Решение проблемы генезиса культуры возможно лишь в рамках осмысления генезиса общественной жизни в целом. В литературе проблема генезиса человеческого общества обычно рассматривается в двух основных аспектах – антропогенетическом и социогенетическом. Однако важно выделять и ее третий аспект – культурогенетический. Антропогенетический аспект выражает проблему формирования человека современного типа, социогенетический – становление человеческого общества, а культурогенетический – возникновение культуры. Единство трех аспектов может быть выражено понятием «системогенез человеческого общества».
Сама объективная логика жизни заставила предков человека изготавливать орудия труда, поскольку от этого зависело их физическое существование. Труд человека начинается с изготовления орудий труда. В свою очередь труд явился определяющим фактором возникновения человеческого общества и присущего ему типа организации.
Говоря о первобытной культуре, мы имеем в виду развитие как материальной, так и духовной культуры. Одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнем, изобретение орудий труда – все это проявления первобытной культуры. Но одновременно с названными проявлениями первобытная культура – это и зачатки рациональных знаний, становление первобытного искусства, зарождение ранних форм религии, формирование мифов.
Поскольку в обществе еще не произошла дифференциация структур, постольку и культуру отличал синкретизм, т. е. слитность, неразличимость многих явлений и процессов.
Одним из крупных шагов в дальнейшем развитии культуры явилось возникновение искусства. Искусство – это выражение образа, запечатление его в звуке, телодвижении, материальном субстрате. Произведения первобытного искусства отражают не только предметы, явления окружающего мира – в них запечатлились эмоциональные состояния человека.
Мышление первобытного человека имело свои особенности. Среди них – эмоциональность, антропоморфизм, т. е. уподобление мира человеку, слитность образа вещи с самой вещью (синкретичность), неразличие «я» и «мы», отсутствие осознания своей самобытности (саморефлексии). Центральное место в мировоззрении человека первобытного общества занимали мифы.
Исследователи отмечают множество трактовок как понятия «мифология», так и собственно понятия «миф». Например, мифология понимается как форма творчества, фигурирующая в сфере литературы или идеологии, а мифы – литературные памятники, вариант фольклора или идеологемы. Дж. Фрэзер представлял миф как слепок магического ритуала. Наконец, мифологию можно рассматривать как форму постижения бытия. Постижение – это не только получение знаний, но и психологическое их восприятие. Поэтому и миф – не просто жанр, мировоззрение, но и мирочувствование, некоторая цельность восприятия. Мифология не была результатом познания как особой рефлексивной деятельности. Мифология – это, прежде всего, нормативное творчество, демонстрация тех образцов поведения человека, которые носят характер обязательности. Миф конституирует образ жизни локального коллектива в качестве мирового жизнеустройства.
Рассмотрим некоторые древнейшие культуры мира. Это культуры Древнего Египта и Западной Азии.
Одна из величайших цивилизаций человечества – древнеегипетская – сложилась в эпоху неолита в Северо-Восточной Африке в долине Нила. История Древнего Египта ведет свое начало с Древнего Царства (2900–2270 гг. до н. э.) до Нового Царства (1555–1090 гг. до н. э.). Отличительными чертами культуры Древнего Египта были наглядность и предметность. Жизнь Египта определяли разливы Нила: их опоздание грозило неурожаем и голодом. Религиозные гимны воспевали поклонение Нилу. Потребность в искусственном орошении повлияла на развитие инженерного дела, строительного искусства, точных наук (геометрии, алгебры, астрономии). Наблюдение за разливами Нила легло в основу создания в IV тыс. до н. э. древнеегипетского календаря. Необходимость в четкой организации земледельческого хозяйства привела к сложению письменности, основу которой составили иероглифы, дополненные рисунками-пиктограммами.
Китайская культура является одной из самых древних, сохранившейся и по сей день. Народ Китая сумел сберечь свои национальные и культурные традиции. Специфика древнекитайской культуры во многом следовала из принципов организации древнекитайского общества: общинное землевладение, установка на сохранение существующего порядка в обществе, растворение личности в социальной ячейке, ритуализация и бюрократизация общественной жизни. Система обязательных и общепринятых норм поведения в Древнем Китае была особенно жесткой. Этико-ритуальные принципы и соответствующие им нормы поведения были выдвинуты на первый план и явно гипертрофированы. Специфика культуры Древнего Китая частично обуславливалась и тем, что значительно удаленный от других центров древней цивилизации Китай на протяжении всей своей многовековой истории ни разу не подвергался таким кардинальным переменам религиозно-культурного и социально-политического характера, какие испытывали цивилизации Ближнего Востока.
На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и ремесла наиболее характерны гончарное дело (на базе которого развивалась выделка фаянса и фарфора), обработка дерева, плетение циновок, корзин, прядение и ткачество (в частности, шелкоткачество). В плодородных долинах реки Хуанхэ и ее притоков жили племена, занимавшиеся земледелием. Древнейший тип керамики (V–III тыс. до н. э.) был назван учеными по месту первых находок – Яншао. Искусно сделанные вручную или на гончарном круге, они поражают правильностью форм и красотой оттенков – от густо-красного и коричнево-лилового до лимонно-желтого. На верхнюю часть сосуда наносили орнамент, каждый элемент которого имел символическое значение. На основе условных знаков орнамента возникла древнекитайская пиктография (рисуночное письмо), которая, в свою очередь, стала основой иероглифического письма.
Философия в Китае возникает в конце третьего периода в истории Древнего Китая («отдельные государства») и получает свой наивысший расцвет в период Чжаньго («борющиеся царства», 403–221 до н. э.). В те времена существовали шесть основных философских школ: конфуцианство; моизм; школа закона (легизм); даосизм; школа «инь-ян» (натурфилософы); школа имен. При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Древнекитайская философия была малосистемна.
Родоначальник древнекитайской философии – Кун Фу-цзы (Конфуций). Главное его произведение – «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Это сборник в основном нравственных поучений, поэтому в центре внимания конфуцианства – взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Его социальные идеалы относились к прошлому. Но, безусловно, главное в учении Конфуция – учение о нравственности. Среди употребляемых им понятий – «золотая середина», «человеколюбие», составляющие «правильный путь» (дао). «Золотая середина» – середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью, скупостью и расточительностью и пр. Основа человеколюбия – «жэнь» – почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям.
Человечество обязано этой культуре многими техническими достижениями (компас, сейсмограф, бумага, порох, живопись тушью, с помощью кисти, шелк и многое другое). Конфуцианско-даосистскую культуру относят к числу традиционных. Но этот традиционализм основывался на выявлении внутренних начал в человеке, на поиске основных законов миропорядка, уяснение которых послужило бы гарантией порядка в обществе. Незыблемость в противовес быстротечности, поверхностности – такова подоплека традиционализма этой культуры.
Именно в истоках мироздания ее представители видели и нравственные начала человека, и основы социального устройства. Поэтому обращение к ритуалам и традициям древности было воспринято как средство стабильности и процветания в обществе.
Индия – государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры.
Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н. э.
Веды относятся к числу древнейших литературных памятников (они начали формироваться в III-м тысячелетии до н. э.). «Веда» означает «знание». Собственно Веды – Самхиты, или сборники гимнов в честь богов. Самхиты – первый слой Вед. Второй слой – Брахманы. Они содержали мифологические, ритуальные и иные объяснения к самхитам. Третий слой – Араньяки (благочестивые размышления). Заключительный, четвертый, слой Вед (Веданта) назывался Упанишады, где было сформулировано сокровенное знание.
Самхит существует четыре: Ригведа (содержит гимны разным богам); Самаведа; Яджурведа (веда жертвенных формул) и, наконец, Атхарваведа (содержит более 700 заговоров на все случаи жизни). Мировоззрение, сформированное на основе Вед, было мифологично и многобожно. В Ригведе названы имена более трех тысяч богов. Эти боги – антропоморфны. Они олицетворяли явления природы, выступая скорее не их творцами, а организаторами. Основу культа составляли жертвоприношения, большое значение имели и магические обряды. Среди наиболее почитаемых богов ведического пантеона: Варуна (олицетворение ночного неба и правитель ночи), Митра (правитель дня), Индра (устроитель мира, громовержец), Сома (бог Луны и опьяняющего священного напитка).
Результатом дальнейшего развития ведической религии и брахманизма стал индуизм, сформировавшийся в I-м тысячелетии до н. э. От ведической религии индуизм унаследовал представления об иерархии неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами, авторитет Вед в качестве священных текстов (но снабдив их при этом многочисленными комментариями), а также учение о дхарме, карме и сансаре. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Центральное место в пантеоне богов занимает Тримутри (триединый образ, олицетворяющий творение мира, его существование и гибель) – Брахма, Вишну и Шива.
Исторически индуизм оформился в два основных направления – вишнуизм и шиваизм. В шиваизме наиболее почитаемое божество – Шива, главная его функция – использовать энергию на разрушение и воссоздание мира. Вишнуиты почитают бога Вишну, хранителя мирового порядка. Вишну является в мир в различных воплощениях: Рама и Кришна. Сочетание в Кришне божественной мощи и человеческой слабости привлекало к нему многих адептов. В современном мире существует «Международное общество сознания Кришны», в которое входит большое количество людей из многих стран.
Древнеиндийское название философии – «даршана». Характеризуя древнеиндийскую философию в целом, можно выделить ряд моментов. Во-первых, на нее сильное влияние оказали идеи религиозно-мифологического комплекса, где были сформулированы основные идеалы и ценностные ориентации индийцев. Во-вторых, характерны сосуществование разных школ, их умозрительность, слабая связь с наукой, традиционализм. В-третьих, преобладало идеалистическое видение мира, а вульгарный материализм здесь нередко сочетался со сверхидеализмом.
Выделяют следующие даршаны: веданта, миманса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака (локаята). Все их можно разделить на ортодоксальные, признающие авторитет Вед («астика»), и неортодоксальные, не признающие авторитета Вед («настика»). К неортодоксальным относилась чарвака (локаята).
Письменные древнеиндийские памятники стали известны на Западе в XVII–XVIII веках. Европейцев потряс открывшийся мир высокой духовности этой культуры. «Загадочность», «мистицизм», «сокровенность» – вот как говорили о ней европейцы. Гегель назвал ее «Грезящий дух». Карамзин, Никитин, Шиллер, Гейне, Гете, Гюго, Кант, Шопенгауэр, Гессе, Бальмонт, Верещагин, Н. Рерих и многие другие проявляли огромный интерес к этой культуре. Оценки же были во многом противоречивые – созерцательность, пассивность, застойность, с одной стороны, и восхищение, преклонение – с другой. Сторонники европоцентризма возражали даже против самого термина «цивилизация» применительно к Индии в древности, полагая, что все наиболее значительные достижения индо-буддийская культура получила под влиянием греко-римского мира.
Но существует и иная позиция – востокоцентризм. Ее сторонники преувеличивают роль восточной культуры в развитии мировой цивилизации и рассматривают Восток как единственный источник высших духовных достижений.
С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами. Большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы (бедуины). В середине I тысячелетия племена бедуинов переживали процесс разложения первобытнообщинных отношений. В ту пору через Западную Аравию проходил караванный путь, что привело к появлению таких городов, как Медина, Мекка, Таиф. Однако Иран захватил Йемен и установил свой контроль над торговлей, перекрыв торговые пути, идущие по этой территории. Караванный путь стал проходить только через Иран. Это обстоятельство, а также многочисленные набеги соседних государств и племен привели к упадку и разорению многих арабских племен. Необходимо было их объединение и создание арабской государственности. Такую задачу осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.
Основные положения мусульманской религии изложены в Коране (араб. – кур’ан, буквально – чтение). По представлениям мусульман, текст Корана создан самим Аллахом. Аллах передавал Коран Мухаммеду через ангела Джабраила отдельными откровениями. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, а при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), который был объявлен каноническим.
Текст Корана содержит 114 сур (глав), самые длинные суры помещены в начале книги, короткие – в конце, за исключением первой суры.
Содержание Корана состоит из проповедей, предписаний, регулирующих разные виды общественных отношений, в нем содержатся бытовые правила, нормы поведения. Основная часть Корана представляет собой полемику – диалог между Богом и противниками ислама. Многие сюжеты Корана – о сотворении мира, грехопадении, рае, аде и прочие – схожи с библейскими.
В исламе нет церкви как специального института, поскольку не признается какой-либо посредник между Богом и человеком. Богослужение может совершать любой член уммы (религиозной общины). Культ требует исполнения пяти столпов ислама. Так, молитва совершается на заре, в полдень, во второй половине дня, на закате солнца и с наступлением ночи. Молитве предшествует ритуал омовения. Священным местом для мусульман является мечеть.
В исламе существует обряд инициации (суннат), совершаемый над мальчиками 7—10 лет – обрезание крайней плоти.
Мусульманский культ представляет собой некий цикл, содержащий в себе суточные, годичные, т. е. соразмерные всей человеческой жизни, ритмы.
В шариате связаны в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь мусульман. Источником шариата и его составной части – мусульманского права (фикх) являются Коран и Сунна. Сунна – это сборник хадисов, т. е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал оформляться в VII веке.
В середине VII века в исламе оформились три направления: движение хариджитов, суннизм и шиизм. Суннизм представляет собой ортодоксальное направление, которое имеет большое количество приверженцев. Он распространен в Средней и Малой Азии, Закавказье, Поволжье, Сибири, на Урале, в Египте и Северной Африке. Почти 90 % мусульман относится к суннитам. В отличие от других направлений, в суннизме не возникали особые секты. Только в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты.
Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Шииты считали, что все суннитские халифы в свое время незаконно захватили власть и лишь потомки Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда) являлись бы законными правителями. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, традиционную мусульманскую обрядность, но в Сунне почитают лишь те хадисы, авторами которых являются халиф Али и его последователи. Шииты имеют собственные «священные писания» – ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али. У шиитов очень распространен культ мучеников. Особый праздник шиитов – шахсей-вахсей, именно в этот день был убит, по их верованиям, сын халифа Али имам Хусейн.
В историю мировой культуры значительный вклад внесла культура мусульманских стран, объединенных историко-культурными и художественными традициями, образом жизни, связанным с религией – исламом. Мусульманские страны достигли больших успехов во многих областях знания и творчества: в литературе и поэзии, философии и медицине, математике и астрономии, географии и истории.
Мусульманский мир создал новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий. Оригинальностью отличались и все виды декоративного искусства – от орнаментации зданий до украшения бытовой утвари. Мощный подъем характерен для художественных ремесел, расцвет которых пришелся на X–XV века. Благодаря активной переводческой деятельности арабов многие достижения античной философии и науки были сохранены на Востоке и переданы народам Европы.
Христианство возникло в Палестине в I веке до н. э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания скорого пришествия Мессии, греховности человека, отношение к собственности, организации общин. Как форма социального протеста против существующих общественных порядков, христианство получило быстрое распространение среди народов Римской империи. Христианство, в отличие от римской и прочих национальных религий, провозгласило равенство всех людей – это равенство в их первородном грехе. Оно породило надежду на переустройство мира, на освобождение от гнета и порабощения. Христианство дало отчаявшимся людям утешение.
Теологическая традиция христианства утверждает, что это учение даровано человечеству Богом в законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует, что христианство испытало сильное влияние со стороны иудаизма, древних восточных религий, философских идей античности. Это вовсе не значит, что христианство механически переносило эти идеи в свое вероучение. Усвоив достижения мировой культуры, оно творчески переосмыслило их, создав самобытное учение.
Само слово «Библия» означает «книги» (от греч. biblia, букв. – книги). Библию называют также Священным Писанием, Святым Писанием. Она представляет собой собрание древних текстов, канонизированных в иудаизме и христианстве. Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет стал создаваться по меньшей мере с XIII–XII веков до н. э. по II век н. э. Эта часть Библии признается и иудаизмом, и христианством.
Ветхий Завет включает 50 книг, условно делимых на Пятикнижие (Тора), пророческие (Набиим), исторические (Кетубим) книги и писания. До нас дошли несколько вариантов Ветхозаветного текста: «традиционный» («масоретский») текст на древнееврейском языке (священное писание иудаизма); Септуагинта (перевод Ветхого Завета на греческий язык); самаритянское Пятикнижие; Таргумы – перевод библейских книг на арамейский язык.
Мир христианской культуры имеет общие начала и принципы. Но вместе с тем он не един. Выделяются три основных направления христианства: православие, католицизм и протестантизм.
В 1054 году произошел крупный раскол христианства на восточную (православную) и западную (католическую) церкви. В свою очередь православие существует в качестве самостоятельных (автокефальных) церквей. Например, в настоящее время это Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Румынская, Американская и другие. Вместе с тем для всех этих церквей общим являются вероучение, культ, каноническая деятельность.
Христианство оказало и оказывает огромное влияние на мировую культуру. Особая ее роль обнаруживается в становлении европейской культуры, которая фактически есть христианская культура. Христианство впервые поставило личность выше природы и общества, заложив тем самым основы гуманизма. Свобода личности стала главной меркой для оценки природного и общественного порядка. Е. Спекторский, русский правовед и теоретик культуры, в своей книге «Христианство и культура» специальный раздел посвятил теме христианства и правовой культуры, где обосновал идею, что христианство создало основу для разработки проблемы естественных прав человека, а также выдвинуло мысль о правовом государстве, охраняющем права и свободы своих граждан и контролируемым ими.
Величайшей заслугой христианства является его универсализм: все люди одинаково равны перед Богом как носители образа Божия.
Первый этап в истории русской культуры – это древнерусская культура. «Древняя Русь» – общее название восточно-славянских княжеств IX–XIII веков. Однако часто под древнерусской культурой мыслится совокупность явлений, фактов материальной и духовной культуры, имеющих широкие хронологические рамки – от периода языческой Руси до XVII века.
По преданию, после потопа сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет разделили землю между собой. Север и запад достались Иафету, от его сыновей произошли славяне.
Словом «Русь» именовалась дружина киевского князя. Хотя точного объяснения этого слова до сих пор нет. Некоторые авторы считают, что так называлось варяжское племя, из которого вышли первые русские князья. В X веке Русью называли высший слой русского общества, в основном княжескую дружину. И лишь затем слово «Русь» стало употребляться как географическое название (в смысле «русская земля»). В XI–XII веках это слово приобретает еще одно значение – политическое. Оно стало названием государства.
Конец XVII-го – первая четверть XVIII века – эпоха петровских преобразований и реформ. Радикальные реформы правительственных учреждений, армии и флота, строительство новой столицы, реорганизация общественной жизни всех сословий – все это оказало большое влияние на культуру. В соответствии с потребностями времени получили мощный импульс архитектура и театр, литература и живопись, проповедничество и музыка. Пропаганда нового мироотношения требовала масштабных форм идеологического воздействия. Эту задачу решали триумфальные массовые празднества – «всенародные торжествования», посвященные победам русского оружия и другим знаменательным событиям государственной жизни.
Сложность и многозначность аллегорических композиций, барочный динамизм отличают искусство петровского времени. Вместе с тем все отчетливее проявляются черты иного стиля – рабочая деловитость, напряженный и организованный ритм строительства государства, рациональность и простота. Это проявилось в «голландских» постройках Петербурга, в реалистичности живописных портретов И. Никитина и А. Матвеева, в литературных жанрах, тяготеющих к документальности.
Поскольку этой теме посвящена обширная литература, перечислим лишь ряд моментов, характеризующих русскую культуру в данный период. Большую роль в философии, литературе играет обращение мыслителей к социальной проблематике. Во многих работах того времени даются «рецепты» переделки общества, предлагаются модели будущего развития страны. Указанная особенность во многом была связана со спецификой исторического пути России, который не укладывался ни в западную, ни в восточную схемы смены формаций, эпох. Социально-экономический строй России представлял собой своеобразное соединение элементов восточных, западных и собственных самобытных культур. Россия явно отставала в развитии цивилизации, быта, права от Западной Европы. Все это не могло не поставить перед русской интеллигенцией вопросы о том, каким путем должна пойти Россия в своем развитии, какие социальные преобразования необходимы, чтобы переделать «гнусную российскую действительность» (В. Белинский), к какому будущему должна стремиться Россия. Нет истории, которая так бы заботилась о завтрашнем дне, как русская, метко определил Г. Шпет.
Ситуация осмысления самобытности отечественной культуры, ее несводимости ни к западной, ни к восточной моделям развития усугубилась после Октябрьской революции 1917 года – произошедшие колоссальные изменения требовали анализа и оценки. Вместе с тем жесткая идеологическая монополия, сложившаяся в стране, обусловила достаточно односторонний подход к событиям, буквально переломившим ход развития русской культуры. В результате в стране сложились, с одной стороны, условия развития новых направлений культуры, а с другой – все они были сконцентрированы вокруг коммунистической идеологии. Иные же направления русской культуры на несколько десятилетий переместились в эмиграцию.
Исход из России огромного числа людей (по некоторым данным от 2 до 3-х миллионов) после Октябрьской революции 1917 года стал уникальным явлением в европейской истории; русская диаспора не только смогла на долгие годы избежать культурной ассимиляции, но и внесла свой вклад в отечественную и западную культуры. Философия эмиграции сохранила духовное единство с «материнской» культурой: недаром эмиграция видела свою особую миссию в сохранении и развитии русской культуры, в продолжении ее традиций.