Знаев

Урок биологии

Грамотеи

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Сила знаний

 

Эй, не стойте слишком близко,
Я тигренок, а не киска.

А. Барто

Ох уж эти агрессивные подростки, вспыльчивые, неспокойные, вечно недовольные и грубые. Ну как можно хотеть с такими работать? Никогда не знаешь, что он сейчас выкинет. Нет чтобы быть белым и пушистым, самому приходить к психологу на занятия и в состоянии позитивного самоосознавания уходить с занятия домой!

А если вокруг ни одного белого и пушистого, что делать? С кем работать-то? Вот тут под руку и попадают вспыльчивые и неспокойные. Не отмыли их вовремя, не расчесали, не пригладили, вот и прячут они свой истинный цвет за темными полосами.

Как же работать с деструктивно-агрессивными детьми?

– Дайте понять подросткам, что вы находитесь вместе с ними и вам неприятно агрессивное поведение.

– Попробуйте определить, является ли агрессивность внутренним состоянием подростка, или она вызвана внешним фактором (вашим поведением, поведением другого человека или какими-то событиями). Важно отвлечь агрессивного подростка или помочь ему разрядить агрессивные эмоции доступными способами, например через игры или специальные упражнения.

– Поскольку злость – нормальная и необходимая каждому человеку эмоция, научите подростков выражать свои чувства приемлемыми способами (как невербально, так и вербально). Своим примером показывайте способы адекватного реагирования.

– Используйте агрессию, возникшую в результате конфликта в группе, для первого шага к пониманию ее причины. Предложите подросткам исследовать свои эмоции и попытаться понять, что их вызвало.

– Используйте любой конфликт как сценарий, раздав подросткам роли, проигрывая его и придумывая различные варианты позитивного решения.

– Постарайтесь принять подростков с самого начала такими, какие они есть, со всей их агрессией. Помните, что больше всего они нуждаются во внимании, любви и заботе. Через взаимопомощь и взаимопонимание вы проявите светлые стороны подростка. Напротив, агрессия ведет только к изоляции или ответной агрессии.

Очень выгодной с точки зрения работы с агрессивными подростками является арт-терапия. Это связано с такими ее достоинствами, как полное отсутствие дискриминации по какому бы то ни было признаку; возможность невербального общения, так как часто подростки из неблагополучных семей недостаточно хорошо владеют речью; возможность актуализации латентных ролей и состояний, тех форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены у подростка в повседневной жизни; возможность свободного самовыражения и самопознания и многое другое.

Эффективно организовать работу по снижению агрессивности и модификации поведения помогут игры и упражнения, целью которых является проявление, переживание и отыгрывание агрессии. Вообще говоря, такие игры должны содержать в себе элементы моделирования, конструирования, трасформации.

Для подобных игр вам понадобятся следующие материалы: краски, кисточки, карандаши, фломастеры, мелки, клей, ножницы, газеты и журналы (для коллажей), магнитофон, различные аудиозаписи, музыкальные инструменты, костюмы (элементы костюмов), краски для тела или грим, парики, зеркало и др. Хотелось бы к классическому арт-набору добавить некоторые материалы, которые представляют особый интерес с точки зрения работы с агрессивными подростками.


Проволока

Свойства: жесткая, гнется, наматывается, пружинит.

Это один из самых любимых материалов агрессивных подростков. Проволока отражает их состояние: жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стальным стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из нее различные скульптуры, они изменяются сами. Скульптура перестает быть опасным куском проволоки или сжатой пружиной, готовой выстрелить в любую минуту. Скульптурой любуются, ее фотографируют, ей хотят украсить помещение или подарить кому-нибудь. Возможно, работая с этим материалом, они выходят из-за «колючей проволоки»?


Глина, соленое тесто, пластилин

Свойства: пластичность, гибкость, мягкость, возможность трансформации.

Из этих трех материалов лучшим, конечно, является глина. Вообще, создание чего-то цельного, крепкого из мягкой «грязи», как говорят подростки, является сильной метафорой укрепления «Я», избавления от «лишнего», закаливания. То, что было «грязью», превращается в кувшин, маску, кружку, скульптуру и т.п.

Кроме того, на этапе лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ. Глина помогает утилизировать злость, гнев, негативизм и другие агрессивные чувства.


Воздушные шары

Свойства: легкость, объемность, тягучесть.

Шары хороши своей многофункциональностью. Во-первых, они актуализируют внутреннего ребенка в каждом подростке, возрождая ощущения праздника, волшебства. Во-вторых, есть очень много игр с шарами на снятие напряжения, в-третьих, воздушные шары в надутом состоянии замечательный строительный материал, который с помощью широкого скотча превращается и в замок, и в корабль, и в монстра. Особо хочется сказать о способности воздушных шаров громко лопаться. Это действие очень способствует снижению агрессивности. (попробуйте надуть и сделать так, чтобы лопнули 10 шаров подряд, и поймете!) Можно, конечно, давить ногой металлические банки от колы, сдавливать руками надутые бумажные мешки, бить стекла палкой и т.п., но шары как-то безопаснее.


Одноразовая посуда, пустые пластиковые бутылки

Свойства: объемность, ломкость, разнообразность форматов, возможность наполнения, звучание.

Этот материал может использоваться как строительный при создании индивидуальных и групповых инсталляций, скульптур и др. Посуду можно облеплять пластилином и расписывать красками, заполнять содержанием, из бумажных тарелок делать маски и многое другое. Кроме этого, из одноразовой посуды получаются интересные костюмы. Из пустых пластиковых бутылок можно создать замечательные музыкальные инструменты, наполняя их различным содержимым, а также скульптуры.


Старые журналы, газеты и плакаты

Свойства: объемность, красочность или бесцветность, горючесть, наличие готовых образов, метафор, букв и слов; кроме того, их можно рвать.

Журналы и газеты – первые помощники при работе с агрессивными подростками. Самое простое упражнение – рвать газеты и журналы всеми возможными способами (руками, зубами, ногами и др). Незаменимы они при работе с подростками, которые имеют низкий рефлексивный уровень, которым сложно понять себя и разобраться со своими состояниями и чувствами. Из журналов и газет можно взять все то, что сложно выразить словами, то, что так хорошо иллюстрирует состояние агрессивного подростка. Затем вырезать и скомпоновать под поставленную психологом задачу. Подростки очень любят коллажи. Коллаж, как ничто другое, отражает их внутреннюю задачу: разрушить до основания конструкты взрослых и построить что-то новое, свое, отличающееся от реальности.

Из газет и журналов легко конструируются костюмы, строятся объекты и скульптуры. Рваные газеты могут стать основой папье-маше, из которого затем будет лепиться маска или любой другой объект.


Ткани

Свойства: пластичность, прочность (тонкость).

Ткань может быть использована самая разнообразная: от обрезков до старых штор. С помощью ткани легко организовать пространство, разделив кабинет на зоны. Из ткани можно изготовить различные костюмы. Ткань можно рвать, резать и затем работать с лоскутами (вязка из лоскутов, лоскутные одеяла и пр.). Ткань широко используется при изготовлении кукол-марионеток, служит декорацией.

Агрессивным подросткам особенно нравятся игры с лоскутами, «художественное разрывание» или «художественное разрезание» ткани. Но наибольший интерес представляют игры-манипуляции под тканью, позволяющие почувствовать как свои, так и чужие границы, а также позволяющие пережить депривацию и научиться справляться с ней.


Грим или краски для лица

Свойства: яркость, большая палитра цветов, легкость нанесения и удаления.

Грим позволяет усилить эмоциональное состояние злости или гнева через гримирование лица, через создание на лице маски злости, гнева, обиды, раздражения и последующего проигрывания. Таким образом проигрываются и другие состояния, противоположные агрессивным. Зеркало поможет увидеть изменения, эффект снятия агрессивных состояний. При работе в парах можно с помощью грима отразить на лице партнера его наиболее часто переживаемые эмоции, что помогает подростку осознать, каким видят его другие в моменты гнева и злости или в минуты радости.

Сам процесс смывания с лица маски злости является отличной метафорой удаления излишней агрессивности. В такие моменты с подростком необходимо проводить обсуждение, например: «Что ты чувствуешь, когда количество красной и черной краски на твоем лице уменьшается?», «Как меняется твое состояние, настроение?», «Что в такой момент хочется сделать более всего?».

Использование этих материалов в вашей работе поможет организовать для агрессивных подростков занятия, которые не только научат их конструктивному поведению, но и откроют в них творцов и созидателей.


ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Громко и тихо

(модификация упражнения К. Фопеля)

Материалы: карандаши или мелки, бумага, магнитофон, записи спокойных (тихих) и громких, энергичных музыкальных фрагментов.

Подросткам предлагается прослушать спокойные музыкальные фрагменты, а затем представить и изобразить на листе бумаги с помощью карандашей несколько вещей, относящихся к понятию «спокойный, тихий». Затем все слушают фрагменты с громкой, беспокойной музыкой. Надо представить, к каким вещам, к каким событиям могут иметь отношение эти звуки. Нарисовать несколько ассоциаций.

Обсуждение:

– Когда и где ты бываешь спокойным, тихим?

– Когда и где ты бываешь беспокойным, громким, агрессивным?

– Что должно произойти, чтобы одно состояние поменялось на другое?

– Какие чувства вызывали у тебя спокойные музыкальные фрагменты, а какие – громкие, неспокойные?

– Какая музыка может успокоить тебя, какая вызвать агрессию и напряжение?

– Сравните две ваши работы. Что в них общего? Чем они отличаются?

2. Отношение к миру

Материалы: бумага, фломастеры или карандаши.

Подростки делятся на пары и садятся за стол друг напротив друга. На столе между ними лежат два листа бумаги и карандаши.

Ведущий рассказывает о том, что существует такое правило: «Мир относится к тебе так, как ты относишься к миру». Предлагается подумать о своих состояниях, чувствах, эмоциях: «Мы бываем спокойны, а бываем неспокойны, тревожны; бываем добры и приветливы, а иногда злы и агрессивны; бываем внимательны друг к другу, а иногда ведем себя разрушительно и оскорбительно. Остановитесь на одном из состояний, которое особенно актуально для вас. Подумайте о нем, прочувствуйте его».

Теперь один из пары (кто начинает первым, решает ведущий) с помощью карандашей выражает свое состояние на бумаге. Задача второго – прочувствовать состояние партнера и отреагировать его с помощью карандашей на том же листе бумаги (5 минут). Затем участники меняются ролями и берут второй, чистый лист. Теперь свое актуализированное состояние начинает рисовать другой участник, а его партнер, используя карандаши, отражает его (5 минут).

Обсуждение:

– Когда вы размышляли о своих состояниях, что пришло вам в голову?

– Какое состояние вы рисовали на бумаге и как на него реагировал ваш партнер?

– Какие цвета, формы и символы вы использовали для передачи своего состояния?

– Давайте постараемся понять, почему на разные состояния мы реагировали так, а не иначе?

– Если меняется наше состояние, как изменяется мир вокруг нас?

3. Пара противоположностей

Материалы: музыкальные инструменты; запись музыкальных фрагментов, противоположных по тональности; магнитофон; ватман (на каждого участника); журналы; ножницы; клей; изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки и т.п.); плотная хлопчатобумажная нить типа «ирис» или бечевка.

Ведущий. Весь мир состоит из противоположностей – черное и белое; день и ночь; добро и зло... В каждом из нас тоже достаточно противоположностей. Давайте остановимся на паре «агрессивный – доброжелательный». Перед вами листы ватмана. Возьмите каждый по листу. Помогая друг другу, приложите лист к стене и обведите свой силуэт (от шеи вниз). Переверните ватман и продублируйте свой силуэт с другой стороны. Одна сторона ватмана – это «Я агрессивный», другая – «Я доброжелательный». Используя журналы (коллаж) и изобразительные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе.

Для того чтобы готовую работу можно было примерить на себя как часть костюма, отрежьте необходимую длину нити (тонкой веревки) и прикрепите ее в верхней части силуэта. Теперь при желании вы можете оказаться в костюме доброжелательности или агрессивности, стоит только перевернуть силуэт.

Надев «костюм» на себя, подойдите к музыкальным инструментам, выберите те из них, с помощью которых можно выразить одну и другую противоположности. Так же можно использовать подготовленные музыкальные фрагменты.

Походите в «костюме» одной и другой своей стороны и попробуйте подвигаться, как двигаются доброжелательные люди. А теперь — как агрессивные. Какие движения совершают руки, ноги, что меняется в лице, походке?

Затем проходит презентация противоположностей: каждый подросток, примеряя одну из сторон, рассказывает о том, чем он заполнил силуэт, почему использовал те или иные цвета и символы; озвучивает противоположности музыкальными инструментами и демонстрирует характерные движения или рассказывает о них. Ведущий помогает, задавая уточняющие вопросы.

Обсуждение:

– Что было самым сложным в этой работе?

– Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам?

– Что происходит с человеком, если в нем есть только одна сторона, если он только доброжелательный или только агрессивный?

– Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?

– Как агрессивному научиться быть доброжелательным и наоборот?

4. Самоценность

Материалы: бумага, карандаши, стулья.

Ведущий. Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями и многим другим. О своей ценности мы узнаем от других людей. Сейчас надо будет взять лист бумаги и в центре нарисовать круг, в котором написать букву «Я».

Теперь вокруг этой буквы ты можешь нарисовать столько кружочков, сколько захочешь, а в них написать имена тех людей, которые говорили тебе о твоей индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» проведи стрелки. Используй для этого разные цвета, чтобы передать свои чувства.

А теперь вспомни, пожалуйста, что тебе говорили все эти люди, и кратко напиши рядом со стрелками, направленными от них.

У тебя получилась карта самоценности. Давай оживим ее. Я помогу тебе. Ты сядешь на стул, который будет стоять в центре класса. Вокруг мы поставим стулья так, как нарисованы кружочки на твоей карте. Я по очереди буду садиться на эти стулья, озвучивать написанное тобой имя и говорить фразу, идущую к тебе от этого человека. Слушай внимательно. Твоя задача – ощутить свою ценность.

Обсуждение:

– Что такое самоценность?

– Какими цветами ты обозначил стрелки, идущие от других к тебе, и почему?

– Опиши свои чувства, когда ты сидел на стуле и слушал, что говорили о твоей ценности разные люди?

Данное упражнение можно провести в группе. Тогда подросток может выбрать из группы тех, кто сыграет значимых людей и будет говорить о его ценности.


ИГРЫ С ШАРАМИ

Скульптуры

(создание и разрушение)

Цель: содействие осознанию своей агрессии и возможностей.

Необходимые материалы: воздушные шары разной формы (по 3–5 на каждого участника), нитки, скотч, ножницы, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга, пленка (бытовая в рулоне).

1. Группа делится на подгруппы (количество подгрупп зависит от количества участников). Каждый участник получает воздушные шары, нитки и другие материалы.

2. Каждая подгруппа создает из воздушных шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа (дракона, змея, монстра, людоеда, привидения, мумии...). Готовое существо размещается в подготовленном для него пространстве класса (подвешивается к потолку, располагается на столах).

3. К готовому «монстру» необходимо подобрать музыку, отражающую его характер. Придумать ему имя, биографию, характер — где живет, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько у него жизней.

4. «Музей монстров». Группа объединяется и отправляется на экскурсию в музей. Участник от каждой группы рассказывает о своем чудовище под музыкальное сопровождение.

5. «Битва с монстрами». Подгруппы обмениваются чудовищами, чтобы сразиться с ними. Битва происходит по сигналу ведущего. Задача подгрупп — используя бумажные мечи (скрученные в рулончик листы бумаги или газеты), справиться с монстром как можно быстрее (все шары должны лопнуть). Никакими другими средствами, кроме бумажных мечей, в битве пользоваться нельзя. Ведущий следит за соблюдением правил.

6. Обсуждение (в кругу):

— Что вы сейчас чувствуете?

— Что делает монстра монстром и можно ли справиться с ним? Какими способами?

— Бывает ли у вас такое ощущение, что у вас внутри живет монстр? Как с ним можно справиться? А что будет, если «внутренний монстр» победит вас, а не вы его?

— Сейчас, как опытные победители чудовищ, дайте совет соседу справа, если в нем просыпается злость, агрессия, готовая поглотить не только его, но и всех вокруг, что ему сделать?

Музыка шаров

Цель: содействие отреагированию агрессии.

Необходимые материалы: воздушные шары (4–5 на группу из 16 человек); музыкальные инструменты — треугольник, колокольчик и барабан.

1. Участники становятся в круг. На всех — 4 воздушных шара. Желающие (или по команде ведущего) берут в руки треугольник, колокольчик и барабан. Желательно, чтобы подростки с инструментами стояли в разных частях круга.

2. По команде ведущего участники начинают перебрасывать воздушные шары в произвольном порядке. Задача подростков с музыкальными инструментами — внимательно следить за шарами и каждое соприкосновение шара с руками участника сопровождать звуком своего инструмента. Инструменты должны побывать в руках каждого подростка.

3. Обсуждение.

Музыка шаров-2

Цель:гармонизация эмоционального состояния.

Необходимые материалы:воздушные шары по количеству участников и запас, пищалки для воздушных шаров, любые музыкальные инструменты, магнитофон и записи различных музыкальных фрагментов (на выбор подростков).

1. Участникам предлагается надуть свой воздушный шар и попытаться, выпуская из него воздух, издавать различные звуки. Около пяти минут необходимо дать для репетиции «оркестра воздушных шаров». Тем, у кого совсем не получается «играть» на воздушном шаре, можно предложить воспользоваться пищалкой (свистки, которые надеваются на надутый воздушный шар, часто продаются в наборах воздушных шаров). Такой пищалкой тоже необходимо потренироваться управлять, иначе шар будет издавать однообразный резкий звук.

2. Ведущий разбивает группу на пары и предлагает в парах сыграть на шарах какой-нибудь известный музыкальный фрагмент.

3. Ведущий делит группу на подгруппы по 4–5 человек и предлагает двум-трем подросткам отложить свои шары и воспользоваться музыкальными инструментами. Остальные продолжают играть на шарах. Необходимо создать мелодию подгруппы, совместив звуки шаров и музыкальных инструментов. Готовые мелодии прослушиваются другими подгруппами.

4. Ведущий предлагает группе какой-нибудь музыкальный фрагмент (на выбор подростков). Сначала фрагмент просто прослушивается. Он не должен быть очень длинным. Затем фрагмент включается повторно, и по сигналу ведущего подростки должны «включиться» в мелодию своим «оркестром воздушных шаров». Необходимо разъяснить подросткам, что задача музыки шаров — усилить некоторые моменты музыкального фрагмента, а не забить его. Важно внимательно слушать музыку и добавлять звук там, где, на их взгляд, это необходимо.

5. Ведущий предлагает подросткам придумать другие способы извлечения звука из шаров и продемонстрировать их.

6. Обсуждение.

Битвы на шарах

Цель:отреагирование агрессии.

Необходимые материалы:воздушные шары разной формы по количеству участников и запас; мел.

1. Подростки выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть в шар вместе с воздухом свою злость, обиду, гнев и пр.

2. Ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются друг напротив друга. По команде ведущего сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права сам нападать. По сигналу участники меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если подросток небольшого роста, а его напарник выше, можно предложить первому длинный шар, а второму небольшой круглый.

3. Затем группа делится на две подгруппы-команды. Между командами оставляется расстояние около двух метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу перед командой мелом проводится граница, через которую нельзя переступать. В руках у каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Фактически подростки перебрасывают шары на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров (бомб).

4. Обсуждение.

Разминки с шарами

Цель:сплочение команды.

Необходимые материалы:воздушные шары по количеству участников и запас; 2 пластмассовых стакана (200 г); магнитофон; веселые музыкальные фрагменты.

1. Участники выбирают себе шары, надувают их. Вся группа встает в круг и разворачивается «в затылок» друг к другу. Шары помещаются между участниками так, чтобы они держались без рук. Для этого подростки должны встать достаточно близко друг к другу. По сигналу ведущего (под веселую музыку) начинается движение по кругу. Двигаться нужно так, чтобы удерживать шары. Помогать руками нельзя. Ведущий может в начале игры оговорить с подростками разный темп разминки. Допустим, будет пять скоростей движения. Тогда при сигнале «первая скорость» подростки двигаются очень медленно, а при сигнале «пятая» — очень быстро. Скорости движения можно чередовать. Следующий шаг: всему кругу развернуться для движения в другую сторону так, чтобы не потерять шары. Затем разминка повторяется при движении в другую сторону.

2. Откладываем все шары и оставляем только один. Его надо будет передавать по кругу, но не руками, а головой, коленками, локтями, подбородками и пр. По сигналу ведущего подростки начинают разминку. Чтобы усложнить ее, предложите одновременное движение по кругу двух шаров с разных сторон круга и разными частями тела. Например, справа от ведущего шар будет передаваться головой, а слева — коленками.

3. Группа делится на две подгруппы-команды. Каждая подгруппа получает один надутый воздушный шар и одноразовый пластмассовый стаканчик. Участники каждой подгруппы выстраиваются в параллельные шеренги. Впереди каждой шеренги на расстоянии трех метров стоит стул. В руках у первого в шеренге подростка шар и стаканчик. По сигналу ведущего необходимо положить шар на стаканчик и как можно быстрее, не уронив шара и не помогая себе руками, только балансируя, обежать вокруг стула и передать шар в стакане следующему участнику. Если шар упадет и коснется пола, участник начинает движение сначала. Побеждает та подгруппа, участники которой быстрее и точнее справятся с испытанием.

4. Обсуждение.


ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОТОГРАФИЙ

Взгляд на мир (фоторепортаж)

Цель:анализ своих состояний и чувств.

Материалы: очки различной формы, с разными по цвету стеклами (розовые, черные, красные, прозрачные); фотоаппарат; пленка; альбом.

1. Ведущий. Перед тобой набор разных очков. Попробуй надеть по очереди каждую пару и посмотреть вокруг себя. Что меняется? Слышал ли ты фразы «Смотреть на мир через розовые очки» или «Видеть мир через темные стекла»? Что они могут значить?

2. Ведущий. Эти очки ты возьмешь с собой. Также тебе понадобится фотоаппарат и пленка (цифровой фотоаппарат). До следующей встречи ты сделаешь фоторепортаж «Взгляд на мир». Для этого ты должен будешь посмотреть на мир через разные очки и сфотографировать то, что ты увидишь. Как выглядит мир через черные, красные, розовые, прозрачные и другие очки? Сделай хотя бы по одному снимку.

3. Готовые фотографии размещаются в альбом. К фотографии можно сделать рамку под цвет очков, через которые подросток увидел мир, придумать название.

4. Презентация фоторепортажа и обсуждение:

— Каким ты увидел мир через розовые очки? Через черные? Прозрачные?

— Какие очки тебе более всего подходят и почему? Какие не подходят и почему?

— В каких жизненных ситуациях какие очки мы надеваем? Как от этого зависит наш взгляд на жизнь?

— Может ли человек сам менять свой взгляд на жизнь — смотреть через «розовые», а потом через «прозрачные» или сначала через «черные», а потом через «зеленые»? Что ему для этого нужно?

— Бывает ли такое, что кто-то разбивает тебе очки или ты сам их разбиваешь? Каким будет взгляд на мир через разбитые очки? Если захочешь, сделай несколько таких снимков к следующей встрече.

Метафорический автопортрет

Цель: актуализация и выражение чувств (в том числе связанных с самоотношением), исследование и укрепление Я-концепции.

1. Подросткам предлагается сделать ряд снимков по принципу игры в ассоциации: «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.), то я был бы…»

Ассоциативные снимки могут отражать различные состояния: злости, обиды, гнева, радости, счастья. Например: Я-агрессивный — нападающее животное, отражающее мое состояние; Я-счастливый — яркое солнышко.

2. Затем в центре листа ватмана подросток располагает свою реальную фотографию, а вокруг нее — ассоциативные снимки.

3. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства и мысли.

Еще один групповой вариант: каждый участник располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы — по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет, и затем поместить в центр фотографию участника.

Галерея образов

Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей.

Необходимые материалы: элементы костюмов, маски, арт-материалы, позволяющие создать костюм, грим, магнитофон, аудиозаписи и др.

1. Подумать, какую роль (роли) я хотел бы сыграть, какой образ хотел бы создать.

2. Используя готовый арсенал костюмов, грим, арт-материалы и музыку, перевоплотиться в желаемый образ.

3. Игра в роли: танец, спонтанное движение, мимика, драматизация и т.п. В случае индивидуальной работы фотографирует психолог или помощник. При групповой работе — деление на пары и создание взаимных фотосессий в роли. Фотографий в роли должно быть не менее трех.

4. На следующем занятии, когда снимки напечатаны, — рассматривание фотографий и их обсуждение в парах или микрогруппах. Подростки должны обязательно дать друг другу обратную связь по проигранной роли.

У ведущего могут быть заранее подготовлены карточки с ролями, отражающими различные эмоциональные состояния. Тогда подросткам предлагается «слепой» выбор и проигрывание той роли, которая попалась. Иногда в работе с агрессивными подростками мы сталкиваемся с тем, что они не хотят проигрывать роли, противоположные их состоянию, а это важно для ролевой трансформации. Роль на карточке не должна называться «Радость» или «Гнев». Это должны быть какие-то хорошо известные подросткам герои: Терминатор, Крейзи Фрогг, Человек-металл («Люди икс»), Гарри Поттер.

Подростки с удовольствием делают фотоальбомы на тему «Роли, которые я играю и хотел бы сыграть». Такая работа также очень эффективна при наличии проблем ролевого смешения или ролевой депривации, негативного самоотношения.


ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

1. Симфония конфликта

Материалы: музыкальные инструменты.

Ведущий.

1. В ситуации спора, ссоры или конфликта мы повышаем голос, кричим, а иногда и применяем физическую силу. Сейчас мы разобьемся на пары. Каждый возьмет в руки один музыкальный инструмент. В парах вы будете ссориться и спорить, только необычным способом — с помощью музыкальных инструментов. Слушайте внимательно. Постарайтесь понять, о чем говорит инструмент партнера, и только после этого вступайте в спор. Используйте все возможности музыкального инструмента — от тихого сопротивления до яростного возмущения. Попробуйте изобразить, когда почувствуете необходимость, как звучит физическая агрессия, например драка.

2. А теперь разобьемся на две группы. Это уже конфликт двух групп (стенка на стенку). Спорим и ссоримся только с помощью музыкальных инструментов. Начинаем по команде ведущего. А как звучит групповая драка?

3. Снова делимся на пары, и теперь ваша задача — начать спор, а затем постараться выйти из него, остановить конфликт или драку. Используем только музыкальные инструменты.

Обсуждение:

— Как звучит симфония конфликта?

— Что в споре или ссоре усиливает агрессию, как это проявлялось с помощью инструментов?

— Как звучит групповой конфликт?

— Как вы понимали, что конфликт стихает или усиливается?

— Какие звуки помогли выйти из конфликта?

2. Единый ритм

Цель:содействие формированию навыка согласования своих действий с группой.

Необходимые материалы:различные музыкальные инструменты.

Участники сидят в кругу. В центре находятся различные музыкальные инструменты. Каждый участник выбирает себе тот инструмент, на котором хотел бы импровизировать.

На первом этапе каждый подросток импровизирует на своем инструменте, создавая свой собственный ритм. Импровизация происходит одновременно, не по очереди. В этот момент необходимо включить микрофон и записать образовавшийся шум на кассету, а затем дать подросткам прослушать и обсудить:

— Слышите ли вы себя в общем шуме?

— Что вы чувствовали, когда пытались сохранить свой ритм, а все вокруг сбивали вас с него? И т.п.

На втором этапе группа по сигналу ведущего должна начать импровизировать одновременно, чтобы создать единый групповой ритм. Если участникам будет трудно, ведущий может задать групповой ритм хлопками. На это упражнение необходимо дать 5–7 минут: подростки должны понять, что необходимо делать, чтобы быть в едином ритме.

Обсуждение:

— Когда и для чего необходимо быть в «едином ритме»?

— С каким трудностями вы столкнулись, импровизируя вместе с группой?

— Что помогло попасть в единый ритм?

— Может ли человек, находясь в состоянии злости или гнева, стать частью единого ритма своей группы или класса?

— Что необходимо делать, чтобы быть в едином ритме с группой, но при этом не потерять своего ритма? И т.п.

3. Перекличка

Цель:содействие формированию навыка слышать другого.

Необходимые материалы:музыкальные инструменты.

Участники становятся в круг, спиной к внутренней части круга, лицом во внешнюю часть. У каждого в руках музыкальный инструмент. По сигналу ведущего начинается перекличка. Кто-то из подростков начинает играть на своем инструменте. Как только он остановился, другой включается в игру и играет на своем. Таким образом должна состояться перекличка всех участников группы.

Обсуждение:

— Как вы понимали, что можно вступить в перекличку?

— Что вы чувствовали, когда одновременно с вами в нее вступали еще несколько участников и приходилось уступать?

— Можно ли было по звукам инструмента узнать, кто продолжает перекличку? И т.п.

4. Звенящий шар

Цель:согласование Я-действия с действиями других.

Необходимые материалы: воздушный шар (и запас), музыкальный инструмент — треугольник.

Участники встают в круг. Один берет в руки треугольник, другой — надутый воздушный шар. По сигналу ведущего группа начинает играть с шариком, перекидывая его друг другу.

Задача участника с треугольником — каждое прикосновение рук к шару озвучивать с помощью своего музыкального инструмента. Можно силой звука показывать насыщенность контакта с шаром: двумя руками — громкий звук, одним пальчиком — тихий звон и пр. Хорошо, чтобы треугольник побывал в руках у каждого подростка.

Обсуждение:

— Что было самого сложного в этом упражнении для того, кто играл на треугольнике?

— Каким образом мы реагируем на контакты с другими людьми в жизни?

— Что влияет на силу звука нашего внутреннего треугольника при контакте с другим человеком? И т.п.

5. Музыкальные импровизации

Цель:формирование навыка управления собой и конструктивного взаимодействия в группе.

Необходимые материалы:магнитофон, записи популярной подростковой и классической музыки, шумовые музыкальные инструменты, деревянные ложки, грецкие орехи (по два на каждого).

Участники сидят в кругу. В центре — музыкальные инструменты и другие материалы, издающие звуки. Ведущий вместе с подростками выбирает из имеющихся у него музыкальных записей композицию, с которой хочет работать группа. Затем подростки выбирают себе инструмент. Интересно использовать в качестве музыкальных инструментов грецкие орехи, которые издают звуки при ударе друг об друга. Ведущий включает музыку, а подростки выбирают, в какой момент может вступить его инструмент. В результате получается что-то типа музыкального караоке. Подростки делают известную музыкальную композицию более яркой и эмоционально насыщенной.

Можно чередовать композиции, например начинать импровизировать под запись группы «Рамштайн», через 1–2 минуты включить классическую композицию (Шостакович, Чайковский, Мусоргский), затем снова «Рамштайн».

Обсуждение:

— Какие чувства возникают при соприкосновении с музыкой?

— Каким образом ваш инструмент, расставленные вами музыкальные акценты повлияли на музыкальную композицию? Что изменилось?

— Как мы можем изменить то, что кажется неизменным, цельным, законченным? И т.д.


ИГРЫ С ПРОВОЛОКОЙ

1. Проволочный человек

Цель:содействие формированию навыка самоуправления.

Необходимые материалы: медная или алюминиевая проволока, кусачки для проволоки, магнитофон, музыкальные композиции по выбору подростков.

1. Подросткам предлагается из проволоки сделать фигуру человека.

2. Группа делится на пары. Участники внутри пары обмениваются фигурами проволочного человека и пытаются что-то рассказать о том, какой он, чем отличается от других и т.д. Затем партнеры встают друг напротив друга и один, держа в руках проволочного человека, начинает управлять им: поднимать руку, сгибать тело, наклонять голову. Хозяин проволочного человека должен отражать все эти действия, как зеркало. Последним действием проволочный человек возвращается в первоначальное состояние. На это упражнение отводится 3–5 минут и затем партнеры меняются. Этот процесс можно сопровождать фоновой музыкой.

3. Выставка и обсуждение. В течение 5 минут подростки рассматривают всех проволочных человечков. Затем проводится обсуждение:

— Что отражает мой проволочный человек?

— Что я чувствовал, когда мной манипулировали?

— Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?

— Что такое самоуправление и самоконтроль? Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?

2. Скульптура состояния (настроения)

Цель: содействие формированию навыка самоконтроля.

Необходимые материалы:проволока (любая, какую найдете), кусачки для проволоки.

1. Из проволоки сделать скульптуру своего состояния (настроения), придумать название и легенду (что, откуда, почему).

2. Выставка-презентация скульптур. Пространство класса организуется таким образом, чтобы подростки могли выбрать удобное место для своей скульптуры, разместить ее там и поставить табличку с названием. Рядом со скульптурами ведущий приклеивает чистые листочки. Задача участников группы: походить по «музею» и подписать названия к каждой скульптуре (свои ассоциации). В результате на каждом чистом листочке должен появиться список названий каждой скульптуры. Затем вся группа отправляется на экскурсию. Когда группа останавливается около скульптуры, ее автор представляет свое произведение, рассказывая, какое настроение она отражает, как называется, ее легенду, а также свои мысли по поводу ассоциаций группы, написанных на листочке.

Обсуждение. Участники делятся впечатлениями от работы и от выставки, высказывают свои чувства. Если кто-то из участников создал скульптуру плохого настроения или деструктивного состояния, но хотел бы избавиться от этого настроения, предложите ему изменить скульптуру, что-то убрать или добавить.

С целью усложнения задания предложите подросткам сделать не одну, а несколько скульптур, которые будут отражать противоречивые состояния (настроения). Между скульптурами можно провести диалог.

3. Доспехи (костюм)

Цель: актуализация латентных ролей.

Необходимые материалы: бумага для рисования, карандаши, различная проволока, кусачки для проволоки, ткань, ножницы, гофрированная бумага, скотч, степлер.

1. Разработка эскиза. Подросткам предлагается придумать, а затем изобразить на бумаге эскиз костюма из проволоки. Это могут быть доспехи рыцаря, авангардный костюм или что-то еще. Главное условие — костюм должен обладать защищающими функциями. Кроме проволоки используются ткань, бумага и любые другие материалы.

2. Изготовление доспехов. На эту часть игры уходит достаточно много времени — 40–60 минут. Процесс работы над костюмом сопровождается фоновой музыкой. Ведущий должен быть рядом, чтобы оказать помощь идеями и поддержку. Как только костюм будет готов, предложите подростку подобрать к нему музыкальную композицию.

3. Презентация костюма. Каждый подросток надевает на себя свои доспехи, выходит в специально оборудованное для презентации место. Ведущий включает выбранную подростком музыку и дает знак к началу презентации. Содержание презентации — на усмотрение подростка. Это могут быть просто движения, какие-то слова, монолог, девиз — все, что раскроет идею костюма.

4. Обсуждение:

– Какие мысли и чувства вызывает созданный тобой костюм?

– От чего ты хотел бы защититься? Что в костюме ты использовал для защиты?

– А в жизни что ты используешь, чтобы защитить себя?

– Может ли человек защитить себя, если на нем нет доспехов? Как?

– Что ты посоветуешь такому человеку? И т.п.

Изготовленные костюмы пригодятся вам на следующих занятиях. В них подростки будут облачаться, чтобы устроить «рыцарские битвы» или сеанс фототерапии «Галерея образов».

4. Проволочная разминка

Цель:снятие эмоционального напряжения.

Необходимые материалы:куски проволоки разной длины (лучше алюминиевой).

1. У каждого подростка в руках кусок проволоки. По сигналу ведущего участники гнут проволоку, придавая ей ту форму, о которой говорит ведущий, например: круг, треугольник, прямая линия, квадрат, зигзаг, пружина. Все манипуляции проводятся только с одним куском проволоки. Фигуры можно чередовать по сложности.

2. Проволока остается на столах, а подростки свободно располагаются в пространстве помещения (оно должно быть освобождено от стульев). Участникам предлагается почувствовать себя проволокой. По команде ведущего они начнут двигаться, образуя группой заданную фигуру. Фигуры те же, что и в первой части игры. Время: 10–12 минут.

3. Обсуждение.

Наталья САКОВИЧ,

Поиск

Тетрадкин Град

Школярик

Поделиться

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru