Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функция УУД – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Целью преподавания курса ОБЖ в школе является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.
Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ — предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. Повысить престиж предмета может только учитель — своей эрудицией, неравнодушием. Если мы сами не считаем свой предмет второстепенным и относимся к нему со всей важностью, то и дети, и родители начинают так считать.
Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к урокам ОБЖ перед нами, учителями, стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для обучающихся разного уровня. С другой стороны современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Я пришла к такому выводу, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Решение этих задач традиционными средствами на уроках ОБЖ затруднительно.
В настоящее время самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это и презентации, и тесты, которые очень нравятся детям.
Я считаю, что разные способы организации познавательной деятельности обучающихся на уроках активизируют процесс овладения учащимися культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения.
Большинство предлагаемых учителям методических форм допускает возможность использования творческих заданий преимущественно в устном варианте, но вполне допустим и письменный вариант. Все тематические игры рассчитаны на взаимное творчество, совместный поиск решения, что позволяет обеспечить более высокий эффект изучения азов безопасности детьми.
При подготовке и проведении уроков я стараюсь использовать нетрадиционные формы повторения, закрепления и обобщения изученного на уроках, помочь обучающимся в приобретении прочных знаний и практических навыков по оказанию первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях, по вопросам профилактики личной безопасности и здорового образа жизни.
С учётом особенностей познавательных процессов применяют следующие методы: использую такие приёмы учебной деятельности:
- синтез (составление задач, кроссвордов, чайнвордов и т.д.);
- задания на время;
- презентации;
- анализ;
- логические, нестандартные задания;
- задания на поиск ошибок и др.
Все люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков и на это тоже следует обращать внимание. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. От него можно требовать быстрого ответа на поставленный вопрос и в работе с ним целесообразно использовать схемы, таблицы, наглядные пособия; самостоятельную работу с текстом. Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает, слушая, лучше использовать беседы, рассказ, устное объяснение, больше времени и терпения со стороны учителей и домашних. Он помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. Кинестетики предпочитают медленную скорость изложения материала и выполнение работы практического характера. На уроке представляю информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Именно во время проведения нестандартных уроков осуществляется работа всех каналов восприятия. Каждый урок, на мой взгляд, должен быть так построен, содержать в себе такие задачи, чтобы обучающийся чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем. Познавательная активность школьников на уроке возрастает, если это урок нестандартный.
Опыт использования в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов, показал успешность усвоения и реализации программы по основам безопасности жизнедеятельности с 5 по 11 класс.
При использовании творческих заданий для их эффективного воздействия на УУД обучающихся учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:
- творческие задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока – они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением нового материала и т.д.,
- творческие задания можно применять, подбирать по каждой теме предмета,
- решением творческих заданий можно заниматься в домашних условиях,
- ограниченное количество по предметам вызывает необходимость организации внеклассной работы с широким использованием занимательного материала,
- важен последовательный переход от простых задач к сложным,
- учитывать индивидуальные качества обучающегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности,
- при неправильном поиске ответа учитель должен дать обучающему правильное направление решения, контролировать ход решения, но не говорить сразу же правильный ответ,
- после решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова.
При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность обучающихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы, чаепитие и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться».
В высыпающемся меню Вы найдете рабочие материалы к урокам ОБЖ в 5 - 7 классах.