Знаев

Урок биологии

Грамотеи

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Сила знаний

 

Задачи

1. Придя в 6 веке на берега Днепра, славяне уже знали, что такое городская жизнь. Где и когда они к ней привыкли?

2. Почему славяне, заселившие в 6 веке Балканский полуостров, вско­ре подчинились византийцам, а затем болгарам, а славяне, пересе­лившиеся на Днепр, сами подчинили местных жителей?

3. На каких языках говорили народы — соседи славян, расселивших­ся по Днепру? Какие языки появились здесь позже?

4. На каких языках говорили жители Новгорода в 9 веке?

5. Какой торговый путь древнее: "из варяг в греки" или "из варяг в персы"?

6. Пути "из варяг в греки" и "из варяг в персы" были проложены купцами с юга. Почему же они называются "наоборот"?

Подробнее...

 

Расцвет Киевской Руси

В середине 10 века в Киеве произошел государственный переворот: на смену "военной" (варяжской) партии к власти пришла "торговая" (христианская) партия, а вместо князя Игоря стала править Ольга, его вдова. Причина переворота — ряд военных неудач. Сначала князь проиграл очередную войну с Хазарией и обещал хазарам во­евать с греками. Но поход на Царьград (Константинополь) закончил­ся трагично: греки сожгли русский флот. Игорь остался почти без средств. Чтобы дружина не разбежалась, князь пытался взыскать с древлян повышенную дань, но они восстали и убили Игоря.

В итоге авторитет "варяжской" партии упал, и старейшины родов вместе с купцами-христианами поставили княгиней — за малолетст­вом сыновей — Ольгу (славянку родом из Пскова). Новое правитель­ство восстановило мир с Византией. Ольга отважилась и на более решительный шаг — отправилась в Константинополь и крестилась там. Крестным отцом княгини стал сам император Константин VII Багрянородный — он хотел превратить заморских "варваров" в на­дежных союзников. Так княгиня получила христианское имя Елена — вдобавок к своему скандинавскому имени Ольга (вещая, волшебная) и к своему первому имени, которого мы не знаем.

Подробнее...

 

Русь в 12 веке

К концу 11 века города Киевской Руси достигли расцвета, но центра­лизации страны не произошло. После Ярослава Мудрого в Киеве заметен лишь один выдающийся правитель — его внук Владимир Мономах (1113—1125 гг.). Он прославился успешной борьбой про­тив половцев и малоуспешными попытками установить мир среди князей. "Виноваты" в княжеских усобицах были в основном горожа­не: быстрый расцвет ремесел и торговли побуждал жителей каждого города к экономическому и политическому обособлению. Отсюда распри и войны, которые велись в основном за контроль над торго­выми путями и источниками сырья.

Постепенно Киев теряет свое могущество, поскольку с конца 11 века слабеет Византия и торговый путь по Днепру становится менее важным. Напротив, растет значение пути по Волге "из варяг в персы", так что расцветают северные города — Тверь, Ярославль, Суздаль, Ростов, Кострома. Сюда переселяются жители юга Руси, ус­тавшие от половецких набегов. Они строят новые города и дают им старые имена: Переславль-Залесский (в честь южного Переяслава), Владимир на Клязьме (основан Владимиром Мономахом; прежде на юге был город Владимир-Волынский). Жители этих "целинных" зе­мель вскоре начали смотреть на южных горожан как на чужаков.

Подробнее...

 

Монголы и Золотая Орда

В конце 13 века кочевники Великой степи создали мощную военную державу, каких раньше в Степи не было и которая завоевала полови­ну Евразии. Через полвека эта держава распалась на части: самый западный ее осколок — Золотая Орда сыграла в истории России такую же важную роль, какую играл в истории Киевской Руси Хазар­ский каганат (западный осколок Тюркского каганата).

В 12 веке в Степи кончилась очередная долгая засуха: зацвели травы, умножился скот, возросла численность кочевников. При этом "лишние люди длинной воли" не умещались в рамках родового строя. Они образовали орду — военно-демократическую общину во главе с выборным воеводой — ханом, — власть которого ограничивалась только общей волей воинов. Таким ханом племени монголов стал Тэмуджин (с титулом Чингисхан — Великий хан). Он возглавил соплеменников в борьбе с сильным племенем татар, которым пок­ровительствовали тогдашние правители Китая — чжурчжбни (родом из Приамурья).

Подробнее...

 

Русь в 14 веке

Этот век стал переломным в истории России. Монгольский удар 13 века разрушил киевско-владимирскую государственную традицию; русский народ распался и погряз в усобицах. К концу 14 века он воссоединился, создав Московское государство. Это была новая дер­жава обновленного народа, связанная с Киевской Русью только культурной традицией. Напомним, что в Киевской Руси преобладало "двоеверие": люди поклонялись Христу, одновременно почитая язы­ческих богов. В Московской Руси православие стало единственной государственной религией. Языческие имена исчезли из обихода, вытесненные библейскими и греческими. Роль церкви возросла: она активно помогала князьям противостоять Орде, принявшей ислам в начале 14 века. Куликовскую битву (1380 г.) можно считать первым в русской истории "крестовым походом" за независимость.

Характерно, что в этой битве под московским знаменем билось много крещеных татар: их предки по разным причинам бежали из Орды на Русь, приняли православие и сделались "своими людьми". Православная вера стала в Москве главным признаком, отличавшим "своих" от "чужих" (в Киеве "своими" считались те, кто владел рус­ской речью).

Подробнее...

 

Россия в 15 веке

Со времен Куликовской битвы до полного разгрома Золотой Орды про­шло 100 лет. Огромный срок; чем он заполнен? Чего не хватало Мос­ковской Руси, чтобы сбросить иго сразу после победы над Мамаем?

Сравнивая события 1380 и 1480 годов, мы видим, что в 1480 году Москва уже имела большую профессиональную армию с хорошей полевой артиллерией, безупречной разведкой и опытными воевода­ми, так что до битвы дело не дошло. Хан Большой Орды Ахмет устал ждать, не нашел в русской обороне слабых мест (даже когда река Угра замерзла), не решился атаковать броды, защищенные пушками, и вдобавок узнал, что за время противостояния на Угре другая рус­ская рать на ладьях спустилась по Волге и разгромила его столицу Сарай-Берке.

Итак, в 1480 году Москва полностью превзошла Орду в разведке, тактике, стратегии, военной технике и экономике (во время долгого "стояния" русская рать не голодала). Ясно, что для работы такой мощной военной машины необходим порядок в государстве: объеди­нение всей страны, централизованная профессиональная админис­трация, упорядоченный суд и сбор налогов. Все это вместе называется абсолютизмом-, его формирование в России заняло весь век — с 1380 по 1480 год — и проходило в острой борьбе.

Подробнее...

 

Россия в 16 веке

С распадом Золотой Орды Московская Русь сделалась великой дер­жавой. Но такой державе нужны новые государственные учреждения, а их не было. Первые шаги для их создания сделал Иван III. Он вырастил новый класс служилых людей — дьяков, позволил им до­стигать высших постов в Думе за личные заслуги, а также оформил новый свод законов — "Судебник". Но что делать дальше, Иван III и его сын Василий III не знали. В итоге первые учреждения нового типа — приказы (вроде нынешних министерств) появились только в 50-х годах 16 века.

Такая задержка была вызвана отсталостью всего русского общес­тва. В течение двух веков борьбы с Ордой великорусский народ тра­тил почти все силы на эту борьбу и на сохранение своего культурного единства; после снятия этого пресса свободное развитие народного хозяйства шло хаотично. Понимание того, что этот процесс нужно регулировать, пришло не скоро, а изобретение подходящих форм регулирования тоже шло вразнобой, с крупными ошибками. Самой опасной из таких ошибок оказалась опричнина.

Подробнее...

 

Смутное время в России

В начале 17 века в России произошла революция. Она была вызвана последствиями опричнины, ускорена трехлетним неурожаем и голо­дом и закончилась неудачно: почти все проблемы общества остались нерешенными. В течение столетия эти нерешенные проблемы вызы­вали новые восстания и попытки реформ. Оттого 17 век называют бунташным. Этот период закончился только после освоения рус­ским обществом всех реформ Петра, в середине 18 века.

Борис Годунов принял тяжелое наследие Ивана Грозного. Оприч­ный террор подорвал доверие народа к любым правителям, а самих правителей — друг к другу.

Усилилась новая бюрократия — дьяки, вершившие дела в сто­личных приказах, а на местах исполнявшие все решения воевод. Новая демократия (Земские соборы с выборными представителями горожан, местные органы самоуправления — губные старосты и др.) заглохла в эпоху террора и долгой неудачной Ливонской войны. Рез­ко возросла роль помещиков — служилых дворян, составлявших ядро постоянной армии. Оторванные войной от хозяйства, они беднели и требовали от правителей увеличить традиционный оброк, который они собирали с крестьян. Фактически царское правительство разре­шило им это и препятствовало переходу крестьян в Юрьев день. Так — без законов — начало оформляться крепостное право.

Подробнее...

Россия в 17 веке

17 век называют бунташным. Бунташными, правда, были первые 20 лет (годы неудачной революции и преодоления последующей анар­хии) и вся вторая половина века, а 30 лет ушло на медленное возро­ждение разрушенного хозяйства. Россией правили тогда патриарх Филарет (Федор Никитич Романов), его сын царь Михаил и группа бояр. Внешнюю политику они вели осторожно. Войну за возвраще­ние Смоленска пришлось прервать в 1634 году, поскольку она вызва­ла крестьянские восстания. Участие России в Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.) было пассивным: Филарет поставлял зерно Швеции, которая воевала с Польшей — главным противником России. За это шведы вернули России Новгород, но оставили себе все побережье Балтии. В 1620 году было запрещено плавание в Ледовитом океане, чтобы иностранцы не проникли в Сибирь вслед за русскими и не перехватили местную торговлю. Дальнейшее освоение Сибири шло в основном по суше и рекам.

Подробнее...

 

1. Эпоха Петра Первого

Петр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Интересно сравнить его с другими не менее влиятельными монархами — Иваном III и Иваном IV. Все трое жили в критические эпохи и именно поэтому смогли оказать решающее влияние на судьбы страны. Но во всем остальном это совершенно разные люди.

Иван III считал, что жизнь народа и государства управляется мудростью Бога, так что понять ее человеческим умом нельзя. Поэ­тому правитель должен полагаться на естественный ход вещей, а сам вмешиваться в лишь тех случаях, когда неурядицы очевидны и ясно, как их исправить. При этом долг правителя — действовать продуман­но и "соборно", то есть заранее обдумать и обсудить все возможные меры со своими помощниками, выбрать лучший план с учетом всех его последствий и убедить большинство людей в том, что этот план — наилучший. Тогда его воплощение не потребует чрезмерных уси­лий и успех обеспечен. Подобным образом Иван III правил более 40 лет, не совершив ни одной крупной и непоправимой ошибки.

Подробнее...

Поиск

Тетрадкин Град

Школярик

Поделиться

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru