Тест – это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Формировать коммуникативные умения и навыки на уроках русского языка и литературы можно, используя различные виды тестов и тестовых заданий.
Форма теста признана в системе образования многих стран мира. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла.
Структурными компонентами теста являются: тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.
Тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения: Я использую тесты при проверке домашнего задания, при закреплении материала, на стадии контроля. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений.
Целью уроков гуманитарного цикла становится создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся через использование тестов на уроках русского языка и литературы. Реализация данной цели осуществляется через следующие задачи:
повысить эффективность урока, развивая мотивацию через использование тестов;
расширить возможности предъявления учебной информации за счёт использования тестов;
воспитывать у учащихся познавательную активность, используя возможности компьютера, Интернета;
создать условия для творческой деятельности учащихся на занятии.
Использование тестов на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы деятельности учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, позволяет экономить время. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование тестов воспитывает интерес к уроку; делает урок более интересным.
Известно, что надёжным средством повышения эффективности процесса обучения русскому языку в школе является усиление его коммуникативной направленности. "Главная роскошь на земле - роскошь человеческого общения", - мудро заметил когда-то А.Сент-Экзюпери. В наш век эти слова актуальны как никогда.
В последнее время к указанным измерителям прибавилось тестирование. Оно обеспечивает полноту охвата контролируемого объекта, демократичность процедуры, чистоту результата, объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку. Перечисленные достоинства тестирования в сумме перекрывают такие его слабые стороны, как невозможность обеспечить глубину проверки и избежать определённой доли угадывания ответов.
Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. Одним из главных достоинств тестов является их объективность и большое позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося.