Карточка №1
Многообразие стран современного мира
С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника определите относительные размеры площади территорий стран. Заполните пропуски в предложениях.
1) По площади территории Италии____________Великобритании, но ______________Франции.
2) _______________- самая большая по площади страна в Зарубежной Азии.
3) Самая большая по площади территории страна Зарубежной Европы - _________________, а самая маленькая _________________. (не рассматривая микрогосударства)
Эталон ответа
1) По площади территории Италии__больше__ Великобритании, но ___меньше__Франции.
2) ___Китай______- самая большая по площади страна в Зарубежной Азии.
3) Самая большая по площади территории страна Зарубежной Европы - __Франция________, а самая маленькая ___Словения____.
Карточка №2
Многообразие стран современного мира
Используя текст учебника и "визитной карточки" стран, находящиеся на форзацах 1 и 2 учебника, а так же атлас для 10 класса (карта "Численность населения стран мира"), заполните таблицу по выбранным регионам мира.
Регион |
Группа стран |
Численность населения (млн.чел.) |
Примеры стран |
Зарубежная Европа |
Крупнейшие |
Более 1000 |
|
Крупные |
100-1000 |
|
|
Средние |
50-100 |
|
|
Малые |
10-50 |
|
|
Карликовые |
Менее 10 |
|
|
Зарубежная Азия |
Крупнейшие |
Более 1000 |
|
Крупные |
100-1000 |
|
|
Средние |
50-100 |
|
|
Малые |
10-50 |
|
|
Карликовые |
Менее 10 |
|
|
Африка |
Крупнейшие |
Более 1000 |
|
Крупные |
100-1000 |
|
|
Средние |
50-100 |
|
|
Малые |
10-50 |
|
|
Карликовые |
Менее 10 |
|
Эталон ответа
Регион |
Группа стран |
Численность населения (млн.чел.) |
Примеры стран |
Зарубежная Европа |
Крупнейшие |
Более 1000 |
- |
Крупные |
100-1000 |
- |
|
Средние |
50-100 |
ФРГ, Франция, Италия |
|
Малые |
10-50 |
Польша, Испания, Нидерланды |
|
Карликовые |
Менее 10 |
Ирландия, Албания, Словакия |
|
Зарубежная Азия |
Крупнейшие |
Более 1000 |
Китай, Индия |
Крупные |
100-1000 |
Япония, Бангладеш, Пакистан |
|
Средние |
50-100 |
Вьетнам, Тайланд, Турция |
|
Малые |
10-50 |
Непал, Сирия, КНДР |
|
Карликовые |
Менее 10 |
Бутан, Ливан, Кувейт |
|
Африка |
Крупнейшие |
Более 1000 |
- |
Крупные |
100-1000 |
Нигерия |
|
Средние |
50-100 |
Эфиопия, Египет |
|
Малые |
10-50 |
Судан, Алжир, ЮАР |
|
Карликовые |
Менее 10 |
Мавритания, Того, Конго |
Карточка №3
Многообразие стран современного мира
Используя текст учебника и "визитной карточки" стран, находящиеся на форзацах 1 и 2 учебника, а так же атлас для 10 класса, определите к какому типу стран относятся ниже перечисленные страны, по особенностям их географического положения.
Пример: Италия - полуостровное государство.
Мадагаскар - _____________________________________________________
Беларусь -________________________________________________________
Индия - _________________________________________________________
Бразилия -________________________________________________________
Колумбия -_______________________________________________________
Исландия -_______________________________________________________
Эталон ответа
Мадагаскар - островное государство
Беларусь - внутриматериковое государство
Индия - полуостровное государство
Бразилия - приморское государство
Колумбия - приморское государство
Исландия - островное государство
Карточка №4
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на контурной карте в данной карточке. С помощью визитной карточки" стран, находящиеся на форзацах 1 и 2 учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
|
Страна______________________________ Столица_____________________________ Региональна принадлежность__________ _____________________________________ Форма правления_____________________ _____________________________________ Государственное устройство__________ _____________________________________ |
Эталон ответа
Страна_Великобритания
Столица_Лондон
Региональна принадлежнось - Западная Европа
Форма правления - конституционная монархия
Государственное устройство - унитарное.
Карточка № 5
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
|
Страна______________________________ Столица_____________________________ Региональна принадлежность__________ _____________________________________ Форма правления_____________________ _____________________________________ Государственное устройство__________ _____________________________________ |
Эталон ответа
Страна_Индия
Столица_Дели
Региональна принадлежнось - Южная Азия
Форма правления - республика
Государственное устройство - федерация.
___________________________________________________________
Карточка №6.
Государственной строй
Определите по какому критерию выбраны перечисленные страны, и определите страну, не соответствующую этому критерию.
Киргизия, Ирландия, Румыния, Лаос, Израиль, Марокко, Турция, Мали, Бурунди
Критерий: ____________________________________________________________
"Лишняя" страна_______________________________________________________
Эталон ответа
Критерий: ________республиканская форма правления__________________
"Лишняя" страна______Марроко______________________________________
_________________________________________________________________
Карточка № 7
Государственный строй
С помощью атласа и «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника подтвердите или опровергните утверждение.
Федеративных стран меньше, чем унитарных, но к ним относятся большинство крупнейших по площади стран мира.
Подтверждающие примеры:
Эталон ответа
Это утверждение верно. Страны которые подтверждают этот пример - Россия, США, Канада, Бразилия, Индия, Австралия, Мексика.
_____________________________________________________________________________
Карточка № 8
Государственный строй
С помощью текста учебника заполните пропуски в предложениях.
1) Страны, имеющие федеративное государственное устройство, как правило отличаются________территорией и сложным составом населения.
2) Франция, как и ФРГ, имеет_____правления, но отличается от неё________ государственным устройством.
3) США, как и Бельгия, является________, но отличаются от неё___________формой правления.
Эталон ответа
1) Страны, имеющие федеративное государственное устройство, как правило отличаются большой территорией и сложным национальным составом населения.
2) Франция, как и ФРГ, имеет республиканскую форму правления, но отличается от неё унитарным государственным устройством.
3) США, как и Бельгия, является федерацией, но отличаются от неё республиканской формой правления.
_____________________________________________________________________________Тема 2. География мировых природных ресурсов.
Карточка № 9
Мировые природные ресурсы
Классифицируйте предложенные ресурсы, по возобновимости и исчерпаемости. Заполните таблицу.
Виды природных ресурсов: почвы, ветер, уголь, нефть, медные руды, леса, пресная вода, приливно-отливные волны, океанические течения, атмосферный воздух.
Неисчерпаемые ресурсы |
Исчерпаемые ресурсы |
|
|
Возобновимые |
Невозобновимые |
|
|
|
Эталон ответа
Неисчерпаемые ресурсы |
Исчерпаемые ресурсы |
|
|
Возобновимые |
Невозобновимые |
Ветер Приливно-отливные волны Океанические течения Атмосферный воздух |
Почвы Леса Пресная вода |
Уголь Нефть Медные руды |
Карточка № 10
Загрязнение и охрана окружающей среды
С помощью текста учебника сформулируйте три элемента антропогенной составляющей развития парникового эффекта в атмосфере Земли.
1)__________________________________________________________
2)__________________________________________________________
3)__________________________________________________________
Эталон ответа
1)уничтожение и сведение лесов
2) загрязнение океана нефтью
3) выбросы в атмосферу углекислого газа промышленностью и транспортом
Карточка № 11
Взаимодействие общества и природы
Используя знания, полученные в курсе физической географии, приведите примеры, воздействия человеческого общества на оболочки Земли.
а) на гидросферу:____________________________________________
б) на литосферу:_____________________________________________
в) на атмосферу:____________________________________________________________
Эталон ответа
а) на гидросферу: загрязнение океана нефтью, загрязнение вод подземных и поверхностных бытовыми и промышленными отходами
б) на литосферу: изменение почвенного покрова, добыча минеральных ресурсов
в) на атмосферу: повышение уровня углекислого газа в атмосфере за счет промышленных выбросов, изменение газового состава в атмосфере.
_____________________________________________________________________________Тема 3. География населения мира
Карточка № 12
Численность и воспроизводство населения
С помощью текста учебника составьте перечень факторов, определяющих показатели естественного движения населения. Какие факторы, положительно или отрицательно влияют на показатели рождаемости и смертности. Заполните таблицу.
Показатели естественного движения населения |
Стимулирующие факторы |
Тормозящие факторы |
Рождаемость |
|
|
Смертность |
|
|
Эталон ответа
Показатели естественного движения населения |
Стимулирующие факторы |
Тормозящие факторы |
Рождаемость |
Влияние религии на общественную жизнь в стране, национальные традиции, уровень образования и экономического развития, низкий уровень урбанизации
|
Высокий уровень социально-экономического развития, высокая занятость женщин, небольшое влияние церкви на общество, высокий уровень образования. |
Смертность |
Низкий уровень социально-экономического развития, плохо развитая система здравоохранения, плохая экологическая обстановка, отсутствие полного рациона питания. |
Развитая система здравоохранения, хорошая экологическая обстановка, полный рацион питания, социальная стабильность, отсутствие военных конфликтов. |
Карточка № 13
Численность и воспроизводство населения
С помощью текста учебника заполните пропуски в предложениях.
1) Первый тип воспроизводства населения характеризуется ___________показателями ________и______________ и относительно__________естественным приростом.
2)Второй тип воспроизводства населения характеризуется ___________показателями ________и______________ и __________естественным приростом.
Эталон ответа
1) Первый тип воспроизводства населения характеризуется _низкими__показателями рождаемолсти и смертности и относительно_низким_естественным приростом.
2)Второй тип воспроизводства населения характеризуется _высокими и очень высокими _показателями _рождаемости и_смертности и _высоким_естественным приростом.
Карточка № 14
Численность и воспроизводство населения
С помощью учебника и Приложений определите правильность следующих утверждений (верно или неверно).
Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа воспроизводства.
Смертность в странах 2 типа воспроизводства ниже, чем в странах 1 типа воспроизводства, поэтому естественный прирост в этих странах выше.
3) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа, а смертность — выше, поэтому естественный прирост в этих странах ниже.
Эталон ответа
1) Верно.
2) Неверно.
3) Неверно.
Карточка № 15
Население мира
С помощью карты атласа «Крупнейшие языковые семьи и народы» и текста учебника (стр. 68) классифицируйте перечисленные народы по принадлежности к языковым семьям. Заполните таблицу.
Итальянцы, французы, китайцы (хань), американцы США, бразильцы, египтяне, бирманцы, пенджабцы, иракцы, марокканцы, иранцы.
Языковые семьи |
Народы |
|
|
|
|
|
|
Эталон ответа
Языковые семьи |
Народы |
Индоевропейская |
Итальянцы, французы, американцы США, бразильцы, пенджабцы, иранцы |
Сино-Тибетекая |
Китайцы (хань), бирманцы |
Афразийская |
Египтяне, иракцы, марокканцы |
Карточка № 16
Население мира
Определите, какие языки являются официальными или государственными для перечисленных стран с помощью карты атласа «Крупнейшие языковые семьи и народы».
Бразилия: . Австралия: .
Канада: . Индия: .
Мексика: . Сирия: .
Куба: . Ангола: .
Эталон ответа
Бразилия: португальский. Австралия: английский.
Канада: английский и французский. Индия: английский хинди.
Мексика: испанский. Сирия: арабский.
Куба: испанский. Ангола: португальский.
Карточка № 17
Население мира
С помощью карты «Крупнейшие языковые семьи и народы» в атласе заполните пропуски в предложениях.
1) Бразильцы, так же как и ___________, говорят на____________языке, относящемся к_________ группе_________семьи.
2) Канада, так же как и_______________ является двуязычной страной.
3) Тунис, Марокко_________,________ , и___________ — арабоязычные страны.
4) В отличие от Ирака, государственный язык Ирана относится к___________языковой семье.
Эталон ответа
1) Бразильцы, так же как и ангольцы, говорят на португальском языке,
относящемся к романской группе индоевропейской семьи.
2) Канада, так же как и ЮАР, является двуязычной страной.
3) Тунис, Марокко, Алжир, Ливия и Египет — арабоязычные страны.
4) В отличие от Ирака, государственный язык Ирана относится к индоевропейской языковой семье.
Карточка № 18
Население мира
С помощью текста учебника и карты «Религии мира» в атласе заполните пропуски в предложениях.
Наиболее широкую географию распространения среди мировых религий имеет_______
Ислам является доминирующей религией в странах Юго-Западной Азии и_______.
Национальная японская религия называется_____________________.
4) Конфуцианство и______ наиболее распространенные национальные религии в________.
5) Население Непала, Таиланда, Монголии и Мьянмы исповедует в основном___________.
Эталон ответа
Наиболее широкую географию распространения среди мировых религий имеет христианство.
Ислам является доминирующей религией в странах Юго-Западной Азии и Северной Африки.
Национальная японская религия называется синто.
Конфуцианство и даосизм — наиболее распространенные национальные религии в Китае.
Население Непала, Таиланда, Монголии и Мьянмы исповедует в основном буддизм.
Карточка № 19
Население мира
С помощью текста учебника и диаграммы заполните пропуски в предложениях.
1)Население Земли проживает в основном в условиях ____________ рельефа. 2)Более половины людей населяет территории, удаленные не более чем на____км от побережий морей и океанов.
3)Самая высокая средняя плотность населения в небольших, преимущественно _____ странах.
4)Совершенно неосвоенные территории суши занимают _____%.
Эталон ответа
1)Население Земли проживает в основном в условиях_равнинного рельефа.
2)Более половины людей населяет территории, удаленные не более чем на_200_км от побережий морей и океанов.
3)Самая высокая средняя плотность населения в небольших, преимущественно_островных странах.
4)Совершенно неосвоенные территории суши занимают __15___%.
Карточка № 20
Население мира
С помощью своих знаний, полученных на уроках истории и географии, дайте определения перечисленных населенных пунктов.
Аул-________________________________________
Село-_______________________________________
Деревня-____________________________________
Фазенда-____________________________________
Хутор-______________________________________
Эталон ответа
Аул - сельский населенный пункт на Кавказе.
Село - крупный сельский населенный пункт в степной и лесной зоне Восточной Европы.
Деревня - обычно небольшой сельский населенный пункт в лесной зоне Восточной Европы.
Фазенда - в Бразилии крупное поместье , земельное или скотоводческое.
Хутор - небольшой сельский населенный пункт в Восточной Европе.
Тема "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"
Карточка № 21
Научно-техническая революция
В природе и обществе существуют два пути развития и совершенствования — эволюционный и революционный. С помощью текста учебника, а также знаний, полученных в курсах обществознания, биологии и физики, объясните, в чем состоит принципиальная разница между этими понятиями.
Эталон ответа
Эволюционный путь: постепенные изменения, совершенствование в течение длительного времени.
Революционный путь: качественные изменения в науке и технологии, происходящие в короткие сроки.
Карточка № 22
Научно-техническая революция
Используя текст учебника, а также знания, полученные на уроках истории, физики и химии, укажите примеры проявления НТР (революционные изменения) в следующих областях человеческой деятельности:
транспорт:________________________________________________________________;
энергетика:________________________________________________________________;
связь:_____________________________________________________________________;
4) сельское хозяйство:________________________________________________________.
Эталон ответа
1) транспорт: появление воздушного транспорта.
2) энергетика: развитие атомной энергетики.
3) связь: появление всемирной Интернет-сети.
4) сельское хозяйство: трансгенные культуры.
Карточка № 23
Структура мирового хозяйства
С помощью текста учебника и карты атласа «Структура хозяйства» классифицируйте перечисленные страны по критерию уровня развития общества. Заполните таблицу.
Польша, Канада, Япония, Австралия, Иран, США, Россия, Великобритания, Мьянма, Китай, Эфиопия, Мали.
Аграрные страны |
Индустриальные страны |
Постиндустриальные страны |
|
|
|
Эталон ответа
Аграрные страны |
Индустриальные страны |
Постиндустриальные страны |
Мьянма, Эфиопия, Мали. |
Польша, Иран, Россия, Китай. |
Канада, Япония, Австралия, США, Великобритания. |
Карточка № 24
Факторы размещения
С помощью текста учебника и «Политической карты мира» в атласе определите, по какому критерию сгруппированы страны.
Австралия, Ангола, Перу, Турция, Португалия, Швеция.
Монголия, Киргизия, Нигер, Словакия, Швейцария.
3) Испания, Андорра, Италия, Швейцария, Германия, Бельгия, Люксембург.
Эталон ответа
1) Прибрежные страны.
2) Внутриматериковые страны.
3) Страны, имеющие сухопутные границы с Францией.
____________________________________________________________________________
Карточка № 25
Факторы размещения
С помощью теста учебника определите, для каких групп отраслей мирового хозяйства при размещении определяющим является природно-ресурсный фактор (два правильных ответа).
Добывающие отрасли (лесодобыча, угольная и горнодобывающая отрасли, морское рыболовство).
Перерабатывающие отрасли (металлургия, рыбная, кормовая промышленность, нефтепереработка).
Товарные отрасли (машиностроение, электронная промышленность, мебельная промышленность).
Сельское хозяйство (земледелие, мясное скотоводство, овцеводство).
Эталон ответа
Добывающие отрасли (лесодобыча, угольная и горнодобывающая отрасли, морское рыболовство).
Сельское хозяйство (земледелие, мясное скотоводство, овцеводство).