Классный час - одна из основных форм воспитания в классном коллективе и через коллектив. Поэтому вопрос его качества является крайне важным при оценке эффективности деятельности классного руководителя. В этой статье рассмотрим содержание и технологию педагогического анализа тематического классного часа.
Для подготовки и проведения классного часа существует определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы.
Анализ обстановки, формулирование цели и задач.
Планирование классного часа. Выбор темы и формы.
Подготовка классного часа. Разделение труда организаторов, подбор исполнителей, подготовка сценария, деятельность по реализации сценария, регулирование деятельности.
Проведение классного часа.
Анализ подготовки и проведения классного часа.
Анализ совершается на двух уровнях:
обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Анализ [греч. analysis - разложение, расчленение, разбор] трактуется как метод научного исследования путем разложения предмета на составные части.
Аналитические методы настолько распространены в настоящее время в науке, что термин «анализ» стал употребляться как синоним исследования вообще. Процедуры анализа входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую его стадию. Но и на других ступенях познания аналитические процедуры являются одними из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.
Анализ - это:
деление целого на части;
описание каждой части;
установление связи между частями и каждой части со всем целым.
Цель педагогического анализа в воспитании заключается в установлении причинно- следственных связей между компонентами воспитательного процесса, т.е. связей между целью, содержанием, формами, методами, условиями, в которых он протекает, и его результатами, а также теми педагогическими явлениями, которые привели к этим результатам.
Педагогический анализ в реализации концепции воспитания является важной составляющей ее успеха. Однако аналитическая деятельность в организации воспитательного процесса вызывает наибольшие затруднения. А неверно сформированные цели в результате проведенного анализа могут привести к дезориентации деятельности субъектов воспитательной системы.
Отметим типичные недостатки анализа классного часа. Это:
Отсутствие четко сформулированной цели анализа.
Несоответствие программы наблюдений поставленной цели.
Бессистемность анализа классного часа, характеристика отдельных его этапов и сроков.
Рекомендации педагогу даются без глубокого анализа причин, по схеме «недостаток - рекомендации». Таким образом, нарушается логическая цепочка «недостаток - причина - рекомендация».
Оценка анализируемого классного часа исходит не из объективных данных, а из общих впечатлений и личного отношения аналитика.
Нелогичность выводов - перечисляется все положительное, делается положительный вывод, затем отрицательный, который по логике перечеркивает положительный вывод.
Во избежание вышеуказанных недостатков рассмотрим
Программу наблюдения за тематическим классным часом.
Цель наблюдения: определить эффективность классного часа и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.
Задачи наблюдения:
Выявить, достаточно ли четко педагог понимает цель классного часа и задачи каждого этапа его подготовки и проведения, насколько осознанно решает их.
Определить, соответствуют ли задачи каждого этапа классного часа главной цели.
Установить, соответствует ли методика его проведения поставленным целям.
Выяснить, как осуществлялось взаимодействие педагога и учащихся на всех этапах подготовки и проведения.
Определить, достиг ли классный час триединой цели (воспитательной, развивающей, обучающей).
Установить взаимосвязь классного часа с другими формами воспитательной работы.
При осуществлении наблюдения рекомендуется использовать «метод фотографии». Представим его в табличной форме.
Таблица наблюдений за классным часом
Ход классного часа |
Ценное в работе (положительное) |
Что требует доработки |
||
У педагога |
У учащихся |
У педагога |
У учащихся |
|
|
|
|
|
|
Рассмотрим ход и содержание педагогического анализа в соответствии с выше обозначенными этапами подготовки и проведения тематического классного часа.
По I этапу «анализ обстановки, формулирование цели» выясняется:
Принимали ли участие в анализе обстановки учащиеся?
Имеют ли представление о том, что такое цель?
Знают ли они цели классного часа?
Принимали ли участие ребята в формулировании цели (сознательно ли будут участвовать в подготовке и проведении мероприятия)?
Осознал ли педагог задачи каждого этапа?
Чем вызвана постановка данной цели?
По II этапу «планирование классного часа» устанавливается:
С каким мероприятием связан проводимый классный час.
Участие детей в планировании классного часа, его этапов, постановке задач для каждого этапа.
Имеют ли они представление о плане, почему он составляется, в чем помогает?
Связь задач I, II, III этапов.
По III этапу «подготовка классного часа» выясняется, как осуществлялся этот этап:
Было ли разделение труда организаторов, регулирование их деятельности?
Как подбирались исполнители?
Как данный этап способствовал формированию у учащихся организаторских навыков?
Насколько решены поставленные задачи, их связь с задачами классного часа?
Причины высокого (низкого) качества данного этапа.
Информация по I-III этапам выясняется из беседы с педагогом и его воспитанниками.
По IV этапу «проведение классного часа» выясняется:
Была ли достигнута цель классного часа?
Какие направления воспитания реализовались с помощью классного часа?
Какое направление было главным?
Соответствие содержания и формы классного часа его целям и задачам.
Предварительный вывод о силе влияния данного этапа классного часа на учащихся.
Управленческая культура педагога, наличие организаторских навыков, его эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, умение оказывать воздействие на личность и коллектив.
Связь проводимого классного часа с предыдущими и последующими воспитательными мероприятиями.
Причины высокого (низкого) качества данного этапа.
По V этапу «анализ подготовки и проведения классного часа» определяется:
Состоялся ли данный этап?
Уровень аналитической подготовки ребят, аналитической культуры педагога, его умение рассматривать классный час во взаимодействии всех его частей, как системное образование.
Атмосфера обсуждения.
Глубина проникновения в сущность проведенного классного часа. Количественный анализ эффективности тематического классного часа представим в виде следующей таблицы.
Таблица для сбора информации по результатам наблюдения
№ п/п |
Показатель |
Оценка |
1 |
Четкое определение педагогом темы и цели классного часа |
|
2 |
Планирование этапов классного часа и задач каждого этапа |
|
3 |
Определение оптимального содержания классного часа (на данном материале необходимо решить поставленные задачи) |
|
4 |
Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе классного часа |
|
5 |
Оборудование, технические средства |
|
6 |
Качество подготовки: |
|
6.1 |
классного руководителя |
|
6.2 |
учащихся |
|
7 |
Четкость классного часа, темп и ритм |
|
8 |
Гибкость и широта воспитательного момента (отсутствие шаблона, наличие «изюмины», элемента неожиданности) |
|
9 |
Взаимосвязь этапов классного часа: |
|
9.1 |
этап анализа обстановки, формулирования цели |
|
9.2 |
этап планирования классного часа |
|
9.3 |
этап подготовки классного часа |
|
9.4 |
этап проведения классного часа |
|
9.5 |
этап анализа подготовки и проведения классного часа |
|
10 |
Отношение учащихся к классному часу: |
|
10.1 |
ответственность |
|
10.2 |
интерес |
|
10.3 |
активность |
|
10.4 |
дисциплинированность |
|
11 |
Эмоциональный фон классного часа |
|
12 |
Обстановка на классном часе, психологический климат |
|
13 |
Результативность классного часа |
|
14 |
Связь классного часа с предыдущими и последующими классными и общешкольными формами воспитания |
|
Оценка по выделенным параметрам осуществляется по трехбалльной системе:
«0» - показатель не проявил себя;
«1» - показатель проявил себя частично;
«2» - показатель проявил себя достаточно полно, всесторонне.
Эффективность тематического классного часа рассчитывается по следующей формуле:
Эффективность = • 100%,
где в числителе дроби суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3 таблицы), в знаменателе - количество показателей (столбец 2 таблицы), умноженное на два (Σ max = 22 • 2 = 44).
При этом, если какой-либо показатель не может проявиться на данном классном часе в силу его особенностей, он не оценивается, а Σ max пропорционально уменьшается.
Обработка результатов:
высокая эффективность (оптимальный уровень) - 100-85%;
средняя эффективность (допустимый уровень) - 84-60%;
низкая эффективность (критический уровень) - 59-50%;
очень низкая эффективность (недопустимый уровень) < 50%.
Полученные данные можно представить также в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат - полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей методической работы образовательного учреждения с классными руководителями.
Заключение по анализу тематического классного часа оформляется в виде аналитической справки, которая по своей структуре предполагает наличие трех частей - вводной, основной и итоговой.
Во вводной части справки описываются цели сбора информации и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводилось изучение. Завершается эта часть общей оценкой результатов.
В основной части справки подробно (по каждому пункту программы) описываются результаты изучения. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Более того, в этой части необходимо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т.е. осуществить анализ по формуле «результат ^ факторы ^ причины».
В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо решить в будущем. Заканчивается эта часть конкретными предложениями по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендациями по его развитию (если факт положительный).
Таким образом, анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое, в результате чего формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными.
Заканчивая рассмотрение вопроса содержания и технологии педагогического анализа тематического классного часа, отметим, что анализ можно считать положительным, если:
Четко и осмысленно сформулирована цель анализа.
Исходя из цели намечается программа наблюдения и сбора информации.
В ходе анализа вычленяются этапы подготовки и проведения классного часа и дается характеристика каждого из них (содержание деятельности педагога, содержание деятельности учащегося, организация этой деятельности).
Анализируются системообразующие связи тематического классного часа.
Определяется, как в результате взаимодействия всех этапов образуется конечный результат - заранее запрограммированная цель.
Анализируется уровень управленческой культуры педагога и учащихся.
Анализируется взаимосвязь цели, формы классного часа, его содержания, методов, результатов.
Вскрывается взаимосвязь данного классного часа с предыдущими и последующими воспитательными мероприятиями, его место в общей воспитательной системе.
Выводы по классному часу формируются на основе данных, полученных в результате анализа.
Конкретные предложения вытекают из анализа причин, обуславливаются конкретными исполнителями, а также сроками исполнения.