Знаев

Урок биологии

Грамотеи

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Сила знаний

 

Один из первых известных нам очагов цивилизации — культура шумеров. Хорошие ребята. Они построили свое царство в междуречье двух великих рек — Тигра и Евфрата примерно пять тысяч лет тому назад. Всё шло прекрасно, пока чаша имени Петри не переполнилась. Перенаселение ареала ознаменовалось, как и положено, междоусобными войнами, стычками, резнёй, пока наконец обезлюдевшие земли не объединились под рукой царя Саргона. Это была одна из первых известных нам древних империй. Куда же она делась? Туда же, куда исчезли все древние империи, — была смыта потоком горячей варварской лавы.

Показательно, что империя Саргона распространилась в природном ареале, заполнив его собой, как расплавленный свинец заполняет форму, затекая во все её углубления. Со всех сторон этот ареал окружали природные препятствия — полупустынные степи, моря или горы. В центре, в плодородных местах процветала империя, а в неудобьях жили диковатые люди с примитивным бытом, привычные к нищете и постоянной конкуренции друг с другом. Это были семиты — предки нынешних евреев и арабов. Иногда эти племена вторгались в пределы империи, чтобы пограбить. На севере в горах жили не менее дикие горцы — кутии.

Запомните эту закономерность: равнины порождают культурные народы, а степи и горы — диковатых горцев и агрессивных кочевников. Это понятно: суровая жизнь — суровые люди. Вот эти варвары с северных гор и сокрушили великую цивилизацию. Они буквально опустошили ее, превратив в культурную пустыню — города и села были почти все разрушены. Но пока живы люди, культура не умирает совсем. Поэтому через некоторое время культурные семена вновь взошли вместе с размножившимися людьми. Империя снова воздвигла города, отремонтировала старые ирригационные каналы, вырыла новые — и вновь была сметена нашествием варваров. На этот раз постарались не горцы, а степняки — семиты. Они вырезали огромное количество народа, а оставшиеся в живых наблюдали, как зарастают травой некогда шумные площади их полуразрушенных городов. И платили дань завоевателям.

Прошло два века, ареал вновь заполнился людьми, они опять отстроили города, а новой аристократией стали вчерашние дикари-завоеватели. К этому времени они уже восприняли остатки культуры, которую разрушили, и когда цивилизация восстановилась, стали ею править вместо прежних царей. Один из этих вчерашних дикарей вошел в историю как удачливый и образованный царь Хаммурапи.

При нём был написан свод законов, построены новые многочисленные храмы-зиккураты, напоминающие ступенчатые пирамиды, империя опять процветала в своём природном ареале — крестьяне выращивали урожаи, купцы торговали, аристократы наслаждались жизнью, в общем, все были при деле. Империя быстро наполнялась людьми, стремясь к критическому пределу.

Империя Хаммурапи существовала одновременно с Египетским царством — каждое государство в своём природном ареале. Вавилонское государство — в междуречье Тигра и Евфрата, а Египет — в Африке на берегах Нила. У египтян была та же схема взаимодействия с природой: река разливается после зимы, потом вода уходит, оставляя на полях слой плодородного ила, дающего огромные урожаи, — эту штуку люди использовали с самой древности. В долине Нила тоже рыли каналы, осушая заболоченные и обводняя засушливые земли, расширяя ареал обитания. В общем, империя Хаммурапи и Египет были двумя схожими по технологии существования социальными организмами.

Население Египта увеличивалось быстрее, чем росли за счёт мелиорации полезные территории. Страну время от времени сотрясали бунты и междоусобицы, в результате которых менялась власть и порой значительно сокращалось количество едоков. После этой разрядки смертельное напряжение падало, начинался новый рост и новое благословенное царствование. Так было и во времена славного фараона Ментухотепа Второго, объединившего Египет на волне очередного роста.

Но снова произошло страшное. Кочевые племена откуда-то с неведомого севера вдруг хлынули из-за гор гигантской волной и затопили прекраснейшие древние цивилизации — и империю Хаммурапи, и Египет великих фараонов. Такого масштабного нашествия не было ранее никогда!

Назывались эти кочевники арии, или арийцы. Арии были жителями степного пояса Евразии, пришли они то ли с Поволжья, то ли из Причерноморья. В ту пору были две главные технологии выживания разумного вида — осёдлое земледелие и кочевое скотоводство. Вторая технология была менее эффективной: десять квадратных километров пашни могли прокормить сотни или даже тысячи земледельцев, а та же территория степи — лишь около десятка кочевников. Но зато степи тянулись на тысячи километров, и общее число степного населения было довольно внушительным, при том, что степной ареал при той же скорости размножения людей переполнялся гораздо быстрее, чем земледельческий. Как мы помним, жестокая борьба кочевников за ресурсы сначала приводила к тому, что очередной вождь объединял семьи и роды, а после избыточная демографическая (людская) масса, как паста из тюбика, выдавливалась за пределы ареала обитания.

Часто спусковым механизмом для сброса людской лавины служили климатические изменения. Вы же знаете, как сходят лавины? Сначала снег копится, копится, копится. А потом достаточно просто громкого звука, чтобы гигантская масса сорвалась и понеслась с горы вниз, всё сметая на своём пути. Не дай бог попасть под лавину!.. Так вот, климат нашей планеты имеет свойство немного колебаться. Периоды похолоданий сменяются периодами потеплений, а дожди — засухами. И порой два параллельных процесса — накопление людской массы и ухудшение климата — сталкивались, вызывая настоящие взрывы. Представьте себе, с одной стороны, растет число людей, и еды, добываемой в ареале их обитания, на каждого приходится всё меньше и меньше. Напряжение растёт. А навстречу идет другой процесс, климатический — иссушение степи. Степь производит всё меньше травы, а значит, меньше корма для скотины, которой питаются люди. Процессы имеют свою инерцию, и вскоре растущее число людей сталкивается с всё уменьшающимися кормовыми возможностями. Волну озлобленных и голодных лишних людей выбивает наружу — вовне ареала. Им просто некуда деваться, на прежнем месте они уже «не помещаются»! Притом надо учесть, что прежняя степная жизнь поколениями отбирала из них самых жестоких, самых выносливых. Им нечего терять. И потому они побеждают.

Кочевники вырезали земледельцев целыми деревнями, сжигали и разрушали города, разоряя культуру и обрушивая здание цивилизации. Но, как мы помним, оно никогда не обрушивалось полностью — всегда оставался некий остов, возвышающийся над нулевым уровнем. С этого остова и начиналась новая жизнь.

Кстати, неужели кочевники не создавали малых отрядов, когда их численность ещё только-только подбиралась к предельной, и не уходили в плодородные южные земли? Иногда они так и делали. Только это были мелкие грабительские набеги, и с ними великие равнинные империи вполне справлялись, поскольку плотность населения равнин была много больше, чем в степях. Только когда степной котел действительно доходил до точки кипения, он взрывался, и уж тогда справиться с ним тучная земледельческая империя не могла.

Это и произошло в описываемую эпоху, когда боевые колесницы ариев завоевали и Междуречье, и Египет, и Индию. Некогда цветущая Евразия превратилась в опалённую огнём культурную пустыню, засыпанную скелетами. Почему же кочевники убивали налево и направо? Потому что им почти не нужны были рабы, они же не вели сложной хозяйственной деятельности. Скот жуёт траву сам по себе, а раб — это лишний рот, который нужно кормить. Парадоксально, но ценность человеческой жизни впервые была открыта именно рабовладельцами.

Арии, поселившиеся в Египте, получили название гиксосов («гиксос» — «царь-пастух»). Кочевники, освоившие Малую Азию, то есть территорию современной Турции, назывались хеттами. Египту повезло чуть больше: он простирался далеко на юг Африки вдоль долины Нила, и поток кочевников иссяк, чуть-чуть не дотянувшись до самого юга Египта — города Фивы и его окрестностей. Влияние ариев-гиксосов, конечно, там тоже чувствовалось: они заставили жителей Фив платить им дань, но запала на разрушение уже не хватило. Фивы уцелели. Именно там и началось затем возрождение нового египетского царства.

Арии-хетты в Малой Азии построили в завоеванном ареале новую могучую империю, набравшись культуры от недорезанных жителей. А вот египтяне из Фив, за сто лет поднакопив сил, пошли войной на гиксосов, которые за эти сто лет, напротив, привыкли к оседлой жизни, утеряли былую жёсткость и потому были разгромлены. Так рядом оказалось два мощных царства — египетское и хеттское. Расползаясь и распространяясь в разные стороны, как две колонии микробов в одной чашке Петри, они должны были рано или поздно столкнуться между собой. И они столкнулись — на территории нынешней Сирии. Началась долгая война, длившаяся две сотни лет. В ней гибло избыточное население обеих империй, постепенно стравливался демографический пар из обоих котлов. В конце концов фараон Рамзес Второй разгромил войско хеттов. Великое царство Египта вновь засияло над всей Африкой и Ближним Востоком — золотом своих храмов, белизной городов и одежд, красивыми парками и аллеям скульптур. Мелодичные звуки свирелей и струнных инструментов услаждали здесь слух высокопоставленных людей. Но.

Недолго музыка играла.

Степной пояс Евразии взорвался в очередной раз, переполнившись ненужным населением, которое опять, как лаву из вулкана, выплюнуло во все стороны света. Кочевники опять заполонили Междуречье, завоевали и уничтожили китайские царства, лежащие в долине великой реки Хуанхэ, снесли державу хеттов, которые сами были цивилизовавшимися потомками жестоких древних завоевателей, преодолели проливы и появились в Европе — на территории нынешней Греции. Египет после тяжелых битв и потрясений тоже оказался поверженным и опустошенным.

Что произошло далее, как вы думаете? Да то же самое! Постепенно варвары, усвоившие традиции и красивые легенды покорённого народа, выросшие среди полуразрушенных величественных храмов, прониклись былым величием и принялись восстанавливать величайшее царство.

Система начала самособираться. Опять зашумели города, огромные рынки, были восстановлены полузасыпанные каналы, расцвели культура и искусство.

А местные крестьяне продолжали тюкать мотыгой землю, обслуживая сменившуюся элиту. Потом они точно так же будут работать на прочих завоевателей — персов, греков, римлян, мамлюков. В промежутках между чужеземными завоеваниями Египет сотрясали внутренние взрывы, когда он сам переполнялся избыточным населением. И поскольку ареал обитания при том уровне технологией не мог прокормить всех, лишнее население так или иначе сокращалось — гибло в междоусобной резне, от голода, от болезней, от рук хозяев, подавлявших восстания.

То же самое было и в Междуречье, на Ближнем Востоке. После очередного нашествия ариев и разорения территории захватчики смекали, что вместо того чтобы пасти скот, можно собирать дань с оставшихся в живых земледельцев, а самим развлекаться опустошительными походами в чужие земли. Но сбор налогов с крестьян требует учёта, управления, хранения и охраны, порядка, движения финансовых потоков, в общем, экономики и цивилизации. Так цивилизация опять брала своё — возникали ремёсла, разделение труда, искусство для развлечения, математика, нужная для строительства и геодезии. И вот, пожалуйста — снова высокая цивилизация с прекрасными храмами дивной архитектуры, утончённой знатью, жрецами, писцами. Где же былые дикари-кочевники? Третье-четвертое их поколение уже не хочет воевать, а хочет внимать звукам флейты, лежа под опахалом рядом с бассейном.

Этот феномен известен давно. Древнегреческий историк Геродот донёс до нас разговор, который состоялся между персидским царём Киром и его советниками. Великий персидский царь, завоевавший огромные территории в Малой Азии и Греции, так отвечает мудрецам, которые предлагают, чтобы персы переселились в благословенные тучные земли покорённых народов: «В благодатных странах люди обычно бывают изнеженными, и одна и та же страна не может производить удивительные плоды и порождать на свет доблестных воинов».

«Тогда персы согласились с мнением Кира и отказались от этого намерения. Они предпочли, сами владея скудной землей, властвовать над другими народам, чем быть рабами на тучной равнине», — пишет Геродот. Однако это не спасло персов от окультуривания и изнеженности, а персидскую империю от крушения.

Только один раз история поставила удивительный эксперимент по искусственному поддерживанию дикого состояния — когда завоеватели, не привыкшие к комфорту, решили к нему и не привыкать. Сознательно — чтобы потом не проигрывать никому в боях! Случилось это в Греции, куда, как мы говорили, добрались лихие кочевые убийцы, перескочив проливы, отделяющие Европу от Азии. Здесь они осели и организовали государство по имени Спарта. Местные крестьяне — илоты — у которых теперь сменились хозяева, продолжали пахать теперь уже на пришлую элиту. А победители решили посвятить себя не развлечениям, не изучению искусств или наук, не торговле, не строительству, а целиком и полностью — военному делу.

Был у них вождь Ликург. Этот парень решил на благословенных землях сохранить свой народ в суровости. Его законы даже не были записаны, поскольку Ликург считал письменность первым шагом к цивилизованности. Собственно говоря, его первый закон как раз и запрещал иметь письменные законы — они передавались устно.

Согласно законам Ликурга, спартанец не должен был привыкать к роскоши. Его дом должен быть сделан только топором и пилой, пользоваться рубанками и другими инструментами, улучшающими вид дерева, запрещалось. Дело мужчины — война, поэтому жители Спарты все время таскались с оружием и постоянно тренировались. Болезненных младенцев бросали в пропасть как неспособных к войне, а оставшихся с семи лет начинали изнурять — заставляли спать на тростниковой подстилке, ходить голыми и босыми, есть всякую невкусную дрянь. Жизнь мальчиков проходила в постоянных военных тренировках и жестоких драках. Повзрослев, юноши, как когда-то их дикие предки-кочевники, отправлялись охотиться за головами — кто убил человека и принёс соплеменникам его голову в качестве сувенира, тот настоящий мужчина!

Чтобы ещё дольше законсервировать эту дичь, Ликург запретил спартанцам брать в руки золото и серебро. А ведь именно деньги, в частности золото и серебро, облагораживают людей. Встречается глупое утверждение, будто деньги людей портят. Нет, деньги людей не портят, а подчёркивают в них персональные черты, которые без увеличительного стекла денег были бы хуже видны. В целом же деньги смягчают нравы: ведь есть лишь два способа заставить человека что-то сделать или чем-то поделиться — принуждением и убеждением. Силой или словами. Кнутом или пряником. Пулей или долларом. Деньги — это путь ненасилия, путь взаимного соглашения, при котором один расстаётся с деньгами, а другой — с товаром.

Торговцу нужен мир. Воину — победы и битвы. Поэтому всем умным людям торговцы гораздо милее насильников. От предложения торговца можно отказаться. А напавший воин заставит воевать и защищаться, что гораздо менее интересно, чем купаться, играть и валяться на пляже, читая увлекательную книжку про войны и опасные приключения. Приключения лучше переживать именно там — на пляже в ожидании обеда.

Такова суть человеческая! И любые попытки пойти против природы обречены в историческом масштабе на поражение. Как вы думаете, чем завершился социальный эксперимент в Спарте? Снесла госпожа История Спарту с лица планеты. И мы сегодня живем в мире торговли. В котором воины служат торговцам, расчищая для них мечом новые рынки. Против эволюции не попрёшь! Если она требует — учись и развивайся! наслаждайся и радуйся жизнью! — лучше послушаться.

Но мы немного отвлеклись. Что творилось в Междуречье, которое мы покинули, перенеся взор в сторону Египта? Все то же самое! Варвары на колесницах опустошили его, а через какое-то время росток цивилизации снова дал прекрасные всходы. Ну, вы уже знаете — храмы, рынки, искусства, расписные глиняные горшки, дорогие вина, налоги, ремёсла, роскошь. А затем круг повторился: опять перенаселение и сокращение избыточного населения тем или иным способом.

«Неужто ничего не меняется в истории?! Крутится колесо одинаковых событий!» — может воскликнуть кто-нибудь. И окажется совершенно не прав.

Конечно, меняется! Оглянитесь вокруг — вы видите где-нибудь кочевников, осаждающих стены городов? А сами стены? Городские стены остались теперь только в виде исторических памятников. А луки и стрелы? Только в музеях, там же, где и каменные топоры. Начав от каменного топора и палки-копалки, человечество пришло к атомным электростанциям и полетам в космос. Вот эти перемены и есть то главное, что происходит с человечеством в результате его эволюции, — усложнение технологий. Оно неизбежно приводит к усложнению мировоззренческой картины (в результате появления точных наук, описывающих мир); к усложнению психологии, вмещающей сложный мир; к усложнению социальной структуры, то есть общества. Мы же помним, что эволюция, то есть развитие, это не что иное, как усложнение структур, постоянная надстройка сложности.

Литосфера, биосфера и атмосфера сделаны природой. А человечество построило вокруг себя техносферу — искусственную среду обитания, и жить без нее уже не может. Долго ли выдержит современный горожанин в джунглях? Он же не дикарь, он там быстро погибнет! Он может жить только в привычной искусственной среде, где и нужны его навыки.

Так что никакого вечного колеса истории нет. Есть пружина, или, если хотите, спираль. Вроде бы и кругами ходим, но на каждом витке спирали поднимаемся немного выше.

Казалось бы, люди режут друг друга, как сто, двести, тысячу лет тому назад. Ан нет! Кое-что изменилось! Появились колесницы, которых раньше не было. Появилось железо вместо менее прочной бронзы, и это повлияло на тактику ведения войны, а также на обработку почв. Появились катапульты. И вот уже вооруженные железными мечами ассирийцы, как раньше другие воины, завоевали Сирию, Вавилонию, Египет. Растеклась по Азии новая империя — ассирийская! Столица этой империи — Ниневия — поражала воображение широтой проспектов, роскошью, величием. Вместе с ней расцвели другие города. Древний Вавилон снова восстал в блеске славы и сиянии красоты. Он был по-своему вольнодумен, свободен в нравах и мыслях, как все большие города. В нём стоял огромный храм — Вавилонская башня.

Но затем произошло то, что уже не раз происходило, — из далеких степей двинулась на цивилизацию и свободу новая тёмная волна. Это скифы — степные потомки ариев. Они, как тесто из кастрюли, вывалились из степи и погнали впереди себя бегущие от них народы. Они выдавили перед собой в Европу киммерийцев — тоже степняков, они прорвались через Кавказские горы и нанесли удар по великой Ассирийской империи. Они взяли штурмом Ниневию. А через какое-то время завоевателей-скифов сменили завоеватели-персы и на обломках скифской империи построили свою — персидскую.

Велика и прекрасна была Персидская империя! Её создателем стал персидский царь Кир Великий, тот самый наблюдательный человек, который обратил внимание, что изнеженные цивилизацией люди — плохие воины. Завоеванные крестьяне, как водится, пахали, а персы составляли военное сословие. Ничего не делали, только ходили в развлекательно-завоевательные походы Так и захватили огромное пространство, включая Египет. Даже мощный Вавилон пал под ударами персов.

Столицей Персии стал город Персеполь, не менее великолепный, чем Вавилон или Ниневия. В нем был самый большой дворец в мире, мрамор, цветные барельефы и мозаика, сокровища, свезённые со всех покорённых окраин. В столицу вели каменные дороги, по которым скакали гонцы со срочными вестями. Каменные дороги пронизывали блистательную империю, связывая её города.

Кто же в очередной раз сокрушил весь этот шик и блеск? Вы наверняка уже знаете ответ: очередные варвары — македонские горцы, ведомые своим вождём Александром, получившим потом прозвище Великий. Александр Македонский завоевал Междуречье, взял Вавилон, покорил Египет, двинулся в Индию. Сподвижники и потомки Александра заменили собой персидских и египетских аристократов. Теперь местные крестьяне работали уже на них.

Тысячи лет волны народов сменяли друг друга, воевали, заключали династические союзы. Этот полубессмысленный событийный ряд историки и привыкли называть историей. Между тем настоящая история творилась совершенно незаметно: появление и распространение мелких и крупных изобретений, из которых строилась техносфера. А все остальное — шелуха.

Поиск

Тетрадкин Град

Школярик

Поделиться

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru