1. Как вы объясните преобладание диплоидной фазы в жизненном цикле большинства организмов?
2. Сколько хромосом будут иметь яйцеклетки, если в клетках женского организма 16 хромосом?
1. Какие рыбы живут колониями? («Садовые» морские угри. Их можно принять за донные растения. Большую часть тела они прячут в песчаных норках, а голову поднимают высоко над дном и хватают проплывающую добычу.)
2. Каких рыб называют «чистильщиками»? (Некоторые небольшие рыбы, относящиеся к разным семействам, избавляют других, подчас крупных, рыб от мелких паразитов и остатков отмершей кожи. При этом хищники во время «осмотра» никогда не трогают чистильщиков.)
1. Вспомните, что такое планктон, плейстон, нектон, бентос. (Планктон – совокупность организмов, населяющих толщу воды и не способных противостоять переносу течениями. Плейстон – организмы, держащиеся на поверхности в поверхностной пленке воды. Нектон – совокупность активно плавающих животных. Бентос – совокупность организмов, обитающих на грунте или в грунте водоемов.)
1. Почему нельзя пить морскую воду? (Содержание солей в океанической воде – около 35 г/л – выше, чем может содержаться в моче человека при самой напряженной работе почек. Поскольку здоровый организм стремится вывести избыток соли, то питье морской воды будет приводить к образованию еще большего количества мочи, то есть к дополнительной потере жидкости.
1. В каких случаях хищные полихеты опасны для человека? (Хитиновые крючкообразные, с зазубренным внутренним краем челюсти хищных полихет связаны с ядовитыми железами. Полихеты могут обладать и параподиями, имеющими ядовитые щетинки. Страдают от них чаще всего рыбаки, перебирающие принесенный тралом улов. При сильном отравлении возникают острая боль и отек рук, появляются головная боль, тошнота.)
– Вы в гостях у властелина Мирового океана. Я знаю все о его структуре, богатствах, обитателях – все, что для вас еще остается тайной.
1. Почему Красное, Белое и Желтое моря так называются? (Красное – из-за периодического цветения микроскопических водорослей красноватого цвета. Белое обязано своим названием льду, которым оно покрыто более 200 дней в году. Цвет прибрежных вод Желтого моря обусловлен выносом реками желтого ила.)
1. Какую водоросль называют «зеленый морской салат»? (Ульву из отдела зеленых водорослей. Она и внешне напоминает лист салата, и может быть использована в пищу в свежем виде.)
2. Какие красные водоросли используют для приготовления салатов, приправ, гарниров к мясу и рыбе, супов, а также едят сушеными или засахаренными? (Родимения пальчатая, филлофора ребристая, анфельция складчатая, порфира лопастная и др.)
1. Нитевидные корнеподобные образования у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов – ... (Ризоиды.)
2. Раздел науки, изучающий рыб, – ... (Ихтиология.)
3. Зеленая ветвящаяся нить, развивающаяся из споры мха, – ... (Протонема.)
1. Трийодтиронин по физиологическому действию активнее тироксина. (Да.)
2. Чем меньше диаметр кровеносных сосудов в организме, тем больше в них линейная скорость кровотока. (Нет.)
3. Некоторые физиологические регуляторы могут быть и гормонами, и медиаторами. (Да.)
1. Вирус СПИДа поражает:
а – Т-хелперы (лимфоциты); б – В-лимфоциты; в – антигены; г – все виды лимфоцитов.
2. При уменьшении содержания кислорода интенсивность гликолиза увеличивается, потому что:
1. Выберите вид костной ткани, для которого подходят указанные особенности строения:
1 – пластинчатая;
2 – грубоволокнистая.
1. Сохранившиеся до настоящего времени виды животных и растений, представители некогда широко распространенных, но потом почти исчезнувших систематических групп – ... (Реликты.)
2. Состояние равновесия, относительной устойчивости различных параметров внутренней среды организма, популяции или экосистемы – ... (Гомеостаз.)
1. Характеристика типа Покрытосеменные на примере класса Двудольные. Строение и жизнедеятельность представителей различных семейств этого класса. Значение их в природе и хозяйстве.
2. Характеристика типа Моллюски на примере представителей класса Двустворчатые. Строение и жизнедеятельность пресноводных и морских двустворчатых.
1. При скрещивании бассенджи (короткошерстные и нелающие собаки) с американским коккер-спаниелем все гибриды первого поколения оказались короткошерстными и лающими. Каков генотип этих щенков? Какое расщепление мы вправе ожидать при разведении «в себе» полученных гибридов, если в F2 родилось 32 щенка? Каким образом можно получать длинношерстных и нелающих потомков? Подробно объясните приводимые схемы скрещивания.
1. Аппендикс человека, представляющий собой отросток слепой кишки, является примером:
а – атавизма; б – рудимента; в – адаптации; г – дегенерации.
I вариант
1. Дайте определение: фагоцитоз, гетеротрофы, зоология, энтодерма, макронуклеус (максимальный балл - 5).
2. Найдите ошибки, укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их (максимальный балл - 7).
I вариант
1. Почему стало возможно появление теплокровности? (ответ включает не менее 3 пунктов, максимальное количество баллов - 5).
2. Что такое диафрагма, и какова ее роль в жизнедеятельности организма животных? (максимальное количество баллов – 4).
I вариант
1. Дайте определение: гаметофит, спора, таллом, микроспора, вегетативные органы (максимальный балл - 5).
2. Найдите соответствие:
I вариант
1. Используя рисунок на странице 21, объясните, почему ножку старого гриба легче разломить вдоль, чем поперек. Для ответа используйте термин «гифы» (максимальный балл - 3).
1.Процесс переписывания информации с ДНК на иРНК называется
А – биосинтезом Б – репликацией В – трансляцией Г – транскрипцией.
2. Участок ДНК, содержащий информацию об одной полипептидной цепи,
А – триплет Б – хромосома В – ген Г – генетический код.
I вариант
1. Выберите признаки, характерные для Покрытосеменных (максимальный балл - 4):
А. есть цветок
Б. для размножения нужна вода
В. характерно двойное оплодотворение
I. Закончите составление схемы: Внутренняя среда
Кровь _______ _______
II. Ответьте на вопросы: 1. Каково значение дыхания?
2. Почему под жгут кладут записку с указанием времени наложения жгута?
1.Раковина, створки которой соединяются на спинной стороне эластичной связкой и замком характерна для моллюсков класса:
А) Двустворчатые
Б) головоногие
В) брюхоногие
Вариант 1
Задание №1. Допишите данные предложения.
1. Процесс газообмена между организмом и окружающей средой - ...
2. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи составляют …
1. Кожа предохраняет глубже лежащие органы и ткани от повреждений, так как она
А — прочная и упругая
Б — поддерживает постоянство внутренней среды организма
В — водонепроницаема
I вариант
1. Какая связь прослеживается между температурой тела и строением дыхательной системы Земноводных и Пресмыкающихся? (ответ включает не менее 3 пунктов, максимальное количество баллов - 5).
I вариант
1. Как взаимосвязано строение пищеварительной системы Паукообразных и их образ жизни? (максимальное количество баллов – 4)
2. Какие приспособления к наземному образу жизни есть у представителей класса Насекомых? (максимальное количество баллов – 5)
Уровень А
1. В каком процессе принимают участие тромбоциты?
а) свертываемость
б) транспорт кислорода
в) иммунитет
1.сходство элементарного состава клетки и тел неживой природы свидетельствует…
А-о материальном единстве живой и неживой природы
Б-о зависимости живой природы от неживой
В-о изменении живой природы под влиянием факторов среды
Г-о их сложном химическ.составе
1. В органах пищеварения не расщепляются
А – углеводы
Б – води и минеральные соли
В – жиры
Г – белки
1.Клеточная оболочка обеспечивает
А – поступление и выделение веществ Б – защиту содержимого клетки
В – деление клетки Г – передвижение клетки
2. Функция плазматической мембраны
Вариант №1
1.Перечислите известные вам естественные науки.
2. Назовите приборы, которые используют для научных исследований тел и веществ.
3. Муха, страус, летучая мышь, гепард обитают в:
1. Грибы относят:
А- к самостоятельному царству
Б- к царству Растений
В- к царству Животных
Г- К царству Прокариот
1.Хранителем наследственной информации в клетке является (-ются)
А) рибосомы В) хромосомы
Б) аппарат Гольджи Г) клеточный центр
2. Защиту внутреннего содержимого клетки обеспечивает
Вариант №1
1. Допишите предложения.
В состав живых организмов входят следующие органические вещества: