Знаев

Урок биологии

Грамотеи

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Сила знаний

 

Культура играет важную роль в жизни человека и общества. Ценностное отношение к культуре и ее истории закладывается на ранних ступенях образования ребенка, однако, как показывает практика, в школе на уроках истории блоку вопросов культуры не уделяется должного внимания. Учи­теля в основном однотипно подходят к выбору методики преподавания — как правило, это лекции учителя и сообщения учащихся. Длинные перечни имен и фактов в параграфах учебников почти не сообщают новой информации уче­никам. К тому же анализ результатов итоговой аттестации в разных классах по­казывает, что уровень ответов на вопросы по истории культуры один из самых низких. Между тем именно в 5 классе закладываются основы преподавания истории, формируется интерес школьников к этому предмету на долгие годы.

В связи с этим сегодня идет поиск эффективных методов и приемов препода­вания блока культуры на уроках истории. Здесь следует обратить внимание на проектную деятельность, которая на данный момент рассматривается как один важнейших методов обучения в контексте внедрения ФГОС нового поколения.

Проектная деятельность — это такая форма организации образовательной деятельности школьников, основанная на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и учащихся в ходе поэтапной практической деятель­ности по достижению намеченных целей.

В последние годы метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Среди них работы Н. Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, Н.Ф. Яковлевой, В. В. Вяземского и др. Однако потен­циал использования проектной технологии в изучении вопросов культуры рас­сматривается главным образом учителями-практиками и в основном в рамках конкретных методических разработок, а не теоретических работ.

Целью исследования является выявление потенциала и эффективных спо­собов и форм организации проектной деятельности школьников 5 класса в из­учении вопросов культуры.

Мы проанализировали методический аппарат учебников по истории Древ­него мира за 5 класс с точки зрения предлагаемых в них заданий по блоку куль­туры, направленных на организацию проектной деятельности обучающихся. Так, в конце учебника A.A. Вигасина, Г.И.Гидера, И.С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» и рабочей тетради для про­ектов и творческих работ предложены 5 про­ектов по культуре. Можно выявить следующие их особенности: данные проекты в большей мере информационные; конечными продуктами являются презен­тации, сочинения, сообщения; не уделено внимание формированию коммуника­тивных УУД. Т. е., на наш взгляд, эти проекты достаточно однотипны и не всегда учитывают возрастные психолого-педагогические особенности пятиклассников. В то время как психологи и педагоги отмечают, что в этом возрасте очень продук­тивны игровые формы на уроках, эффективной оказывается кооперация детей, вместе решающих одну проблему. При этом повышается интеллектуальная ак­тивность, лучше усваивается учебный материал, развивается саморегуляция.

Мы предлагаем следующие проекты по блоку культуры в рамках препода­вания истории Древнего мира в 5 классе, которые учитывают психолого-педа­гогические особенности пятиклассников.

Проект «Звери в пещере» осуществляется в рамках урока «Возникновение искусства и религиозных верований» на втором его этапе после того, как класс познакомится с тем, где и когда была найдена пещерная живопись, ее сюже­тами и цветовыми особенностями. При выполнении проекта учащиеся пробуют себя в роли первобытного художника, работая на новом материале — кальке.

Смяв в реке ее кусок можно отметить, что она имитирует стены пещеры. Они рисуют шерстистых носорогов, бизонов, оленей и сцены охоты. В результате оформляется выставка готовых рисунков.

Проект «Искусство Древнего Египта» направлен на то, чтобы познако­мить учащихся с достижениями в искусстве, выяснить, каковы черты архитек­туры, живописи и скульптуры, развивать умение выделять нужное и главное, осуществлять работу в группах, анализировать и аргументировать свои рассу­ждения, обобщать и делать выводы. Продуктом проектной деятельности будет являться таблица «Особенности искусства в Древним Египте» и разработка макета памятника искусства.

Проект «В афинском театре». Его целью является поставить мини-спектакль на основе древнегреческого мифа с использованием масок, и тем самым пока­зать различия двух основных видов представлений в театре — комедии и тра­гедии. В классе учащиеся делятся на группы драматургов и актеров, художников, критиков. Актеры и драматурги делятся еще на две группы для того, чтобы одни на основе предложенного фрагмента текста сочинили пьесу-трагедию, а другие пьесу-комедию для греческого театра; задание для художников — придумать и сконструировать маски для пьесы-трагедии и комедии; задание для критиков — проанализировать мини-спектакль. В завершении ролевого проекта произво­дится сравнительный анализ древнегреческого театра и современного.

Как показала проведенная в ходе практики апробация, использование раз­работанных выше проектов в общеобразовательной школе встретило большой интерес у учащихся, уроки в такой форме эффективней и продуктивней, новый материал усваивается лучше, чем при изучении в традиционной форме. К тому же данные проекты направлены на формирование всех четырех видов УУД.



Поиск

Тетрадкин Град

Школярик

Поделиться

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru