Задачи
1. Придя в 6 веке на берега Днепра, славяне уже знали, что такое городская жизнь. Где и когда они к ней привыкли?
2. Почему славяне, заселившие в 6 веке Балканский полуостров, вскоре подчинились византийцам, а затем болгарам, а славяне, переселившиеся на Днепр, сами подчинили местных жителей?
3. На каких языках говорили народы — соседи славян, расселившихся по Днепру? Какие языки появились здесь позже?
4. На каких языках говорили жители Новгорода в 9 веке?
5. Какой торговый путь древнее: "из варяг в греки" или "из варяг в персы"?
6. Пути "из варяг в греки" и "из варяг в персы" были проложены купцами с юга. Почему же они называются "наоборот"?
Расцвет Киевской Руси
В середине 10 века в Киеве произошел государственный переворот: на смену "военной" (варяжской) партии к власти пришла "торговая" (христианская) партия, а вместо князя Игоря стала править Ольга, его вдова. Причина переворота — ряд военных неудач. Сначала князь проиграл очередную войну с Хазарией и обещал хазарам воевать с греками. Но поход на Царьград (Константинополь) закончился трагично: греки сожгли русский флот. Игорь остался почти без средств. Чтобы дружина не разбежалась, князь пытался взыскать с древлян повышенную дань, но они восстали и убили Игоря.
В итоге авторитет "варяжской" партии упал, и старейшины родов вместе с купцами-христианами поставили княгиней — за малолетством сыновей — Ольгу (славянку родом из Пскова). Новое правительство восстановило мир с Византией. Ольга отважилась и на более решительный шаг — отправилась в Константинополь и крестилась там. Крестным отцом княгини стал сам император Константин VII Багрянородный — он хотел превратить заморских "варваров" в надежных союзников. Так княгиня получила христианское имя Елена — вдобавок к своему скандинавскому имени Ольга (вещая, волшебная) и к своему первому имени, которого мы не знаем.
Русь в 12 веке
К концу 11 века города Киевской Руси достигли расцвета, но централизации страны не произошло. После Ярослава Мудрого в Киеве заметен лишь один выдающийся правитель — его внук Владимир Мономах (1113—1125 гг.). Он прославился успешной борьбой против половцев и малоуспешными попытками установить мир среди князей. "Виноваты" в княжеских усобицах были в основном горожане: быстрый расцвет ремесел и торговли побуждал жителей каждого города к экономическому и политическому обособлению. Отсюда распри и войны, которые велись в основном за контроль над торговыми путями и источниками сырья.
Постепенно Киев теряет свое могущество, поскольку с конца 11 века слабеет Византия и торговый путь по Днепру становится менее важным. Напротив, растет значение пути по Волге "из варяг в персы", так что расцветают северные города — Тверь, Ярославль, Суздаль, Ростов, Кострома. Сюда переселяются жители юга Руси, уставшие от половецких набегов. Они строят новые города и дают им старые имена: Переславль-Залесский (в честь южного Переяслава), Владимир на Клязьме (основан Владимиром Мономахом; прежде на юге был город Владимир-Волынский). Жители этих "целинных" земель вскоре начали смотреть на южных горожан как на чужаков.
Монголы и Золотая Орда
В конце 13 века кочевники Великой степи создали мощную военную державу, каких раньше в Степи не было и которая завоевала половину Евразии. Через полвека эта держава распалась на части: самый западный ее осколок — Золотая Орда сыграла в истории России такую же важную роль, какую играл в истории Киевской Руси Хазарский каганат (западный осколок Тюркского каганата).
В 12 веке в Степи кончилась очередная долгая засуха: зацвели травы, умножился скот, возросла численность кочевников. При этом "лишние люди длинной воли" не умещались в рамках родового строя. Они образовали орду — военно-демократическую общину во главе с выборным воеводой — ханом, — власть которого ограничивалась только общей волей воинов. Таким ханом племени монголов стал Тэмуджин (с титулом Чингисхан — Великий хан). Он возглавил соплеменников в борьбе с сильным племенем татар, которым покровительствовали тогдашние правители Китая — чжурчжбни (родом из Приамурья).
Русь в 14 веке
Этот век стал переломным в истории России. Монгольский удар 13 века разрушил киевско-владимирскую государственную традицию; русский народ распался и погряз в усобицах. К концу 14 века он воссоединился, создав Московское государство. Это была новая держава обновленного народа, связанная с Киевской Русью только культурной традицией. Напомним, что в Киевской Руси преобладало "двоеверие": люди поклонялись Христу, одновременно почитая языческих богов. В Московской Руси православие стало единственной государственной религией. Языческие имена исчезли из обихода, вытесненные библейскими и греческими. Роль церкви возросла: она активно помогала князьям противостоять Орде, принявшей ислам в начале 14 века. Куликовскую битву (1380 г.) можно считать первым в русской истории "крестовым походом" за независимость.
Характерно, что в этой битве под московским знаменем билось много крещеных татар: их предки по разным причинам бежали из Орды на Русь, приняли православие и сделались "своими людьми". Православная вера стала в Москве главным признаком, отличавшим "своих" от "чужих" (в Киеве "своими" считались те, кто владел русской речью).
Россия в 15 веке
Со времен Куликовской битвы до полного разгрома Золотой Орды прошло 100 лет. Огромный срок; чем он заполнен? Чего не хватало Московской Руси, чтобы сбросить иго сразу после победы над Мамаем?
Сравнивая события 1380 и 1480 годов, мы видим, что в 1480 году Москва уже имела большую профессиональную армию с хорошей полевой артиллерией, безупречной разведкой и опытными воеводами, так что до битвы дело не дошло. Хан Большой Орды Ахмет устал ждать, не нашел в русской обороне слабых мест (даже когда река Угра замерзла), не решился атаковать броды, защищенные пушками, и вдобавок узнал, что за время противостояния на Угре другая русская рать на ладьях спустилась по Волге и разгромила его столицу Сарай-Берке.
Итак, в 1480 году Москва полностью превзошла Орду в разведке, тактике, стратегии, военной технике и экономике (во время долгого "стояния" русская рать не голодала). Ясно, что для работы такой мощной военной машины необходим порядок в государстве: объединение всей страны, централизованная профессиональная администрация, упорядоченный суд и сбор налогов. Все это вместе называется абсолютизмом-, его формирование в России заняло весь век — с 1380 по 1480 год — и проходило в острой борьбе.
Россия в 16 веке
С распадом Золотой Орды Московская Русь сделалась великой державой. Но такой державе нужны новые государственные учреждения, а их не было. Первые шаги для их создания сделал Иван III. Он вырастил новый класс служилых людей — дьяков, позволил им достигать высших постов в Думе за личные заслуги, а также оформил новый свод законов — "Судебник". Но что делать дальше, Иван III и его сын Василий III не знали. В итоге первые учреждения нового типа — приказы (вроде нынешних министерств) появились только в 50-х годах 16 века.
Такая задержка была вызвана отсталостью всего русского общества. В течение двух веков борьбы с Ордой великорусский народ тратил почти все силы на эту борьбу и на сохранение своего культурного единства; после снятия этого пресса свободное развитие народного хозяйства шло хаотично. Понимание того, что этот процесс нужно регулировать, пришло не скоро, а изобретение подходящих форм регулирования тоже шло вразнобой, с крупными ошибками. Самой опасной из таких ошибок оказалась опричнина.
Смутное время в России
В начале 17 века в России произошла революция. Она была вызвана последствиями опричнины, ускорена трехлетним неурожаем и голодом и закончилась неудачно: почти все проблемы общества остались нерешенными. В течение столетия эти нерешенные проблемы вызывали новые восстания и попытки реформ. Оттого 17 век называют бунташным. Этот период закончился только после освоения русским обществом всех реформ Петра, в середине 18 века.
Борис Годунов принял тяжелое наследие Ивана Грозного. Опричный террор подорвал доверие народа к любым правителям, а самих правителей — друг к другу.
Усилилась новая бюрократия — дьяки, вершившие дела в столичных приказах, а на местах исполнявшие все решения воевод. Новая демократия (Земские соборы с выборными представителями горожан, местные органы самоуправления — губные старосты и др.) заглохла в эпоху террора и долгой неудачной Ливонской войны. Резко возросла роль помещиков — служилых дворян, составлявших ядро постоянной армии. Оторванные войной от хозяйства, они беднели и требовали от правителей увеличить традиционный оброк, который они собирали с крестьян. Фактически царское правительство разрешило им это и препятствовало переходу крестьян в Юрьев день. Так — без законов — начало оформляться крепостное право.
Россия в 17 веке
17 век называют бунташным. Бунташными, правда, были первые 20 лет (годы неудачной революции и преодоления последующей анархии) и вся вторая половина века, а 30 лет ушло на медленное возрождение разрушенного хозяйства. Россией правили тогда патриарх Филарет (Федор Никитич Романов), его сын царь Михаил и группа бояр. Внешнюю политику они вели осторожно. Войну за возвращение Смоленска пришлось прервать в 1634 году, поскольку она вызвала крестьянские восстания. Участие России в Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.) было пассивным: Филарет поставлял зерно Швеции, которая воевала с Польшей — главным противником России. За это шведы вернули России Новгород, но оставили себе все побережье Балтии. В 1620 году было запрещено плавание в Ледовитом океане, чтобы иностранцы не проникли в Сибирь вслед за русскими и не перехватили местную торговлю. Дальнейшее освоение Сибири шло в основном по суше и рекам.
1. Эпоха Петра Первого
Петр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Интересно сравнить его с другими не менее влиятельными монархами — Иваном III и Иваном IV. Все трое жили в критические эпохи и именно поэтому смогли оказать решающее влияние на судьбы страны. Но во всем остальном это совершенно разные люди.
Иван III считал, что жизнь народа и государства управляется мудростью Бога, так что понять ее человеческим умом нельзя. Поэтому правитель должен полагаться на естественный ход вещей, а сам вмешиваться в лишь тех случаях, когда неурядицы очевидны и ясно, как их исправить. При этом долг правителя — действовать продуманно и "соборно", то есть заранее обдумать и обсудить все возможные меры со своими помощниками, выбрать лучший план с учетом всех его последствий и убедить большинство людей в том, что этот план — наилучший. Тогда его воплощение не потребует чрезмерных усилий и успех обеспечен. Подобным образом Иван III правил более 40 лет, не совершив ни одной крупной и непоправимой ошибки.