Племя шло уже долго – выбиваясь из сил, то и дело в изнеможении опускаясь на землю, роняя из ослабевших рук копья и мешки из грубой кожи. Они передвигались так уже неделю – сначала бежали в панике, бросив стойбище, больных и стариков, а сейчас уже просто удаляясь – пока хватит сил, пока не надоест это тем, кто идет за ними по следу.
О том, что погоня близко, они узнают заранее – по этому странному, отвратительному звуку, который издают животные преследователей: отрывистому, словно кашляющему крику. Это не волки, о, это не волки, хотя они так похожи на них! Волки молчат. Они окружают добычу, сжимая круг в мертвенной тишине. Их глаза светятся желтым, а зубы скалятся в предвкушении пира. Но животные людей иные – они хрипло кашляют и странно машут хвостами; окружив добычу, не начинают ее терзать, а ждут, когда подбегут охотники. Они охраняют стойбища и не подпускают никого из чужаков. А вот сейчас они помогают людям изгнать чужое племя.
Интересно, что собак люди приручили в первую очередь – до всех остальных животных. И даже до начала целенаправленного возделывания сельскохозяйственных культур: пшеницы, ячменя, ржи и других. А это означает крах еще одной из самых известных теорий о происхождении собак от сытых и обленившихся волков. Согласно ей, первыми возле поселений земледельцев и скотоводов появились волки. Поначалу они по привычке задирали скот, но быстро поняли, что безопаснее питаться на свалках. Самые агрессивные особи вскоре были уничтожены, выживали только миролюбивые и человекоориентированные, которые со временем и превратились в знакомых нам собак.
Но почему все-таки именно волкособаки? Почему не кто-то из кошачьих или из других псовых? Все дело в требованиях, которые предъявляются к животным при одомашнивании (доместикации). Прежде всего, это должны быть стайные животные, которые существуют в условиях четкой иерархической структуры. Расхожий образ волка-одиночки – популярный миф, растиражированный массовой культурой. На деле волки не могут жить без стаи, а редкие волки-одиночки, как правило, больные животные или изгнанные из коллектива парии-отщепенцы.
Очень важный момент: доместикацией волкособак занимались только предки современных людей. Побочная и параллельная ветвь человечества, неандертальцы, то ли не знала о такой возможности, то ли не стремилась воспользоваться ею. Во всяком случае, на их стоянках не найдено никаких свидетельств совместного проживания с псовыми. Может быть, именно в этом и кроется причина того, что неандертальцы не выдержали конкуренции с людьми и вымерли?
Известно, что неандертальцы совершали набеги на стоянки людей, во время которых похищали еду и орудия труда. Они умели создавать копии орудий, но их легко отличить от оригиналов: грубые и плохо собранные, они служили не очень долго. Поэтому неандертальцы предпочитали пользоваться ворованными вещами.
Великая тайна приручения собак состоит не в том, как это происходило и какие именно виды стали предками современных собак, а в том, кто был инициатором этого действа. Да, априори таковыми считают людей – как якобы более разумный и доминирующий вид. Однако не стоит забывать, что подобное представление основано на современном состоянии дел, когда человек находится на вершине иерархии человеческо-собачьей стаи. Никто не гарантирует, что так было и 20 тысяч лет назад. И может быть, это не человек приручил собаку, а, наоборот, собака позволила думать, что ее приручили? Возможно, первые волкособаки верно угадали расстановку сил в эволюционной битве и заняли правильную сторону. И они умело манипулировали людьми, позволяя им считать себя главными, но при этом считаться с требованиями собак.
– Ты должен выстроить на этом участке дворец для моей черной птицы, – приказал повелитель.
– Но, о высший, у меня на это нет ресурсов, и я не имею ни малейшего представления о том, как он должен выглядеть! – правитель города был раздосадован таким неожиданным приказом, но старался не подавать виду.
– Ты построишь его с нашей помощью. Тебе все объяснят. От тебя необходимо только достаточное количество рабочих, – повелитель был непреклонен.
Шумерская цивилизация концентрировалась в агломерациях – городах-государствах. Это были крупные центры, окруженные поселениями и городами меньших размеров. Самыми значимыми из них были Ур, Эшнунна, Ниппур, Шуруппак, Умма, Сип-пар, Киш, Урук и Лагаш.
Последний был огромным городом, расположенным на юго-западе страны. Это был, судя по всему, крупнейший центр знаний шумеров, город-университет. Именно в руинах Лагаша археологи обнаружили невероятный архив глиняных табличек с клинописью – более 20 тысяч экземпляров! Целая библиотека чудом уцелела и хранилась в земле более 4 тысяч лет. Таблички содержали в себе сведения практически обо всем, что знали шумеры. А знали они, как оказалось, немало… Но об этом чуть позже.
Глиняные таблички рассказывают нам о достижениях этой загадочной цивилизации, и чем больше их обнаруживается, тем более развитым народом представляются шумеры.
Жители Междуречья не только изобрели свою уникальную письменность, но и первыми стали пользоваться шестидесятеричной системой счисления. Эта система хотя и выглядит неудобной и громоздкой, позволяет перемножать огромные числа, вплоть до миллионов, высчитывать дроби, возводить в степень и извлекать корни. Она идеально подходит для геометрических вычислений: например, мы хорошо знакомы с делением круга на 360 градусов и тригонометрическими функциями. Исчисление времени у нас также шестидесятеричное: час делится на 60 минут, минута – на 60 секунд и так далее.
В царской библиотеке города Ниневии археологи обнаружили архив табличек с текстами ритуального и сакрального значения. Это были руководства для жрецов, описания ритуалов и таинственные формулы заклинаний, которыми пользовались шумерские служители культа. Несмотря на технологическое и научное развитие этого народа, религия, причем религия специфическая, продолжала играть главную роль в обществе.
Однако при этом шумеры пользовались достижениями своих ученых. Они отлично разбирались в астрономии и создавали стройные космогонические теории.
Шумеры считали, что анунаки перемещались на Землю со своей планеты и делились с людьми тайными знаниями. Они присутствовали на Земле в течение 120 оборотов Нибиру вокруг своей звезды, Солнца. То есть, судя по найденным табличкам, анунаки впервые высадились на нашу планету 432 тысячи лет назад. А затем, когда на Земле появились шумеры, напрямую вышли с ними на контакт.
Жители Месопотамии считали анунаков своими богами. Боги подарили шумерам знание об устройстве мира, о космосе, о Солнечной системе и о своей планете. И около ста тысяч лет назад инопланетяне начали использовать Землю в своих целях.
Арар был последним из рода жрецов. Он был уже старым. У него не было детей. Он обучал всему, что знал, сироту, мальчика шести лет из племени Быка. Всю его семью унесла тяжелая болезнь, но его, очевидно, сберегли небеса.
На холмы вокруг опустилась ночная прохлада, полумесяц вошел в зенит. Комнаты храма освещали лампады, наполненные бараньим жиром. Арар водил малыша по центральному залу, указывал на одну из каменных колонн с символами или фрагмент звездного неба в одном из окон, а малыш радостно повторял заученную им историю. Каждый символ изображал созвездие, животное и одно из поселений с окружающих гору холмов. Каждое созвездие – направление и время года. Мальчику предстояло еще многое выучить, но начинать нужно с основ.
Обнаружение храмового комплекса в Гёбекли-Тепе потрясло научный мир. Это открытие, сделанное немецкой археологической экспедицией под руководством профессора К. Шмидта, работавшей с 1996 по 2014 год на юго-западе Турции, перевернуло существовавшее до сих пор представление об истории человечества. Устройство и само наличие храма ставит вопросов больше, чем дает ответов.
Огромное культовое сооружение из каменных глыб весом около двадцати тонн. Точно ориентированное на север. Созданное в X тысячелетии до нашей эры, за 5000 лет до самых ранних датируемых мегалитических. В тот период, когда, как считалось, не могло быть и речи об организованном строительстве.
Гёбекли-Тепе – это огромное святилище. Археологи обнаружили три основных слоя эпохи неолита. В самом древнем найдены овальные или круглые постройки в виде огромных каменных колонн высотой до трех метров, которые соединялись стенами из необработанного камня. В центре такого круга также ставили колонны. Затем этот слой был засыпан, и поверх него, во втором слое, обнаружились четырехугольные залы, укрепленные полы из обожженного известняка, низкие каменные скамьи, установленные вдоль стен. А в третьем слое находились каменные колонны с искусно вырезанными на них фигурами животных и людей, а также загадочными знаками и узорами.
Камень для храмов Гёбекли-Тепе добывался в каменоломнях неподалеку. В них были обнаружены незаконченные колонны длиной 9 метров. Считается, что постройку этого храмового комплекса начали еще племена охотников-собирателей, а завершали уже земледельцы. И тут начинаются расхождения с официальной историей.
Строительство столь масштабного объекта требовало соответствующих затрат сил. Нужны были усилия не одной сотни людей, чтобы возвести из каменных глыб огромные конструкции, обработать камни и мастерски их украсить. Ученые полагают, что для того, чтобы изготовить колонну весом 10–20 тонн и доставить ее от каменоломни до места установки на расстояние менее одного километра, нужно было задействовать до 500 человек.
Строительство этого грандиозного храмового комплекса должно было растянуться не на один год. Каким образом человечество, которое, как считается, в то время было в состоянии разве что организованно охотиться на диких зверей, умудрилось скооперироваться и возвести сооружения, простоявшие не одну тысячу лет? И все это – раньше египетских и индейских пирамид, раньше дольменов и Стоунхенджа! И зачем понадобилось такое количество храмов?
Сегодня с уверенностью мы можем лишь описать комплекс Гёбекли-Тепе и перечислить версии ученых. Итак, изначально здесь было около двадцати круглых или овальных строений, определенным образом расположенных одно относительно другого. Для чего понадобилось строить двадцать далеко не маленьких храмов на одном и том же холме? Почему они все ориентированы в разные стороны?
Ученые из Университета Эдинбурга в 2017 году сообщили о завершении анализа символов на колоннах одного из храмов Гёбекли-Тепе. Они предположили, что символы, вырезанные в камне, обозначают звезды, созвездия и прочие небесные тела, расположенные в определенном порядке. Астрономы сопоставили положение этих символов с картой созвездий, отражающей их местоположение во времена создания комплекса. И пришли к удивительным выводам…
Около 10950 года до нашей эры, по их мнению, на Земле произошла страшная катастрофа. Видимо, наша планета столкнулась с кометой или огромным метеоритом, и это критически изменило и ее климат, и положение, и рельеф. Ученые полагают, что многочисленные рисунки людей без голов, которые можно найти на колоннах Гёбекли-Тепе, свидетельствуют о жертвах этой катастрофы.
До обнаружения этого комплекса историки были убеждены, что настолько сложные монументальные сооружения могут построить только высокоразвитые общества со сложной иерархической структурой. Они, как считается, начали появляться только с развитием землепашества. Однако Гёбекли-Тепе возник в эпоху, предшествовавшую аграрной революции. И именно здесь возникают три вопроса: как могли «недоразвитые» племена построить такие сооружения, справедливы ли наши представления о развитии человечества и кто все-таки построил все это?
Есть вероятность того, что Гёбекли-Тепе – это своего рода пропавшее звено, связующий переходный элемент между кочевниками, собирателями и охотниками и оседлыми земледельческими племенами.
– Через десять раз по десять десятков лет на землю упадет огромная звезда, – сообщил Верховный жрец.
– Но как это возможно?! – правитель вскочил на ноги. – Ведь звезды никогда не приближаются к нам!
– Так только кажется, потому что мы слишком далеко от них. Я всю жизнь наблюдаю за небесными телами, а они наблюдают за мной. И их ход неумолим – через годы и годы наша земля содрогнется, реки выйдут из берегов, упадут и вознесутся горы, из озера образуется море, а из моря – озеро, затонет великая земля и выплывет из-под воды другая суша. Настанет великий голод, холод и смерть.
На Кавказе дольмены распространены от Таманского полуострова по горным районам Краснодарского края до самой Абхазии, города Очамчира, а на север уходят вплоть до Адыгеи, долины реки Лаба и, вероятно, Ставрополья. Всего насчитывается около трех тысяч дольменов, а изучено из них не более 200.
По форме эти конструкции условно делятся на несколько типов. Самый простой – обычный или составной тип, который сооружался из нескольких цельных каменных плит, прислоненных одна к другой в виде того самого «домика».
Второй тип – составной, в котором одна и более стен делались из нескольких мелких плит.
Третий – корытообразные, вырубленные в большом камне или скале. Иногда их переворачивали вверх дном или накрывали одной большой плитой.
Очевидно, что для такого масштабного строительства нужен был труд не одного человека. Огромные каменные плиты следовало перетащить от места добычи, установить, обработать, соединить и украсить. Это труд не одного дня. Поэтому ученые задаются вопросом: как же это все было возможно?
Стенки дольменов тщательно подогнаны одна к другой и соединяются с помощью пазов. Если внешняя сторона стенок может быть грубо обработанной, то внутренняя всегда гладко отшлифована. Обычно в качестве материала использовался песчаник или известняк.
Камень для дольменов, как считается, брали из ближайших месторождений, благо на Кавказе и прилегающих территориях с этим все просто. Ученые полагают, что огромные плиты сначала откалывались с помощью вбитых в расщелины деревянных клиньев, которые смачивали водой. Разбухая, клинья расширяли трещины, и в конце концов становилось возможным отколоть огромный пласт камня.
Местные жители называют дольмены по-разному. У абхазов это слова «псаун» – дом души и «адамра», «ахатгун» – погребальный дом. У адыгов – «испун», дома для жизни в загробном мире, и «сырп-ун», дома карликов. Мегрелы называют дольмены «мдишкуде» – дома великанов или «одзавале» – вместилище костей. Русские называли эти сооружения чертовыми или богатырскими хатками.
Адыгейская легенда так говорит о происхождении дольменов. Когда-то жили племена карликов и великанов, которые враждовали между собой. Первые были могущественными колдунами, а вторые – охотниками. И карлики сумели перехитрить великанов и заставить их построить для себя дома. Так появились дольмены – жилища, в которые может пробраться только карлик.
Ученые выяснили, что около 70 % дольменов расположены на местах разломов земной коры. И предположили, что эти сооружения – некое пристанище силы, где происходят таинственные вещи.
Например, дольмены могли применяться для психогенного воздействия на человека. Подготовленный и обученный человек, шаман, входил в контакт с дольменом, впадал в транс и мог изрекать пророчества, проводить ритуалы, излечивать людей.
Вероятно, к дольменам совершали паломничества люди, которые хотели подпитаться энергией сооружений. И направленность дольмена на солнце и некоторые звезды может подтверждать эту версию. В определенный день при определенном расположении светил человек мог получить у дольмена некую силу, даже, вероятно, излечиться от болезни. В пользу этой версии говорит и то, что некоторые дольмены считаются исключительно «женскими» и, по легендам, помогают женщинам в делах материнства.
Человек в кожаных штанах и короткой куртке нараспашку верхом на коне несся по степи. Его длинные волосы, небрежно перехваченные шнурком, развевались за спиной. К седлу коня была приторочена небольшая сума. Всаднику нужно было двигаться на запад еще несколько дней и прибыть в белый город как можно скорее. Посланник боялся загнать коня, но известие было настолько важным, что именно от его скорости сейчас зависела жизнь сотен и сотен воинов.
Вестник еще раз мысленно повторил слова донесения. С латынью у него было неважно, но уж такое количество слов он был в состоянии сложить и запомнить: «Сдавайтесь! На ваши земли идет тот, кого вы же прозвали Бичом Божьим, и несет с собой божественный огненный меч, коим покарает всех, посмевших ему перечить! Согласие от вас должно прийти за дюжину дней! А если не придет, то вы узнаете на себе, какой он – гнев богов!»
Кем же была эта легендарная персона и что это за народ, взявшийся ниоткуда и в никуда исчезнувший, объединивший в одной империи столько разных народов? Кто такие гунны – и как с ними связаны русские?
Римские и византийские источники, по которым мы знаем об Аттиле, субъективны и пристрастны, как и все западные источники. Разумеется, они рисуют вождя гуннов как пугающего неотесанного дикаря с соответствующими манерами. «Был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился.
По словам Приска, Аттила был в быту неприхотлив, любил простые вещи. Ел из обычных деревянных мисок, хотя гостям приказывал подавать еду на серебряных блюдах. Золотых украшений не любил, носил простую одежду и был весьма скромен в жизни. Знал несколько языков, мог поддержать философскую беседу. Как-то не соотносится с рассказами историков о пышных пирушках с соблазнительными наложницами, от развлечений с одной из которых правитель якобы и сгинул… Действительно ли Аттила был кочевником?
У ученых есть на этот счет сомнения. И начинаются они уже с имени Аттилы. Одни считают, что оно происходит от тюркского Атиль – так называли Волгу, а значит, Аттила в переводе просто «волжанин». Другие доказывают, что происхождение имени надо искать в тюркском слове «атли» – «всадник» или «знаменитый». Третий вариант – от слова «ата» – «отец» или, в более широком значении, «глава».
– Режь!
Ритуальный нож занесся над горлом жертвы.
– Почему ты медлишь?!
Младший жрец наклонился и одним жестом острого кривого ножа полоснул по горлу обреченного. В подставленную чашу брызнула темная кровь.
Барабаны ускорили ритм, а облако дыма от кадилен накрыло постамент, жреца и жертву.
Государство ацтеков было весьма разнообразным по составу населявших его племен. Основу населения представляли горожане, идентифицировавшие себя именно как жителей своего города, а не государства в целом. Например, само название «теночка» характерно для жителей Теночтитлана, «тлателолька» – для проживавших в Тлателолько.
В то время, когда в Европе только пытались наладить хоть какие-то социальные отношения, ацтеки уже имели развитую государственную машину. Бюрократический аппарат создал единую систему сбора податей со всех жителей.
Для перемещения мытарей между городами была построена сеть удобных и безопасных дорог. Ими же пользовались путешественники, причем даже женщины могли безопасно путешествовать в одиночку. Последние новости разносили гонцы – ацтеки использовали письменность на основе логограмм.
При таком разнообразии социальной жизни и при тех огромных территориях, на которых раскинулась империя, лучшим средством, цементирующим социальный организм, всегда выступало нечто иррациональное. Религия и мифология, верования и легенды, внедряемые чьей-то умелой рукой и охраняемые мощным аппаратом жрецов-правителей, во многом определяли повседневную жизнь ацтеков.
Легенда гласит, что родина ацтеков – место под названием Ацтлан (отсюда происходит обобщающее название всего народа), расположенное к северу от Теночтитлана. Оно описывается как остров на озере, а дорога к нему якобы ведет через тьму и холод. Не может ли это, кстати, иносказательно говорить об условиях, царящих в открытом космосе? Некоторые исследователи связывают Ацтлан с мифической Атлантидой.
Основой религиозного культа ацтеков была кровь. Ее проливали обильно и часто. По свидетельствам испанских источников, некоторые из фестивалей сопровождались убийством десятков тысяч пленных.
Жертвоприношения совершались не только в честь уже упомянутого Уицилопочтли, богов в пантеоне было множество. При этом жертва именовалась «цветочная смерть», шочимики.
Интересно, что в жертву не обязательно приносились враги или рабы. Иногда это могли быть и добровольцы, желающие отдать свою силу и кровь богам. Хотя, конечно, чаще всего в этом качестве выступали захваченные во время войн и грабительских походов пленники. Остановимся подробнее на самом известном ритуале, в ходе которого Уицилопочтли получал кровь для дальнейшей борьбы с тьмой.
Ацтеки, на первый взгляд, без всякой практической необходимости возвели в Мезоамерике десятки пирамид. До наших дней дошли не все, но отлично сохранился огромный храмовый комплекс Темпло Майор (название испанское), центральная пирамида которого, в честь бога солнца и войны Уицилопочтли, возвышается на 60 метров. В комплекс входят и несколько пирамид поменьше, а также другие здания. Именно здесь было принесено в жертву огромное количество людей.
В связи с этим у всех исследователей древних цивилизаций возникает несколько вопросов. Почему одна и та же пирамидальная форма характерна для совершенно не связанных между собой культур в Азии, Африке, Центральной Америке? Может ли это быть простым совпадением или ацтеки, как и другие изолированные культуры, просто скопировали то, что видели? И как при том ограниченном техническом арсенале, которым обладали, по словам археологов, ацтеки, они могли строить такие сложные и крупные объекты? Или все же их возможности были не столь ограничены, как принято считать, а пирамиды служили каким-либо другим целям, не только ритуальным?
Ацтеки на момент прихода испанцев были весьма высокоразвитым народом. Они составили точный календарь, по которому высчитывали время начала сева и другие важные события. У них была система школьного образования. Об уровне развития медицины говорит то, что в их языке было огромное количество терминов для обозначения частей тела и внутренних органов. Эти же знания, к слову, использовались и в ходе кровавых ритуалов. На пике развития империи процветали поэзия и театральное искусство, строились поразительные архитектурные сооружения. В крупных городах проживало до сотен тысяч человек, которых надо было снабжать, – это говорит о развитии логистики и планирования. Ацтеки знали металл, развивались и другие ремесла.
Из всех памятников, дошедших до нас из глубин веков, самым необычным являются пирамиды и пирамидальные конструкции. Все в них притягивает к себе исследователей и просто любопытных. Удивляет тот факт, что найти их можно практически по всей Земле. Ведь они есть и в Латинской Америке, и в Африке, и в Азии, и даже в Крыму, где ученый Виталий Гох в 2011 году обнаружил, представьте себе, подземные пирамиды. Не меньшее удивление вызывает то, что построены они безо всякой видимой цели. Огромные ресурсы и трудозатраты были израсходованы практически впустую – или, возможно, мы просто не знаем намерений древних зодчих.
Вероятно, первыми среди европейцев о китайских уйгурских пирамидах узнали два торговца из Австралии. Один из них, Фред Майер Шрёдер, оставил довольно подробное описание самой крупной. Причем в дневнике Шрёдера упоминается, что о пирамидах он узнал от некого гуру из Монголии, Богдыхана. Тот якобы упоминал семь сооружений в провинции Сиань. И действительно, Шрёдер со своим коллегой Маманом обнаружил несколько крупных строений, в том числе и самую большую пирамиду, названную впоследствии Белой.
Хотя в описании купца полностью белой она не была. Каждая сторона гигантского пирамидального кургана соответствовала одной из сторон света с идеальной точностью и была, соответственно, черной (северная сторона), сине-зеленой (восточная), красной (южная) и белой (западная сторона). Невероятно, но факт: подробных представлений о «цветах» сторон света придерживались еще одни строители пирамид – майя.
Некоторые китайские ученые выдвигали гипотезы, что комплекс пирамид не что иное, как астрономическая лаборатория – точнее, то, что от нее осталось. Ведь в расположении и самой конструкции объектов заметна поразительная точность геометрических расчетов.
Уже упомянутый Хаусдорф опирался при написании своей книги на оккультное учение Елены Блаватской, считая, что пирамиды имеют внеземное происхождение и располагаются по углам четырех сторон света, которые якобы были вычислены одной из древних рас.
На внеземное происхождение указывает и древняя легенда, упомянутая выше, – о грохочущих драконах. В таком случае весь комплекс может быть также и чем-то вроде космодрома.
– Быстрее! У нас дюжина жертв! – в храм запыхавшись вбежал служка. Его заботой было размещать доставленных с поля боя жертв войны, которым не повезло: их не приняли боги, а оставили прозябать и дальше, во гневе сделав их калеками. Теперь им, жрецам, нужно было вымаливать у богов прощение за все эти бесполезные создания, а затем, если боги одобрят, возвращать их на поле боя.
– Все младшие жрецы – за ранеными! – скомандовал верховный жрец храма.