Словарный запас наших учеников постоянно расширяется вне школы (общение со взрослыми, чтение книг и газет, просмотр кинофильмов, слушание радио- и телепередач) и в школе (общение с учителями и одноклассниками, изучение любого учебного материала). Каждый предмет дает возможность детям овладеть специальной лексикой и фразеологией. Но особую роль в обогащении словарного запаса учеников играют уроки русского языка, на которых планомерно ведется работа над общеупотребительными словами, относящимися к различным лексико-семантическим группам.
На своих уроках я старюсь ставить такие цели: во-первых, разъяснять незнакомые детям слова, следить за точным употреблением слов; во-вторых, развивать у детей умение употреблять слова в зависимости от стиля и типа речи; в-третьих, заменять диалектные и просторечные слова на эквивалентные им единицы современного языка.
Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся определяется:
1) лексикой упражнений учебников;
2) текстами изложений;
3) необходимостью использовать определенную лексику в сочинении на заданную тему;
4) работой со словарями.
Кроме того, особенно в 5-м классе детей необходимо заинтересовать – только интерес гарантирует успех в работе. Мне помогла в этом книга В.Н. Светлышевой и О.А. Давыдовой “Русский язык. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5–7-е классы”.
Как я с ней работаю? Что помогло заинтересовать пятиклассников? Как происходит обогащение словарного запаса детей? На все эти вопросы я попытаюсь ответить. Суть работы состоит в следующем: из сборника я беру тексты вместе со словами для справок и дополняю их заданиями. Рассмотрим пример.
Текст 1
НАСТУПЛЕНИЕ ГРОЗЫ
Приближался вечер, а вместе с ним в неподвижном воздухе чувствовалось томительное созревание грозы. Она ниоткуда не шла, она как бы сама собой зарождалась над амфитеатром города, среди мечетей и минаретов. Когда со скрежетом поползла вверх стопудовая якорная цепь, а затем перегруженный пароход осел ниже ватерлинии и стал медленно поворачиваться на рейде, солнце уже потонуло в грозовых тучах. Сделалось так темно, что в каюте и салонах зажгли электричество. Из люков дохнуло горячими запахами кухни и машин.
Слова для справок:
Ватерлиния – линия по борту, до которой судно погружается в воду при нормальной осадке.
Рейд – водное пространство у морского берега, удобное для стоянки судов.
Каюта – отдельное помещение на судне.
Амфитеатр – в Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом.
Мечеть – мусульманский храм.
Минарет – башня при мечети, из которой муллы призывают на молитву.
Это один текст из семнадцати (по количеству учеников в классе). Задание написано на доске для всех одно, а тексты у ребят разные. На следующем уроке происходит обмен текстами, таким образом один и тот же ученик знакомится со всеми текстами.
Задания могут быть разными, например, при повторении спряжения глаголов задание может быть таким: Выпишите из текста 5 любых глаголов, определите их спряжение, к каждому глаголу подберите по 1–2 однокоренных слова.
На обратной стороне листа с текстом ученик пишет свою фамилию и имя, чтобы на следующем уроке ему не попался этот текст.
В самом начале работы обращаем внимание детей на то, что слова, которые объясняются после текста, надо постараться запомнить, т.к. в конце работы каждый обменивается текстом с соседом по парте, чтобы проверить друг друга.
|
Худ. Г.Самойлов |
У такого вида работы много преимуществ:
1) за несколько уроков один ученик получает возможность поработать со всеми текстами;
2) работа с текстом позволяет ученику расширить свои знания;
3) словарный запас пятиклассников пополняется не только современными, но и устаревшими словами. Кроме того, ученики знакомятся с лексическими средствами выразительности русского языка;
4) возникает чувство гордости за то, что сосед по парте делает текст, с которым “я работал первый”;
5) повышается концентрация внимания, т.к. не все пятиклассники могут правильно списать текст с образца;
6) повышается орфографическая и пунктуационная грамотность учеников.
В качестве средства контроля можно выбрать словарный диктант. Контроль проводится только в конце работы с блоком текстов, когда каждый ребенок поработал со всеми текстами.
Опыт показал, что дети охотно включаются в работу. Увидев в моих руках тексты, ребята кричат: “Ура! Опять с текстом работаем!”. Из ответов на вопрос, почему им так нравится этот вид работы, я узнала, что при такой работе дети узнают много новых слов.
Думаю, аналогичную работу можно проводить в любом классе школы, а опытный учитель найдет способ подобрать нужные тексты и разработать к ним свою систему заданий.
Привожу примеры текстов со словами для справок.
Текст 2
РУССКАЯ МЕРА
Золотник – русская единица веса. Известна она на Руси с древнейших времен. Само название говорит о ее связи с золотом. Действительно, произошла эта единица от золотой византийской монеты – динария, весившего около четырех граммов.
Золотник составлял одну девяносто шестую часть фунта.
Золотниками измерялся вес золотых изделий и таких привезенных издалека товаров, как чай и перец. Недаром существовала пословица “Мал золотник, да дорог”.
Слова для справок:
Время – слово из старославянского языка. Исходное значение – “возвращение, чередование дня и ночи”.
Чай – слово, позаимствованное из тюркского языка в XVIII веке.
Золотник – русская единица веса, девяносто шестая часть фунта.
Текст 3
НЕБЫЛИЦА КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ
Тайфун потрепал нас изрядно. Пришлось заново проконопатить борта, поставить новый рангоут и такелаж. Пришлось потрудиться на славу. Но зато все поправили. А с мачтой так просто шикарно все уладилось: выбрали небольшую пальмочку, выкопали ее вместе с корнями и поставили целиком. Сверху укрепили вантами, а в трюме насыпали земли, полили, и поднялась наша мачта.
Слова для справок:
Рангоут – надпалубные части оборудования судов.
Такелаж – приспособления из тросов и цепей для подъема грузов.
Ванты – снасти, которыми укрепляется мачта с бортов.
Трюм – пространство между нижней палубой и днищем судна, предназначенное для размещения груза.
Текст 4
СЛОВА-СВИДЕТЕЛИ
В Хамовниках, большом районе Москвы, рядом с современным Комсомольским проспектом, жили ткачи, вырабатывавшие хам – так называлось суровое полотно, которое шло на изготовление скатертей и покрывал. Вся их продукция поступала в государственную казну. По Кадашевской слободе получили свое название Кадашевские переулки и Кадашевский тупик. Когда-то эту слободу населяли мастера-кадаши, которые изготавливали кадушки и бочки.
Слова для справок:
Переулок – небольшая, обычно узкая улица, соединяющая собой две другие.
Проспект – большая широкая и прямая улица.
Тупик – улица, не имеющая сквозного проезда и прохода.
Улица – два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда.
Текст 5
ЗАЧЕМ ТРАКТОРУ ГУСЕНИЦЫ?
Стальная гусеница – это дорожка без начала и без конца. Трактор сам для себя ее расстилает и едет по ней. С двумя такими переносными стальными дорожками трактор не увязнет ни в снегу, ни в песке, ни в болоте. Стальные гусеницы составлены из многих частей, которые называются траками. Поэтому машина именуется трактором.
А в ткацком станке работает челнок. Он снует между продольными нитями, протягивая сквозь них нитку.
Сердце атомной станции – котел, где рождается могучая энергия.
Слова для справок:
Гусеница – у тракторов и танков: замкнутое полотно, охватывающее колеса. Состоит из отдельных звеньев.
Челнок – в ткацком станке: овальная колодка с накрученной внутри ниткой.
Котел – металлический сосуд для нагревания воды; закрытая емкость для превращения жидкости в пар.
Текст 6
КВАРТЕТ
В музыке квартетом называют ансамбль из четырех музыкантов или певцов. Наиболее распространен струнный квартет. Возник он еще в XVIII веке, когда музыканты-любители собирались по вечерам и играли вместе. Бывают разнообразные вокальные квартеты, в которых звучат сопрано, альт, тенор, бас.
Квартетом называют и музыкальное произведение для четырех исполнителей. В сокровищницу мировой музыки входят квартеты В.Моцарта, Л.Бетховена, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича.
Слова для справок:
Альт – низкий женский или детский голос.
Сопрано – наиболее высокий женский голос.
Тенор – высокий мужской голос.
Бас – самый низкий мужской голос.
О.В. НИЛОВА,
школа № 1,
г. Тверь