(Россыпь). Раздайте всем участникам игры одинаковые листы, на которых имена исторических деятелей и события даны вперемешку. Задача: в установленное ведущим время определить, с именем какого исторического деятеля связано то или иное событие. Ведущий проверяет правильность ответов и засчитывает очки.
(Два чайнворда)
I. В клетки рисунка 33 впишите следующие слова:
(Иллюстрированная викторина). Руководствуясь рисунками и картами учебника, составьте несколько наборов, по шесть карточек в каждом. На первой карточке напишите вопросы к иллюстрациям, помещенным на остальных карточках.
(Квартет). Заготовьте 32 карточки из плотной бумаги. Заполнять их будете по мере прохождения учебного материала. В каждый квартет войдут следующие карточки:
(Комбинированное лото). На 48 цветных фишках напишите перечисленные ниже имена 16 исторических деятелей (по три раза каждое): Хлодвиг, Мухаммед, Карл Великий, Фома Славянин, Хуан Чао, Вильгельм Завоеватель, Иннокентий III, Гильом Каль, Уот Тайлер, Милош Обилич, Ян Гус, Ян Жижка, Жанна д'Арк, Мехмед II, Людовик XI, Сулейман I.
(Отбор правильного ответа). Каждый участник игры получает карточку с приведенными ниже вопросами и чистый листок с номерами вопросов, против которых он должен вписать ответы. Время для ответов ограничивается.
("Гусек"). Сделайте игровое поле с иллюстрациями, изображающими условия жизни и труда крестьян (рис. 37).
(Устная викторина)
1. Мартин Лютер и участники Крестьянской войны в Германии.
(Головоломка). При правильном внесении в вертикальные клетки слов в горизонтальных прочтете название страны, на поиски которой стремились все путешественники из Испании и Португалии в XVI в.
(Иллюстрированный квартет). Пользуясь контрольным листом, сделайте 22 иллюстрированные карточки по восьми государствам. Можно сохранить подписи под картинками, а к некоторым добавить даты.
("Гусек"). Игровое поле представляет собой карту Европы с нанесенными (на эту карту) маршрутами (рис. 40) (На рисунке 40 маршруты купцов нанесены сплошными линиями.
(Картографическое домино). Возьмите контурную карту Европы, нанесите красной штриховкой районы крестьянских антифеодальных движений и синей штриховкой районы национально-освободительной борьбы. Разрежьте карту на шесть частей-карточек (рис. 41). Карточки раздайте 2-3 играющим.
(Хронологическое настольное лото). Сведите в логические ряды важнейшие даты средневековой истории. Из них изготовьте настольные карты по приведенным образцам (рис. 42) (Содержание всех карт см. в контрольном листе).
("Гусек"). Для игры нужно игровое поле (рис. 43), две фишки (фигурки) и два кубика: один обычный - для определения числа ходов, второй - с надписями на гранях: "утро" (дважды), "день" (дважды), "вечер" и "ночь" (по одному разу).
(Две устные викторины)
I. Кто совершал поступки и действия, заслуживающие одобрения?
(Квартет). Заготовьте карточки шести квартетов, как это указано ниже. Собрав квартет, нужно кратко рассказать о жизни деятеля культуры и дать характеристику указанного в карточке произведения искусства, открытия или изобретения.
(Иллюстрированный рассказ). Каждый участник игры выступает в качестве экскурсовода по местам исторических событий. Получив пакет с маршрутом, игрок знакомится с пунктами, по которым он должен провести экскурсию, находит их и прокладывает весь маршрут на стенной или контурной карте (рис. 44).
(Хронологическое домино). В игре использовано шесть хронологических комплексов, состоящих из названий стран и дат по их истории. (Дата 1453 использована лишь в связи с историей Византии). Перечень стран заранее сообщается участникам игры. Названия стран и даты разносятся по карточкам. Первым выставляется дублет.
(Фигурный чайнворд). Начиная с цифры 1, впишите в клетки чайнворда приведенные здесь понятия, и чайнворд "замкнется" (рис. 45).
(Кроссворд). Впишите в клетки слова (рис. 46), в которых раскроется история далекой страны, манившей к себе европейцев.
(Головоломка). Если по вертикали будут правильно вписаны имена и названия, то в клетках по горизонтали, добавив две недостающие буквы (в начале и конце слова), можно будет прочитать название островов, открытых экспедицией храброго и опытного моряка (1519-1522 гг.).