Задание №1.
В первой главе романа «Преступление и наказание» автор пишет о Раскольникове: «…он менее всего стыдился своих лохмотьев на улице…», «…не стыд, а совсем другое чувство…охватывало его…». А во второй главе мы читаем, что и Мармеладов не стыдится своего падения: «Ничего-с! Сим покиванием глав не смущаюсь…»
О чем свидетельствуют эта близость чувств Раскольникова и Мармеладова?
Задание №2.
«Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда.… Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника. Молодой человек несколько раз потом припоминал это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию» - так рассказывает автор о встрече Раскольникова с Мармеладовым.
Чем заинтересовал его Мармеладов?
Задание №3.
Мысли Раскольникова о преступлении автор называет «мечтой». Совместимы ли понятия «преступление» и «мечта»? Почему автор именно так определяет замысел своего героя?
Задание №4.
Логически и нравственно Раскольников был готов к преступлению («…весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен:…и сам в себе он уже не находил возражений»).
Почему же Достоевский подчеркивает, что преступление совершилось как бы помимо воли самого Раскольникова. «Никак он не мог, например, вообразить себе, что когда-нибудь он кончит думать, встанет и – просто пойдет туда…»?
Задание №5.
«И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!..» - эта мысль мелькнула в уме Раскольникова, вошедшего в комнату старухи- процентщицы.
Почему Раскольников в этот момент вспоминает о солнце?
Задание №6.
С какой целью Достоевский рассказал о сне (5-я гл., первая часть) и грезах Раскольникова накануне преступления (6-я гл., часть вторая)?
Задание №7.
В первых шести главах романа Достоевский несколько раз дает зарисовки пейзажа, интерьера и внешнего вида своих героев.
Найдите эти фрагменты текста и объясните их роль в романе.
Задание №8.
Во 2-й главе второй части романа так описаны чувства Раскольникова:
«Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные… Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если б кто-нибудь с ним заговорил…»
К какому выводу подводит читателей автор, рассказывая об этом состоянии Раскольникова?
Задание 9.
Пожилая купчиха и ее дочь пожалели Раскольникова, когда его хлестнул кнутом кучер. Раскольников бросает в воду двугривенный, который они ему дали: «Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему казалось, что он как будто ножницами отрезал себя ото всех и всего в эту минуту».
Какая связь между двугривенным и этим чувством Раскольникова?
Задание №10.
Почему в романе так много «желтого цвета»? Какую роль этот цвет играет в идейном содержании? Проанализируйте сцены описания интерьера комнат Раскольникова, Алены Ивановны, Сони Мармеладовой; лица-портреты Катерины Ивановны, старухи-процентщицы.
Задание №11.
Объясните фразу Раскольникова (конец 2-й главы, часть вторая): «Ко всему –то подлец-человек привыкает!»
Относит ли Раскольников эти слова к самому себе?
Объясните противоречие: перед тем, как в голове Раскольникова пронеслись жестокие мысли о «подлеце-человеке», он оставил почти все свои последние деньги Мармеладовым.
Зачем же он сделал добро, если считает, что человек-подлец?
Задание №12.
В 7-й главе второй части романа Раскольников, выйдя из квартиры Мармеладовых, чувствует неожиданный прилив сил: «Гордость и самоуверенность прибывали в нем каждую минуту…»
Чем вызвано это? Как вы относитесь к Раскольникову в эти мгновения?
Задание №13.
Сцена встречи Раскольникова с матерью и сестрой (конец 7-й главы второй части, начало 1-й главы третьей части).
Объясните состояние Раскольникова: «Обе бросились к нему. Но он стоял как мертвый; невыносимое, внезапное сознание ударило в него как гром. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли».
Задание №14.
Сцена второго разговора Раскольникова с Соней (4-я глава пятая часть), когда он сознается в преступлении.
Как относится Раскольников к самому себе и к своей «теории»?
Задание №15.
Почему Раскольникову, почувствовавшему любовь Сони, стало еще тяжелее:«…ему стало вдруг тяжело и больно, что если его так любят…»?
Задание №16.
Достоевский в романе хотел показать, что смирение, самопожертвование, религиозность – это черты всего русского народа.
Какие образы романа воплощают эту идею?
Сопоставьте мнение Достоевского о русском народе с оценкой народного характера, данной Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
Задание №17.
Соня читает Раскольникову из Библии сцену воскрешения Лазаря.
Почему именно этот фрагмент читает Соня неверующему Раскольникову? Каков смысл этого эпизода в идейном замысле, композиции романа?
Задание №18.
Во всех частях романа звучат «голоса» героев – страстные диалоги, монологи. В эпилоге преобладает авторская речь.
Почему именно этот прием изображения возрождения Раскольникова избрал писатель. Почему авторский «голос» вытеснил «голос» героев»?
Задание№19.
Оценивая эпилог «Преступления и наказания», литературовед В. Шкловский писал, что Достоевскому пришлось договаривать свое произведение, заканчивать его эпилогом.
Как вы понимаете эту оценку?
Задание №20.
Мы понимаем, что индивидуалистический бунт Раскольникова порожден социальной несправедливостью. Мы соглашаемся с Достоевским, когда он осуждает индивидуализм бунтарства, бесчеловечность идеи Раскольникова. Но можем ли мы согласиться с писателем, когда он противопоставляет «теории» Раскольникова «правду» Сони?
Задание №21.
В 1949 году А. Зегерс, создавая роман «Мертвые остаются молодыми», опиралась на роман Достоевскогов разоблачении фашизма.
Какие идеи «Преступления и наказания» вскрывают бесчеловечность фашистской идеологии? (Учтите, что Достоевский написал роман «Преступление и наказание» в XIX, когда идеологии фашизма еще не существовало.)