Биология – наука, изучающая строение, функции, образ жизни одноклеточных и многоклеточных организмов и вирусов. Биология делится на ряд частных наук, примерами которых служат ботаника, зоология, анатомия, экология, эволюция и др. Знакомство с биологией вы начинаете с ботаники – науки о растениях. Самыми распространенными и совершенными на Земле являются цветковые растения.
Ускорить выход растений из состояния глубокого покоя можно также с помощью теплых (35–40 °С) ванн.
Для опыта нужны побеги растений, находящиеся в глубоком покое, термос.
Для опыта нужен корнеплод свеклы столовой, 3 пробирки, штатив, термометр (на –25 °С), лед, поваренная соль, мешалка для льда.
Для опыта нужны ветки липы мелколистной или березы бородавчатой, раствор Люголя.
Осенью запасной крахмал скапливается в виде крахмальных зерен в живых клетках древесины, сердцевины. Убедитесь в этом, расщепив старую ветку и обработав ее раствором Люголя. Интенсивность синего окрашивания зависит от количества крахмала в стебле.
Практическая работа выполняется коллективно с использованием учебника, с разъяснениями педагога.
Практические работы с инфузорией туфелькой - классика биологического образования.
Классическая практическая работа, которую предлагали учителя родителям наших учеников, бабушкам и дедушкам.
Оборудование: таблица «Строение растительной клетки»; каждому учащемуся – пластмассовый полупрозрачный пенал из-под фотопленки, 1 вишня (или пластилиновый шарик того же размера), 12–15 горошин зеленого цвета, 10–15 горошин черного перца, резиновый воздушный шарик, нитки, 50 мл киселя (крахмального клейстера).
Форма тела амебы постоянно меняется из-за образующихся на разных участках выпячиваний цитоплазмы, называемых псевдоподиями (ложноножками)...
Переход в состояние покоя – широко распространенный у растений способ переживания неблагоприятных условий. В покоящееся состояние переходят не только зимующие почки, но и семена большинства растений. Покоящиеся семена имеют много общего с покоящимися почками: большие запасы питательных веществ (3/4 всех семенных растений накапливают в семенах жиры в качестве запасного питательного вещества), уменьшение содержания воды, снижение обмена веществ.
1. Рассмотрите мукор, выращенный на куске белого хлеба под стеклянным колпаком.
Обратите внимание на тонкие белые нити – гифы и черные точки – спорангии.
2. Возьмите пинцетом немного гиф гриба, поместите на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
Эту работу можно проделать дома.
1. Осторожно надрежьте листья кочана у их основания, чтобы сохранить пазушные почки, отламывайте листья и обнажите кочерыжку до верхушечной почки, прикрытой мелкими бледно-зелеными листочками. Листья капусты можно использовать для приготовления пищи.
2. Поверните кочерыжку широкой частью вниз и укрепите ее над водой, налитой в литровую или трехлитровую банку так, чтобы она не погружалась в воду. Используйте для этого картон, проволоку или веревку.
1. Сделайте поперечный срез семядоли гороха (легче сделать поперечный срез сухого семени; в нем лучше видны клеточные оболочки).
2. Стружкообразный срез поместите в каплю воды на предметное стекло. Воду очень слабо подкрасьте раствором Люголя, для этого раствор Люголя берите не пипеткой, а препаровальной иглой, опуская ее в раствор вертикально, а в каплю воды на предметном стекле – горизонтально.
Разрушение межклеточного вещества (мацерация) приводит к разъединению клеток, отхождению их друг от друга. Размацерированные клетки можно увидеть в вареном картофеле, мякоти спелого яблока и арбуза, замороженных плодах. Мацерация ткани позволяет увидеть все особенности формы составляющих ее клеток – их длину, различные выросты и т.д., тогда как на срезах эти клетки нередко кажутся более или менее одинаковыми.
1. Приготовьте микропрепарат окрашенных лепестков цветков (лучше брать синие, фиолетовые, розовые лепестки).
2. Рассмотрите окрашенные лепестки цветков под микроскопом. Легко убедиться, что окраска зависит не от хромопластов, так как распределена по клетке равномерно.
3. Обработайте микропрепарат кислотой или щелочью.
Приготовьте микропрепарат для изучения лейкопластов.
1. На предметное стекло нанесите каплю слабого раствора сахара.
Слабый раствор сахара используется вместо чистой воды для того, чтобы лейкопласты не разбухали.
2. С нижней стороны листа традесканции виргинской снимите небольшой кусочек кожицы.
3. Положите кожицу в каплю слабого раствора сахара и накройте покровным стеклом.
1. Обесцветьте лист элодеи кипячением и обработкой горячим спиртом.
Вместо этилового спирта можно использовать изопропиловый (средство «ИПС» для чистки стекол), в крайнем случае применить вместо спирта ацетон, но тогда лист не кипятить, а лишь нагреть на водяной бане, прикрыв неплотно крышкой или ватной пробкой. Поблизости не должно быть открытого огня. Листья, обесцвеченные в ацетоне, становятся хрупкими, ломкими. Их надо расправить и перенести в водный раствор йода быстро, не давая им высохнуть.
1. Лист элодеи поместите на предметное стекло в каплю воды.
2. Накройте покровным стеклом.
3. Рассмотрите срез листа элодеи. Микропрепарат должен быть ярко освещен. Что наблюдаете? Сделайте рисунок.
4. Лист элодеи поместите на предметное стекло в каплю слабого раствора питьевой соды.
В лунки предметных стекол Ранвье внесите по капле раствора сахара различной концентрации (5%, 25%, 40%), после чего на этот раствор нанесите кисточкой цветочную пыльцу.
Края лунки предметного стекла обмажьте вазелином и накройте покровным стеклом.
Рассмотрите препарат при большом увеличении.
Зарисуйте исходное состояние пыльцевых зерен в сахарном сиропе различной концентрации.
1. Рассмотрите корешок невооруженным глазом. Найдите на конце корешка корневой чехлик, а выше корневого чехлика – выросты в виде пушка – корневые волоски.
2. Отделите пинцетом корень (не менее 1 см).
3. Положите корень на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.