Знаев

Урок биологии

Грамотеи

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Сила знаний

 

Классный час - одна из основных форм воспитания в классном коллективе и че­рез коллектив. Поэтому вопрос его качества является крайне важным при оценке эф­фективности деятельности классного руководителя. В этой статье рассмотрим содер­жание и технологию педагогического анализа тематического классного часа.

Для подготовки и проведения классного часа существует определенный алго­ритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы.

Анализ обстановки, формулирование цели и задач.

Планирование классного часа. Выбор темы и формы.

Подготовка классного часа. Разделение труда организаторов, подбор исполнителей, подготовка сценария, деятельность по реализации сценария, регулирование деятельности.

Проведение классного часа.

Анализ подготовки и проведения классного часа.

Анализ совершается на двух уровнях:

обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.

Анализ [греч. analysis - разложение, расчленение, разбор] трактуется как метод научного исследования путем разложения предмета на составные части.

Аналитические методы настолько распространены в настоящее время в науке, что термин «анализ» стал употребляться как синоним исследования вообще. Процеду­ры анализа входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую его ста­дию. Но и на других ступенях познания аналитические процедуры являются одними из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.


Анализ - это:

деление целого на части;

описание каждой части;

установление связи между частями и каждой части со всем целым.

Цель педагогического анализа в воспитании заключается в установлении причинно- следственных связей между компонентами воспитательного процесса, т.е. связей между це­лью, содержанием, формами, методами, условиями, в которых он протекает, и его результа­тами, а также теми педагогическими явлениями, которые привели к этим результатам.

Педагогический анализ в реализации концепции воспитания является важной со­ставляющей ее успеха. Однако аналитическая деятельность в организации воспита­тельного процесса вызывает наибольшие затруднения. А неверно сформированные цели в результате проведенного анализа могут привести к дезориентации деятельности субъектов воспитательной системы.

Отметим типичные недостатки анализа классного часа. Это:

Отсутствие четко сформулированной цели анализа.

Несоответствие программы наблюдений поставленной цели.

Бессистемность анализа классного часа, характеристика отдельных его этапов и сроков.

Рекомендации педагогу даются без глубокого анализа причин, по схеме «не­достаток - рекомендации». Таким образом, нарушается логическая цепочка «недоста­ток - причина - рекомендация».

Оценка анализируемого классного часа исходит не из объективных данных, а из общих впечатлений и личного отношения аналитика.

Нелогичность выводов - перечисляется все положительное, делается положи­тельный вывод, затем отрицательный, который по логике перечеркивает положитель­ный вывод.

Во избежание вышеуказанных недостатков рассмотрим

Программу наблюдения за тематическим классным часом.

Цель наблюдения: определить эффективность классного часа и выявить те пока­затели, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.

Задачи наблюдения:

Выявить, достаточно ли четко педагог понимает цель классного часа и задачи каждого этапа его подготовки и проведения, насколько осознанно решает их.

Определить, соответствуют ли задачи каждого этапа классного часа главной цели.

Установить, соответствует ли методика его проведения поставленным целям.

Выяснить, как осуществлялось взаимодействие педагога и учащихся на всех этапах подготовки и проведения.

Определить, достиг ли классный час триединой цели (воспитательной, разви­вающей, обучающей).

Установить взаимосвязь классного часа с другими формами воспитательной работы.

При осуществлении наблюдения рекомендуется использовать «метод фотогра­фии». Представим его в табличной форме.


Таблица наблюдений за классным часом

Ход классного часа

Ценное в работе (положительное)

Что требует доработки

У педагога

У учащихся

У педагога

У учащихся

 

 

 

 

 


Рассмотрим ход и содержание педагогического анализа в соответствии с выше обозначенными этапами подготовки и проведения тематического классного часа.

По I этапу «анализ обстановки, формулирование цели» выясняется:

Принимали ли участие в анализе обстановки учащиеся?

Имеют ли представление о том, что такое цель?

Знают ли они цели классного часа?

Принимали ли участие ребята в формулировании цели (сознательно ли будут участвовать в подготовке и проведении мероприятия)?

Осознал ли педагог задачи каждого этапа?

Чем вызвана постановка данной цели?

По II этапу «планирование классного часа» устанавливается:

С каким мероприятием связан проводимый классный час.

Участие детей в планировании классного часа, его этапов, постановке задач для каждого этапа.

Имеют ли они представление о плане, почему он составляется, в чем помогает?

Связь задач I, II, III этапов.


По III этапу «подготовка классного часа» выясняется, как осуществлялся этот этап:

Было ли разделение труда организаторов, регулирование их деятельности?

Как подбирались исполнители?

Как данный этап способствовал формированию у учащихся организаторских навыков?

Насколько решены поставленные задачи, их связь с задачами классного часа?

Причины высокого (низкого) качества данного этапа.

Информация по I-III этапам выясняется из беседы с педагогом и его воспитанни­ками.

По IV этапу «проведение классного часа» выясняется:

Была ли достигнута цель классного часа?

Какие направления воспитания реализовались с помощью классного часа?

Какое направление было главным?

Соответствие содержания и формы классного часа его целям и задачам.

Предварительный вывод о силе влияния данного этапа классного часа на учащихся.

Управленческая культура педагога, наличие организаторских навыков, его эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, умение оказывать воздействие на личность и коллектив.

Связь проводимого классного часа с предыдущими и последующими воспита­тельными мероприятиями.

Причины высокого (низкого) качества данного этапа.


По V этапу «анализ подготовки и проведения классного часа» определяется:

Состоялся ли данный этап?

Уровень аналитической подготовки ребят, аналитической культуры педагога, его умение рассматривать классный час во взаимодействии всех его частей, как системное образование.

Атмосфера обсуждения.

Глубина проникновения в сущность проведенного классного часа. Количественный анализ эффективности тематического классного часа предста­вим в виде следующей таблицы.


Таблица для сбора информации по результатам наблюдения

№ п/п

Показатель

Оценка

1

Четкое определение педагогом темы и цели классного часа

 

2

Планирование этапов классного часа и задач каждого этапа

 

3

Определение оптимального содержания классного часа (на данном материале необходимо решить поставленные задачи)

 

4

Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспита­ния на каждом этапе классного часа

 

5

Оборудование, технические средства

 

6

Качество подготовки:

 

6.1

классного руководителя

 

6.2

учащихся

 

7

Четкость классного часа, темп и ритм

 

8

Гибкость и широта воспитательного момента (отсутствие шаб­лона, наличие «изюмины», элемента неожиданности)

 

9

Взаимосвязь этапов классного часа:

 

9.1

этап анализа обстановки, формулирования цели

 

9.2

этап планирования классного часа

 

9.3

этап подготовки классного часа

 

9.4

этап проведения классного часа

 

9.5

этап анализа подготовки и проведения классного часа

 

10

Отношение учащихся к классному часу:

 

10.1

ответственность

 

10.2

интерес

 

10.3

активность

 

10.4

дисциплинированность

 

11

Эмоциональный фон классного часа

 

12

Обстановка на классном часе, психологический климат

 

13

Результативность классного часа

 

14

Связь классного часа с предыдущими и последующими класс­ными и общешкольными формами воспитания

 


Оценка по выделенным параметрам осуществляется по трехбалльной системе:

«0» - показатель не проявил себя;

«1» - показатель проявил себя частично;

«2» - показатель проявил себя достаточно полно, всесторонне.

Эффективность тематического классного часа рассчитывается по следующей формуле:

Эффективность =  • 100%,

где в числителе дроби суммарное количество баллов по всем показателям (стол­бец 3 таблицы), в знаменателе - количество показателей (столбец 2 таблицы), умножен­ное на два (Σ max = 22 • 2 = 44).

При этом, если какой-либо показатель не может проявиться на данном классном часе в силу его особенностей, он не оценивается, а Σ max пропорционально умень­шается.

Обработка результатов:

высокая эффективность (оптимальный уровень) - 100-85%;

средняя эффективность (допустимый уровень) - 84-60%;

низкая эффективность (критический уровень) - 59-50%;

очень низкая эффективность (недопустимый уровень) < 50%.

Полученные данные можно представить также в виде графика, где по оси абс­цисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат - полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей ме­тодической работы образовательного учреждения с классными руководителями.

Заключение по анализу тематического классного часа оформляется в виде ана­литической справки, которая по своей структуре предполагает наличие трех частей - вводной, основной и итоговой.

Во вводной части справки описываются цели сбора информации и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводилось изучение. Завершается эта часть общей оценкой результатов.

В основной части справки подробно (по каждому пункту программы) описыва­ются результаты изучения. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Более того, в этой части необхо­димо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т.е. осуществить анализ по фор­муле «результат ^ факторы ^ причины».

В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо решить в будущем. Заканчивается эта часть кон­кретными предложениями по ликвидации причин (если факт отрицательный) или ре­комендациями по его развитию (если факт положительный).

Таким образом, анализ завершается синтезированием, позволяющим познать це­лое, в результате чего формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными.

Заканчивая рассмотрение вопроса содержания и технологии педагогического анализа тематического классного часа, отметим, что анализ можно считать поло­жительным, если:

Четко и осмысленно сформулирована цель анализа.

Исходя из цели намечается программа наблюдения и сбора информации.

В ходе анализа вычленяются этапы подготовки и проведения классного часа и дается характеристика каждого из них (содержание деятельности педагога, содержание деятельности учащегося, организация этой деятельности).

Анализируются системообразующие связи тематического классного часа.

Определяется, как в результате взаимодействия всех этапов образуется конеч­ный результат - заранее запрограммированная цель.

Анализируется уровень управленческой культуры педагога и учащихся.

Анализируется взаимосвязь цели, формы классного часа, его содержания, ме­тодов, результатов.

Вскрывается взаимосвязь данного классного часа с предыдущими и последу­ющими воспитательными мероприятиями, его место в общей воспитательной системе.

Выводы по классному часу формируются на основе данных, полученных в ре­зультате анализа.

Конкретные предложения вытекают из анализа причин, обуславливаются конкретными исполнителями, а также сроками исполнения.

 

 

Поиск

Тетрадкин Град

Школярик

Поделиться

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru