеваниями для разных стран в разное время. Она характеризуется расширением территорий, занятых греками, и перемещением центра тяжести эллинства из собственно Греции, которая отныне играла меньшую по сравнению с обширными царствами Востока роль.
История этой эпохи исключительно сложна: длинная череда разрушительных завоевательных войн, которые то и дело изменяют границы государств. Тем не менее от этой эпохи до нас дошло гораздо больше документов, чем от предыдущих периодов. Особого упоминания заслуживают папирусы, в огромном количестве сохранившиеся в основном в Египте.
Они донесли до нас самые разнообразные документы: письма царей (деловую и личную переписку), нотариальные архивы, школьные тетради и т. д.
В эллинистическое время Афины утрачивают свое прежнее значение не столько в результате действий правителей Македонии (в 228 г. до н. э. Афины даже изгнали македонский гарнизон из Пирея и таким образом вновь обрели полную автономию, по крайней мере ее видимость), сколько из-за исчезновения духа демократии. Государственное устройство Афин почти не изменилось по сравнению с классическим периодом, несмотря на добавление двух фил к клисфеновским, но народ уже не располагал властью. Почти полностью была ликвидирована оплата за выполнение общественных обязанностей. Власть перешла в руки Ареопага и самого важного из стратегов – стратега гоплитов. Народное ополчение исчезло, государство доверило свою защиту наемникам. Эфебия была полностью реорганизована. В конце III в. до н. э. она стала необязательной и отныне предназначалась для сыновей зажиточных семей, получавших таким образом риторическое и философское, а также военное образование. Начиная с 130 г. до н. э. множество иностранцев – в основном из Малой Азии и Сирии – стремились стать эфебами, чтобы усовершенствовать образование и, возможно, облегчить впоследствии получение права гражданства в Афинах.
В эллинистическое время повсюду в Греции положение было весьма критическим. Безусловно, сельское хозяйство развивалось: росли урожаи благодаря применению удобрений, увеличивалось поголовье скота благодаря расширению пастбищ. Но поскольку уже с IV в. до н. э. возросла роль крупного землевладения, все плоды этого развития пошли на обогащение отдельных лиц. Ремесленное производство и торговля после кратковременного оживления в последующий за завоеваниями Александра период пришли в упадок, не выдержав соперничества с эллинистическими государствами Востока, которые очень быстро наладили свое ремесленное производство.
Греция ощущала потребность в импорте зерна – потребность дорогостоящую, поскольку цены на хлеб во II в. до н. э. значительно возросли после снижения их в начале III в. до н. э. Что же касается экспорта, то он был невелик – в основном вино, оливковое масло, цены на которые, к сожалению, остались прежними, а также предметы роскоши продажа которых обеспечивала скромное существование ремесленникам Коринфа и Афин. К тому же наиболее предприимчивая часть населения покинула страну. Отныне денежные средства вкладывались только в землю, поэтому не стало возможности развивать другие отрасли экономики.
Менее сложным было положение на островах Эгейского моря. Островные полисы извлекали все большую выгоду из мощных потоков товарообмена между Азией, Египтом и Европой, несмотря на то что им сильно мешало пиратство, особенно в Иллирии, на Крите и в Киликии.
Достаточно хорошо известно о богатстве Коса, которое основывалось на производстве вина, керамики и местного шелка (бомбисина) и торговле ими. Геронд в «Мимиамбах», Феокрит в идиллиях описывают жизнь богатых торговцев и их среду.
Храм Асклепия, окруженный новыми постройками, воспитал целую школу медицины и стал привлекать все больше и больше больных. Наиболее могущественным островным государством был Родос. Образованный в 408 г. до н. э. в результате синойкизма (слияния) трех полисов, он проводил гибкую политику в IV в. до н. э., а затем успешно противостоял нападению Деметрия Полиоркета. За этим последовал великий век процветания Родоса, когда он, несмотря на интриги царей, сумел сохранить независимость, показав замечательный пример жизнеспособности полиса в эллинистическую эпоху.
Конституция Родоса была умеренной. Торговая республика, ревниво отстаивавшая права полиса, гостеприимно принимала и защищала всех иностранцев, способных увеличивать ее богатства.
Мир полисов периода эллинизма представлял собой карикатуру на институты классической эпохи, республиканский дух сохранился лишь в федеративных государствах. Эти союзы развились в основном в отсталых районах, где города либо были небольшими, либо отсутствовали вовсе и где продолжали существовать племенные организации, предшествовавшие полисной системе. Два из них особенно разрослись в эллинистическую эпоху потому, очевидно, что греки постепенно привыкли к федерациям (начиная с Коринфского союза), но прежде всего потому, что только союз мог обеспечить действенное сопротивление экспансии царей Македонии.
Этолийский союз издавна располагался вокруг обще го этолийского святилища в Ферме, где, как показали раскопки находился культовый центр еще в микенскую эпоху никогда, правда, не игравший значительной роли. Этолия известна как суровая страна, жители которой были прекрасными солдатами, всегда носившими при себе оружие. Продемонстрировав свою храбрость во время нападения на Дельфы галлов (279–278), они захватили святилище, распространили свое влияние на амфиктионию (религиозное объединение ряда греческих государств) и тем самым подняли свой престиж. В то же время они захватили несколько территорий: на западе – в Акарнании, на востоке – в Фокиде, Западной Локриде, в Фессалии, образовав самое обширное из когда бы то ни было существовавших греческих государств.
Македония в эллинистический период была весьма сильным государством, распространявшим свое влияние даже на формально независимые полисы собственно Греции. Ей противостояли лишь Этолийский и Ахейский союзы; Эпир, если не считать периода блистательного правления Пирра, тускнел перед ней.
В 276 г. до н. э. Антигон II Гонат (годы правления – 276–239) окончательно завоевал Македонию, принадлежавшую ранее его отцу Деметрию Полиоркету. Он основал династию Антигонидов, правившую до самого римского завоевания. Его власть простиралась не только на Македонию, но и на те части Греции, которые не попали в руки этолийцев или ахейцев. Там она поддерживалась гарнизонами под командованием стратегов.
Этот великий царь, друг философов, окруженный людьми искусства (среди них историк Иероним из Кардии и поэт Арат из Сол), действовал энергично и вместе с тем хитроумно. Он был высокого мнения о царском предназначении. «Хорошо ли ты понял, – говорит он своему сыну, – что царствование – это лишь благородное рабство?» Несмотря на то что Афины являлись для него своего рода «интеллектуальной столицей», он вновь обосновался в Пелле, хотя его отец столицей сделал Деметрию – город на Пагасетическом заливе. Он успешно защищал Македонию от Пирра и его сына Александра – царей Эпира. Антигон подчинил Афины, восставшие против него во главе с Хремонидом. Но он не смог помешать Арату воссоединить Сикион с Ахейским союзом и отнять у него Коринф. В своем царстве Антигон установил абсолютную власть. Основав три Антигонии – в Халкидике, на Аксиосе и на Аросе,– он тем самым способствовал развитию градостроительства.
Гористый Эпир был населен тремя народами: молоссами, феспротами и хаонийцами. В IV в. до н. э. молоссы объединились с другими народами в федеральное государство, которое сначала называлось «Союз молоссов», а затем «Симмахия эпиротов». Надписи упоминают его собрание (экклесию) и главного магистрата (простата). Во главе стоял царь из молосской династии Эакидов, род которого восходит к Пирру-Неоптолему, сыну Ахилла. Среди ее наиболее значительных представителей назовем Алкета I, могущественного правителя, союзника Дионисия Старшего и, вероятно, действительного основателя Эпирского союза, и Александра I, родственника Филиппа II Македонского, авторитетного монарха, который начал чеканить монету со своим именем.
Единственным царем династии Эакидов, который сыграл действительно большую политическую роль, был Пирр, горячие притязания которого на протяжении двадцати лет будоражили Грецию и Запад. Он расширил границы своего царства, возвратив Эпиру области, подчиненные при Филиппе II Македонией (Паранайю, Тимофайю, Атиптанию, Афаманию, Амфилохию), а также присоединил часть Иллирии, Амбракию, Акарнанию. Его главной целью было завоевание Македонии. Он достиг этой цели благодаря как ловкости, с которой лавировал среди интриг царей, так и своей храбрости, а также полководческому таланту на поле битвы. Но, разбитый Лисимахом, Пирр понял, что ресурсов его царства, даже сильно расширенного, явно недостаточно для свободы действий.
В эллинистическую эпоху мир греческих колоний на Западе был уже не столь сильным, как в былые времена. У нас будет случай проанализировать роль полисов Причерноморья и Массалии в распространении эллинизма. Кирена же находилась в зависимости от Египта, а греческая Италия и Сицилия вскоре будут захвачены Римом. Время Агафокла, Пирра, Гиерона II – лишь продолжительная отсрочка полного их упадка.
Положение на всем Западе было серьезным. Начиная с конца IV в. до н. э. Рим подчинил себе Кампанию и все больше и больше интересовался Великой Грецией. Италики продвигались на юг Аппенинского полуострова, оказывая возрастающее давление на греческие колонии. Тарент прибег к помощи сначала спартанского царя Архидама, затем Александра Молосса, основавшего непрочное царство от Посейдония до Регия, и, наконец, Клеомена Лакедемонянина.
Сицилия жила под постоянной угрозой со стороны Карфагена. В Сиракузах, самом процветающем городе, демократ Агафокл захватил власть, истребив олигархов. Он подчинил себе Восточную Сицилию и возобновил борьбу против исконного врага – Карфагена. Видя, что справиться с карфагенянами в самой Сицилии невозможно, он решил нанести удар по Карфагену в Ливии и с неслыханной дерзостью высадился на ее побережье, где показал себя достойным предшественником Сципиона. Это предприятие закончилось поражением, но Агафоклу удалось навязать карфагенянам мир на условиях status quo и заставить их деньгами и пшеницей возместить потери.
На какое-то время могло показаться, что спасителем Запада окажется Пирр; он был призван тарентийцами и, так же как Агафокл, попытался основать греческое царство по обоим берегам Мессинского пролива.
Впервые Тарент был недоволен не своими соседями италиками, а римлянами. В 3 г. до н. э. Рим заключил с Тарентом договор, по которому римским кораблям запрещалось заходить за Лацинийский мыс. В 2 г. до н. о. римляне нарушили его, и народ Тарента после бурного обсуждения под воздействием демократов решил объявить войну. Ему нужен был вождь, и тарентийцы призвали Пирра, который уже проявил себя как великолепный военачальник и в то время скучал без дела.
Пирр, встреченный сначала с энтузиазмом, привлек па свою сторону не только полисы Великой Греции, но и италийских варваров (луканов и бруттиев). Однако вскоре тарентийцы изменили отношение к Пирру, поскольку он пытался навязать им суровую дисциплину. Так или иначе, его военные успехи были замечательны: дважды он выиграл сражения – при Гераклее и Аускуле (280 и 279 гг.); после дерзкого похода он разбил свой лагерь у Пренесте, откуда созерцал дымы над крышами Рима. Дважды Пирр заключал с римлянами перемирие, может быть потому, что признал их воинскую доблесть и гордое упорство при поражениях, а скорее всего из-за того, что ослабление их могущества не входило в его планы: он предпочел бы с ними договориться, чтобы без помех посвятить себя созданию Великой греческой империи на Западе, что до него лишь частично удалось сделать его дяде Молоссу и тестю Агафоклу.
Не без колебаний он покинул Италию, чтобы о
Сиракузы, напротив, располагали еще несколькими десятилетиями независимости, которую они использовали себе во благо, вдохновленные Гиероном II.
Гиерон заставил признать себя благодаря неоспоримым личным достоинствам. Он и образованный человек, автор агрономических трактатов, и храбрый воин, даже в девяностолетнем возрасте принимавший участие в сражениях, но прежде всего Гиерон – дипломат, ловко лавировавший среди держав, стремившихся захватить Сицилию.
Гиерон установил свою власть в Сиракузах, обратив в бегство мамертинцев, и получил титул царя. Его царство невелико, но правит он им как настоящий эллинистический властитель. В Египте Птолемеев он заимствует основные положения знаменитого Гиеронова закона, который упорядочил взимание поземельного налога с царских земель и ограничивал доходы арендаторов. Рим также будет использовать этот закон, правда основательно изменив его. Гиерон располагал мощным флотом и укреплениями Эвриала, которые он усовершенствовал, очевидно, с помощью Архимеда, своего наиболее авторитетного военного советника.
Именно на Востоке монархическая форма правления, унаследованная от Александра, получает свое полное развитие в двух обширных регионах, сформированных при разделе Империи, – в царствах Птолемеев и Селевкидов.
Египет, которым владел Птолемей, сын македонского аристократа и сподвижник Александра, был самым богатым и едва ли не самым обширным из эллинистических царств. К счастью для государства, на протяжении целого столетия во главе его стояли энергичные правители, которым удалось значительно усилить его и создать настоящую империю. Но за периодом расцвета, когда страна обрела мощь и блеск, как при самых великих фараонах, последовал долгий период упадка.
Птолемей I Сотер, осторожный и настойчивый владыка, во всех областях своей деятельности проявил себя как зачинатель. Он стал завоевывать земли вокруг Египта, чтобы еще больше обеспечить безопасность своего царства в Средиземноморье. Он ввел монетную систему, привлек в Египет греков, старался удержать в войне наемников, наделяя их земельными участками. Он начал проводить политику сотрудничества между греками и коренным населением, предложив им для почитания нового бога – Сараписа. Сам писатель и друг философа Деметрия Фалерского, он много внимания уделял развитию культуры, основав в Александрии Библиотеку и Мусей.
Империя, которую Селевк I Никатор оставил своему сыну Антиоху I, была чрезвычайно обширной. Она простиралась от Афганистана до Проливов, от Понта до Сирии и отличалась большим этническим разнообразием. В ней говорили на многих языках – греческом, персидском, армянском, азианических диалектах. В ней соседствовали все религии – греческий политеизм, зороастризм, иудаизм, местные культы Анатолии. Она была местом активного культурного взаимодействия.
Однако центробежные силы в империи Селевкидов были настолько сильны, что ее история, по существу, является историей распада. Настоящим центром державы была Сирия, где Селевк I около 300 г. до н. э. основал свою столицу Антиохию-на-Оронте. Поэтому прежде всего Империя потеряла наиболее удаленные от Сирии области – Северную Анатолию и восточные сатрапии. Селевкиды, очевидно, оказались жертвами решения основателя династии. Великие цари, его предшественники, были более предусмотрительны, управляя Империей из столицы, расположенной в ее геометрическом центре – в Иране. Но, будучи греком, Селевк пожелал сделать из своих владений греческое, т. е. средиземноморское, государство.
До столь бесславного конца Империю довела слабость Селевкидов. Их могущество подрывалось дворцовыми интригами: убийства и узурпации, вдохновлявшиеся претензиями незаконных цариц, следовали одно за другим. Далеко не всегда они могли опираться даже па своих высокопоставленных чиновников, как показывает пример индийского стратега Молона, восставшего против Антиоха III. К тому же соседи Египта, с которыми их соединяли династические связи, навязали им нескончаемую тяжбу из-за обладания Келесирией.
Но самым уязвимым местом в Империи была посредственность большинства его правителей, хотя они и имели перед собой великий пример в лице основателя династии, сурового воина, заслуженно получившего прозвище Никатор (Победоносный). С начала царствования его внука Антиоха II Теоса темные дворцовые интриги, в которых незавидную роль играла царица Лаодика, повлекли за собой разделение царства между двумя братьями – Селевком II Каллиником и Антиохом Гиераксом; после их смерти Селевкиды лишились всех владений к северу от Тавра.
Царство Атталидов родилось в результате предательства. Лисимах доверил охрану цитадели Пергама со значительными сокровищами своему офицеру – полугреку, полупафлагонцу, евнуху Филетеру. Но тот в 287 г. до н. э. перешел на сторону Селевка I, за что ему оставили Пергам, правда при условии признания вассальной зависимости от Селевка. Его племянник Эвмен I порвал с Антиохом I и провозгласил себя независимым. Решающий шаг был сделан Атталом I, который одержал победы над галатами и осмелился принять в 240 г. до н. э. титул царя. Он заключил союз с Римом и в двух первых македонских войнах показал себя верным союзником. Отныне этот союз будет определять всю историю Пергама: именно он сделал из его суверенов нечто более значительное, чем просто царьков маленького анатолийского государства, и позволил им играть значительную роль в истории греческого мира II в. до н. э.
Его сын Эвмен II (197–159 гг.) –царь, в котором удачно сочетались сила и дипломатическая тонкость, способствовал развязыванию войны между Римом и Антиохом III, храбро сражался в битве при Магнесии на стороне римлян и широко пользовался их победой, так что ему достались почти все земли, завоеванные у Селевкидов в Анатолии (кроме Южной Карии и Ликии, отошедших к Родосу). Его царство стало самым сильным в Малой Азии, но ему стоило больших трудов сохранить его в атмосфере ненависти соседей и немилостей, которые без видимых причин обрушились на него со стороны могущественного Рима.
Начиная с ассирийского завоевания, евреи потеряли независимость, но сохранили очень сильные национальные традиции, черпая силы в союзе, который, по их верованиям, связывал их с Яхве. Они распадаются на две части, развивавшиеся различными путями: одна – евреи Иудеи, другая – евреи диаспоры.
Иудея входила в состав Келесирии и как таковая долгое время принадлежала Египту. После завоевания ее Антиохом III она становится общиной, управлявшейся первосвященником и советом (синедрионом, или санхедрином), в руках которых находились огромные сокровища. Духовно иудеи были глубоко разобщены: одни, «верные» (хасидеи), оставались приверженцами сурового ригоризма и решительно отвергали все чужеродное; другие, в основном представители знати, эллинизировались и охотно отказались бы от применения некоторых положений Моисеева закона. Греческий язык распространился в Палестине, где элита по-гречески говорила так же хорошо, как и по-арамейски. Часто встречались греческие имена. «Реформированный иудаизм», легко забывший о Законе, нашел свое полное воплощение в первосвященнике, который на греческий лад называл себя Язоном. Он не колеблясь отправил в качестве пожертвования 300 драхм серебром на игры Геракла Тирского (Мелькарта) в Тире. Язон отменил конституцию и создал правительство, подобное полисному; он составил списки демоса (граждан), а также стремился создавать образовательные заведения по типу греческих и осмелился построить гимнасий у подножия горы Сион (175 г. до н. э.).
Эмиграция евреев из Иудеи – древнее явление, восходящее по меньшей мере к великой катастрофе 586 г. до н. э.– захвату Иерусалима Навуходоносором и последующему за этим «исходу». Диаспора увеличивается во времена завоеваний Александра Великого, который присоединил Палестину к греческому миру, и еще больше во время потрясений, происшедших во II в. до н. э.
Ареал диаспоры довольно велик. Еврейское население в эту эпоху оценивается примерно в 8 миллионов человек. В основном они были сосредоточены в четырех областях: Вавилонии, Сирии, Анатолии, Египте, и в каждой из них проживало более миллиона. Немало их было также в Киренаике, на островах Эгейского моря, в Греции и даже в Африке, Италии, Испании. Везде отмечены обращения иноверцев, особенно среди женщин, так как многие мужчины испытывали отвращение к обрезанию. Сложилась также категория полуобращенных, «себоменой» (боявшихся бога). Кроме Храма были еще многочисленные синагоги (молитвенные дома).
Евреи диаспоры наиболее известны в Египте. Одни начиная с VI в. до н. э. образовали общины, другие приезжали в большом количестве после присоединения к Египту Келесирии, а затем в связи с восстанием Маккавеев.
Расчленение империи Александра, а затем и державы Селевкидов только подтвердило значение большого политического новшества – института монархии: повсюду стали возникать маленькие или большие царства.
Как и во времена Александра, в формировавшейся монархической идеологии эллинистической эпохи соединились самые разные факторы. Философы, в частности пифагорейцы и стоики, развили концепцию сильной личности, которая появилась уже в IV в. до н. э., особенно у Исократа. Для них царь представлял собой живой и одушевленный закон (nomos empsychos), что объяснялось божественной сутью царя. Толпа особенно чувствительна к престижу, который создают победы, так как военные успехи кажутся ей самыми осязаемыми доказательствами благоволения богов. Таким образом, оформлялась абсолютная монархия, создававшая для царя моральные обязательства, которые сплошь и рядом упоминаются в текстах: монарх должен быть усердным, благочестивым, доброжелательным ко всем, и особенно к простым людям, филантропом.
Царь устанавливал законы, не нуждаясь в том, чтобы его решения обсуждались каким-либо советом или собранием. В этом заключалось главное отличие эпохи эллинизма от классического периода, когда закон был выражением воли общины. В деталях тексты, в которых отражалась всемогущая воля царя, отличались друг от друга. Были законы (nomoi), установления (diagrammata), указы (prostagmata), которые часто имели форму письма.
Естественно, царь, хотя и был всемогущим, не мог все знать и все решать сам. Он созывал на совет «друзей» для решения различных вопросов. Некоторым из них он доверял посты, которые в основных чертах соответствуют министерским, сохраняя за собой две сугубо царские функции: командование армией и верховную судебную власть. Из наиболее важных лиц царской администрации необходимо назвать визиря, носившего, кстати, скромный титул «поверенный в делах», главного канцлера (особенно важен был этот пост в Египте, отличавшемся сверхразвитой бюрократией), министра правосудия (в Египте – архидикаст), главного контролера финансов (у Птолемеев – диойкет, у Селевкидов – «поверенный в доходах»).
Благодаря папирусам можно составить довольно четкое представление о царском бюджете в Египте эллинистического времени. Сумма его значительна, хотя точно определить нелегко. Царь получал доходы от самых разных источников – от естественных богатств или от трудовой деятельности человека.
Здесь можно перечислить некоторые из них: от земли; от шахт и карьеров (на них царь имел особые права); от транспорта (царь владел флотилией на Ниле и, кроме того, взимал налог с судов, принадлежавших другим); от предоставления патентов мелким торговцам и заморским купцам; таможенные доходы (оплата права на ввоз составляла от 25 до 50 процентов, что охраняло доходы монополий от концессий); доходы царских банков; от права регистрации имущества, передачи собственности, наследования; земельный налог, налагавшийся не на сами владения, а на пользование ими; подушный налог (основанный на переписях населения каждые 14 лет, установлен, вероятно, в 220 г. до н. э.); от храмовых имуществ (III в. до н. э.); сборы с клерухов и жрецов; налоги с продажи рабов; штрафы; от доходов империи (III в. до н. э.) (дары, контрибуции); экстраординарные доходы (военная добыча, дополнительные налоги, вводившиеся в критических ситуациях).
Количество и разнообразие этих поборов поражает.
Могущество эллинистических царей было основано как на администрации и фискальной системе, так и на армии и флоте.
Армия в эллинистический период (о солдатской среде см. ниже) сохранила основные черты армии Александра, т. е. македонской, претерпевшей некоторые изменения в результате контактов с Востоком. Основной силой служила фаланга – компактная масса, закованная в латы и ощетинившаяся железом. «Против сплоченной и хорошо вооруженной фаланги,– напоминает Страбон, – беспомощны варварские племена и легковооруженные отряды» (7, 306). Кавалерия тогда играла гораздо большую роль, чем в классическую эпоху. Легкая кавалерия (амфиппы, конные аконтисты) хорошо проявляла себя в стычках; по персидскому образцу появились и настоящие кирасиры (катафрактарии). Восточные традиции видны были и в использовании Селевкидами колесниц с серпами (как в Иране), а также слонов (всеми царями, которые могли их достать), Слон стал основной ударной силой, настолько необходимой, что последний македонский царь, которого не было ни одного слона, соорудил их деревянные подобия, приводившиеся в движение спрятанными внутри людьми.
Греческая архаическая и классическая цивилизация характеризуется рождением и расцветом полиса и развивалась именно в крупных городских центрах, таких, как Милет, Коринф, Афины, Сиракузы. Александр Великий проявил себя как достойный наследник этой традиции, усеяв только что завоеванную Империю многочисленными Александриями, предназначенными для эллинизации Востока и призванными осуществлять слияние народов, которое он считал столь необходимым.
Его последователи в разной степени были верны его политике; она будет вдохновлять также и Рим. Селевкиды строили в своем государстве множество новых городов. Атталиды в издавна застроенной городами Малой Азии основали тем не менее Пергам, чтобы иметь столицу, способную соперничать с великими столицами Востока. В Анатолии под воздействием Атталидов были эллинизированы и другие районы, в частности Памфилия (равнина между горами Тавра и Средиземноморским побережьем),– земля, богатая памятниками градостроительства, которые в подражание Пергаму представляют, по словам Р. Мартэна, «монументальную ценность, укрупнение пропорций, уникальные архитектурные композиции». Например, в Перге можно увидеть великолепные эллинистические укрепления.
Только Селевк I построил около 60 городов, из которых 16 названы Антиохиями по имени его отца и 9 – Селевкиями. Города множились при Антиохе I, затем, до начала царствования Антиоха IV Эпифана, их строительство значительно сократилось, с началом же его правления наступил новый скачок в градостроительстве. Кстати, не следует злоупотреблять термином «основание», так как речь не обязательно идет о постройке ех nihilo (из ничего), часто подразумевается объединение нескольких деревень в город, или возведение поселения местных жителей в ранг полиса, или даже просто изменение названия.
Эти города были настоящими полисами в греческом понимании – со своей территорией, с городской автономией, которая, в частности, распространялась на финансовые и судебные вопросы, с магистратами. Конечно, они уже не являлись независимыми государствами, как это
было в классическую эпоху, а чаще всего находились под непосредственным надзором губернатора (эпистата), иногда они обязаны были содержать гарнизон. Цари расточали городам знаки благоволения и щедроты: вкладывали средства в строительство общественных зданий, – приходили на помощь во время бедствий, предоставляли привилегии, увеличивали степень их независимости, даруя «право убежища и неприкосновенности имущества».
Другая судьба у Пергама. Столица Атталидов находилась в 30 километрах от берега моря на возвышенности между двумя притоками Каика – Селинунтом и Кетием. Этот холм из трахита высотой 335 метров был живописно расположен, но для застройки труден из-за своей высоты. Однако архитекторам удалось построить один над другим три города, соединив их лестницами с бельведерами и террасами, несущими двухэтажные портики, удачно вписавшиеся в пейзаж и свидетельствовавшие о новом понимании прекрасного.
В верхнем городе, самом важном, имевшем преимущественно политическое и административное значение, находилась двойная агора с храмом Диониса. На верхней площадке стоял большой алтарь Зевса и Афины – здание замечательное как своими размерами, так и романтической красотой скульптурного убранства, а также святилище Афины Полиады, ограниченное с двух сторон портиками. Оно своим скромно украшенным дорическим храмом господствовало над долиной Селинунта. На этой площадке, кроме того, располагалась библиотека, а на самом верху дворец и обширный арсенал. Немного ниже под террасой, в конце которой был небольшой ионический храм Диониса, размещался театр.
«Все, что может существовать или случиться на земле, есть в Египте: богатство, спорт, власть, голубое небе, слава, зрелища, философы, золото, прекрасные юноши, храмы богов адельфов, добрый царь, Мусей, вино, все: хорошее, чего можно пожелать, и женщины, столько женщин...» – так путано, но правдиво говорила старая сводня в «Мимиамбах» Геронда. И в самом деле город основанный Александром на месте рыбацкой деревушки Ракотиды, воплощал все великолепие Востока.
Александрия была основана в западной части Дельты па перешейке между морем и озером Мареотида недалеко от Канопского рукава Нила. Эта местность отличалась здоровым климатом даже летом благодаря периодически дувшим северным ветрам. Порт, скрытый за островом Фарос, был относительно хорошо защищен от бурь.
Древний город известен плохо, так как из-за оседания почвы он оказался под водой. Тем не менее мы знаем о его удлиненных контурах («как хламида», скажет Страбон) и о том, что его периметр превышал 15 километров: План города, который сделал Дейнократ Родосский, – гипподамовый. Две главные очень широкие (30 метров) улицы пересекаются под прямым углом. Город разделен на пять кварталов, названных по первым пяти буквам греческого алфавита. Среди главных памятников можно назвать гимнасии с великолепной колоннадой, дикастерион (суд), Сему (постройка над могилой Александра), отделенную от города высокой стеной. Один дворец занимал четверть Александрии, но он ничем не напоминает монументальные ансамбли дворцов фараонов. Со своими легкими постройками, садами, Мусеем, Библиотекой, театром он образовывал Неаполис, или Новый город.
Экономика колониального типа, преобладавшая столь долгое время, исчезла везде, кроме крайнего Запада и районов побережья Черного моря. Речь уже не шла о сбыте греческих товаров в слаборазвитые районы, наоборот, появились два новых типа обмена.
С одной стороны, большой размах приобрела торговли эллинистических царств между собой и с Грецией. Она охватила прежде всего продовольственные товары. В частности, Египет был крупным экспортером зерна, и, наоборот, восточные греки остались поклонниками хорошего вина, вывозимого из Греции и Анатолии, а также оливкового масла. Папирусы дают нам сведения и о более специальных сделках, в частности о вывозе фундука из Понта, а также сырья – леса, смолы, металлов. Находят сбыт и такие изделия (отличавшиеся высоким качеством), как «мегарская» керамика, металлические вазы, художественные изделия из бронзы, вотивные надписи и драгоценности, ткани и роскошные ковры (все товары повседневного спроса с развитием основных видов ремесел производились повсюду). Наконец, значительных размеров достигла работорговля.
Помимо других важных проблем, о которых еще пойдет речь, суверены были вынуждены вплотную заняться земельным вопросом, так как завоевание предоставило им важное право, которое имели до них фараоны и Ахемениды. Итак, большая часть земли принадлежала царю. Это «царская земля», арендованная по контракту «царскими людьми», обрабатывавшими ее за арендную плату, которая вместе с налогами могла составлять половину урожая. Однако не вся земля в государстве принадлежала царю.
С одной стороны, царь жаловал часть земли общинам или частным лицам. К первой группе относятся города (это нехарактерно для Птолемеев, которые, по сути дела, их не основывали) и храмы (им подтверждали их право на владение уже имевшимися землями и давали новые). В Малой Азии существовали целые жреческие области вокруг таких святилищ, как Пессинунт или Комана (анатолийское святилище Великих азиатских матерей, Кибелы в Пессинунте, Этио-Ма в Комане), которые были обладателями крупной земельной собственности. То же самое наблюдается и в Египте, где последние Птолемеи значительно увеличили богатства жречества, пытаясь обеспечить его поддержку. Ко второй группе относились солдаты, верностью которых царь старался заручиться посредством клерухий, или крупные чиновники, получавшие в знак благоволения дары (из них наиболее известно имение Аполлония в Фаюме).
Основную часть своего национального достояния Египет получал от земли, ее обработки. В этой сфере деятельности, как ни в какой другой, из-за постоянных разливов реки требовалась хорошая организация труда. К тому же земля должна была прокормить и пришельцев, администраторов, солдат, торговцев, т. е. тех, кто не обеспечивал себя продуктами. Поэтому необходимо было так направлять усилия земледельца, чтобы он производил как можно больше.
В эллинистическое время проблема усложнилась. До сих пор Египет жил автаркично – обеспечивал себя сам. Но теперь он стал покупать в других странах товары, необходимые для живших здесь греков, и в первую очередь для царя и его двора. Прежде Египет не зависел от денежных отношений. Теперь же царям нужны были деньги, чтобы оплачивать услуги тех, кого они использовали,– наемников, техников, администраторов. Следовательно, требовалось, чтобы экспорт во много раз превышал импорт. А экспортные товары (за исключением некоторых изделий, привозившихся из внутренних областей Африки или с далекого Востока транзитом через Египет представляли собой прежде всего продукты сельского хозяйства, в основном хлеб, который в большом количество вывозили из Египта и которого так не хватало в греческом мире, или изделия, сырье для которых поставляла земля,– папирус, льняные ткани и т. п.
Общество, рожденное завоеванием,– это колониальное (в современном смысле слова) общество, которое было гораздо многочисленнее завоевателей. В Египте оно, возможно, насчитывало 8 миллионов против 1 миллиона пришельцев. Подобная диспропорция влекла за собой обычные в таком случае последствия: защитную реакцию греко-македонцев, желавших сохранить свою цивилизацию, и постепенную ориентализацию, которая была особенно заметна в области религии; националистическую реакцию местного населения, направленную на сохранение своих обычаев и верований, и, несмотря на это, появление элиты, эллинизировавшейся ради корысти.
Как во всех колониальных обществах, деление населения в эллинистический период происходило сначала по этническим параметрам: власть и богатство принадлежали завоевателям – македонянам и грекам. Но количественная диспропорция между этническими группами, врожденные качества некоторых представителей местного населения, носителей традиций тысячелетней цивилизации, личные успехи других, способных и динамичных,– все это довольно быстро привело к тому, что уже со II в. до н. э. началось расслоение по имуществу, а не по происхождению. Не говоря уж о жречестве, которое восстановило или сохранило власть, многие представители местного населения богатели на административных постах, в сельском хозяйстве или торговле.