Русское ударение - свободное, разноместное. Оно не прикреплено ни к определенному слогу слова, ни к какой-либо его морфологической части, как это сложилось в других языках. Кроме того, наше ударение подвижно - оно передвигается при изменении одного и того же слова на разные слоги: головА, гОлову, гОловы, голОв, головАм.
Такого рода подвижность ударения позволяет различать разные по значению, но одинаковые по звучанию слова: Атлас и атлАс, мУка и мукА, парИть и пАрить, харАктерный (своенравный, выразительный - харАктерная роль) и характЕрный (типичный), а также формы разных слов: дорОгой (от дорога) и дорогОй, плАчу (от плакать) и плачУ (от платить) и формы одного слова: не знаю этой странЫ и стрАны мира.
Гибкость ударения делает русский язык более выразительным и богатым, но эта особенность создает и большие трудности в выборе варианта, отвечающего общей норме.
Дело в том, что наше ударение представляет собой продукт ряда эпох. В нем отражаются закономерности, свойственные разным историческим периодам. Под влиянием вновь складывающихся тенденций развития литературного языка многие слова меняли и меняют ударения. При этом старые формы не сразу вытесняются из речи, а новые не сразу закрепляются, поэтому в каждый из периодов развития литературного языка существуют варианты ударения. И сегодня во многих словах наблюдаются колебания такого рода.
Проверьте себя на примерах, которые приводятся ниже.
Баржа, обух, тандем, тефтели, тутовник, петля, волнам, моста, строчит, скоблит, апартаменты, индустрия, фольга, строкам, ведомостей, отраслей, заплесневелый, кирзовый, экзальтированный, микроволновый, тотчас, судеб, феномен, хаос, угля; автозаводский или автозаводской, планер или планёр, стартер или стартёр, холеный или холёный?
ОТВЕТ
Некоторые из приведенных слов имеют двойное ударение: баржА и бАржа, обУх и Обух, тАндем и тандЕм, тЕфтели и тефтЕли, тУтовник и тутОвник, стрОчит и строчИт, скОблит и скоблИт, стАртер и стартёр, волнАм и вОлнам, мостА и мОста, петлЯ и пЕтля (при этом р. п. - пЕтли, пЕтель; д. п. - пЕтлям. Неправильно - петЕль, петлЯм).
В других случаях один из вариантов ударения является предпочтительным, а другой - допустимым, то есть менее желательным, но не ошибочным:
предпочтительный вариант
апартамЕнты
индустрИя
фольгА
строкАм (но: Не всякое лыко в стрОку)
ведомостЕй
Отраслей
заплЕсневелый
кИрзовый
экзальтирОванный
микровОлновый
тОтчас
сУдеб
автозавОдский
планёр
хОленый
допустимо
апартАменты
индУстрия
фОльга
стрОкам
вЕдомостей
отраслЕй
заплесневЕлый
кирзОвый
экзальтИрованный
микроволнОвый
тотчАс (главным образом в поэтической речи)
судЕб (устар. - волею судЕб)
судьбАми (Какими судьбами?)
автозаводскОй
плАнер
холёный
В некоторых случаях варианты ударения несут смысловые различия в словах. Например, если речь идет о человеке, выдающемся в каком-либо отношении, наряду с фенОмен допускается и употребление феномЕн. Но если это научный термин (феномен памяти), то только фенОомен. Аналогично и в слове хаос: хАос - в мифологии мировая стихия и хаОс - беспорядок, неразбериха. У угля тоже есть своя особенность: если это топливо, то возможно двоякое ударение - углЯ и Угля; если же имеется в виду кусок перегоревшего дерева, которым рисуют, - то Угля.
Мы привели лишь некоторые примеры колебания ударения. Таких слов в русском языке несколько тысяч. Это лишний раз подтверждает, что русский язык - язык живой, развивающийся. Только в мертвых языках нормы остаются законсервированными и жестко фиксированными.