Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
В основе обучения лежит компетентностный подход, связанный с формированием ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность. Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексный и лингвостилистический анализы текста, сочинение-рассуждение, редактирование текста, различные виды диктантов, работа с текстами-миниатюрами, различные игровые ситуации.
Особое внимание следует уделять такому виду работы, как комплексный анализ текста. Тексты стараюсь подбирать такие, чтобы они были интересными с точки зрения орфографии, содержали различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других признанных мастеров слова.
Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. Вот примерный план анализа текста любого типа речи:
Выразительное чтение текста.
Словарная работа.
Тема текста.
Идея текста.
Тип текста.
Стиль текста.
Выразительные средства речи и их роль.
Работая с текстами-миниатюрами, сравнивая два текста, ученики через восприятие и понятие текста идут к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития внимания, мышления учащихся. Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе. Изучая тему «Назывные предложения», которая является завершающей в разделе «Односоставные предложения», учащиеся работают с предложенным текстом (текст спроецирован на экран и у каждого ученика лежит на столе):
«Проснувшись и взглянув в окно П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!
И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. Услышав раз никогда не забудешь их. Смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».
Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы:
— Действительно ли это текст? Докажите.
— К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?
— Какие слова помогают описать красоту природы?
Затем учащиеся выполняют следующие задания:
Расставить в тексте знаки препинания.
Найти в нём все односоставные предложения, выписать их, определив вид предложения.
Озаглавить текст назывным предложением.
После этого демонстрируются слайды с изображением зимних пейзажей.
Вопрос: «Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины? Могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?»
В заключение предлагаем учащимся побыть в роли творцов слова: опираясь на текст, с которым они только что работали, ребята сами сочиняют небольшой текст, используя односоставные предложения. Данную работу они выполняют под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Такая работа не только развивает навыки анализа предложенного текста, создания собственного текста, но и воспитывает чувства, будит в душах детей любовь к прекрасному. К тому же это органичный элемент интеграции живописи, музыки и слова.
В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете интересные методические разработки и дидактический материал по указанной теме.