Впишите в клетки слова, говорящие о жизни и орудиях труда древнего человека (рис. 19).
(Головоломка). Если в колонки по горизонтали будут правильно вписаны слова значение которых здесь указано, то по вертикали можно отыскать слово, обозначающее самое первое занятие древнего человека (рис. 20).
(Головоломка). Чтобы суметь прочитать по вертикали название науки, занимающейся изысканием и исследованием вещественных исторических источников, надо верно вписать по горизонтали слова с указанным ниже значением (рис. 21).
(Мини-чайнворды). В центре рисунка 22 вы видите различные орудия труда и предметы, окружавшие древнего человека, картины, изображающие его деятельность.
(Головоломка). Все зависит от внимания и терпения. Найдя первый кружок, с которого все начнется, прочитаете фразу из учебника истории 6 класса, в которой сказано о роли труда в судьбе человека.
(Чайнворд). Одним из семи чудес света считались в древности египетские пирамиды. Начав со "входа" в пирамиду (левая нижняя клетка, рис. 24), будем вписывать слова, значение которых дано ниже.
(Головоломка). Богом времени (у римлян Сатурн) в греческой мифологии считался самый младший сын Урана (небо) и Геи (земля), отнявший у отца власть.
(Головоломка). Эта звезда непростая. Ее 12 лучей разного размера. В их клетки надо вписать имена древнегреческих божеств, богов, героев, деятелей и название местности, начинающиеся с одной и той же буквы. Если вы хорошо знаете мифологию, то сделаете это быстро, если же кое-что забыли, вам помогут эти краткие рассказы.
Некоторые учителя, проводя эту игру, разрешают пользоваться учебником, учитывая полезность самого процесса отыскивания ответа.
(Викторина иллюстраций). Для проведения игры на одном листе собраны изображения животных и зверей, "вошедших в историю". Лист вывешивается на видном месте для всеобщего обозрения.
(Викторина имен). Из предложенного здесь списка имен, известных вам из истории древнего мира, выберите в левую колонку те, кто был историческим лицом (жил и действовал), а в правую те, кто известен вам из мифов-сказаний о богах и вымышленных героях.
(Викторина)
1. Где произошло восстание крестьян и ремесленников в 1750 г. до н. э.?
2. Где был установлен республиканский строй в 509 г. до н. э.?
(Криптограмма). Расшифровав ключевые слова и заменив цифры соответствующими буквами, вы прочтете два крылатых выражения. Одно из них - знаменитое сообщение Ю. Цезаря сенату об одной из его легких побед в Малой Азии, а второе - не менее знаменитое изречение, означающее принятие решения, после которого отступления уже нет.
(Чайндат). Составление чайндата (цепочки дат, в которой последняя цифра предыдущей даты является начальной в последующей дате) - занятие, требующее не только хорошего знания хронологии, но и большого внимания.
(Чайнворд). Правильно вписав в клетки чайнворда имена богов, божеств и смертных, наказанных богами за нарушение порядков, установленных на Олимпе, вы узнаете некоторые новые мифы, говорящие о роли религии в жизни древних греков и о том, как они представляли некоторые явления природы, какими чертами наделяли они своих богов в мифах.
(Россыпь) (Различные варианты игр типа "россыпь" см. по оглавлению: "Люди и события", "Войны и мирные договоры")
("Гусек"). Изготовьте игровое поле, как указано на рис. 29, с двумя беговыми дорожками, закрасьте их, например, одну красным, другую зеленым цветом. Дорожки разделите на четыре дистанции по шесть участков в каждой. Назовите участки (напишите имя, название местности Древней Греции и т. п.), как это сделано на рисунке.
Вписать слова так, чтобы начальные буквы составили по вертикали название государства, существовавшего в средние века. (Византия.)
(Картографическое домино)
Скопировав карту № 1 (см. альбом цветных карт к учебнику Ф. П. Коровкина "История древнего мира"), разрежьте полученное изображение на 12 частей и наклейте на картон (см. рис. 32).