№ 1
Назовите не менее трёх положений, характеризующих занятия восточных славян, и приведите не менее трёх названий орудий труда, которыми они пользовались.
№ 1
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Интересы развивающегося Древнерусского государства требовали отказа от язычества и введения монотеистической религии. Владимир Святославич встретился с представителями разных религий и говорил с ними о сущности их верований. В итоге Русь была крещена по Византийскому обряду.
№1
Раскройте причины государственной раздробленности Древней Руси (XII—XIII вв.). Укажите не менее трёх причин раздробленности. Назовите не менее двух крупнейших политических центров Древней Руси этого периода.
№1
Назовите не менее трёх причин побед монголов над русскими дружинами в XIII в. Приведите не менее трёх названий городов, разорённых в период нашествия Батыя на Русь.
№1
Назовите хронологические рамки четырёх основных этапов процесса объединения русских земель вокруг Москвы. Укажите по одному положению, характеризующему каждый из этих этапов.
№1
Назовите не менее трёх факторов, способствующих процессу объединения русских земель в XIV — начале XVI вв. Приведите не менее трёх имён князей, с которыми связан этот процесс.
№1
Период царствования Ивана IV Грозного известен жестокими казнями и произволом опричников царя. Но в то же время были проведены преобразования, которые способствовали утверждению законности, местного самоуправления, порядка в финансах, сословного представительства. Назовите не менее трёх таких преобразований и дайте краткое описание каждого из них.
№1
Назовите не менее трёх положений, раскрывающих содержание опричной политики Ивана Грозного. Укажите не менее трёх итогов и последствий опричнины.
№1
Первое десятилетие XVII в. вошло в историю России как время Смуты. Объясните, какие события дали основание историкам охарактеризовать этот период отечественной истории подобным образом (приведите не менее трёх объяснений).
№1
Назовите не менее трёх новых черт социально-экономического развития России в XVII в. Укажите не менее двух итогов развития экономики России в этот период.
№1
Назовите не менее трёх черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе страны к абсолютной монархии. Приведите не менее трёх положений Соборного уложения 1649 г.
№1
Назовите не менее трёх целей реформ Русской православной церкви в середине XVII в. Укажите не менее трёх последствий преобразований, проведённых патриархом Никоном.
№1
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале XVIII в. существовавшие в России приказы были заменены новыми органами власти.
№ 1
Назовите два основных направления внешней политики России в первой четверти XVIII в. Приведите не менее трёх событий, служащих примерами решения одной из задач этого направления, и укажите результат решения соответствующей внешнеполитической задачи.
№ 1
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1725 г. Пётр I скончался в страшных мучениях, не успев сделать распоряжение о передаче власти наследнику. Кто мог претендовать на признание его/её законным наследником императора? Перечислите не менее трёх претендентов на императорский трон. Укажите, кто занял престол. Назовите не менее двух причин утверждения на престоле этого претендента.
№1
В XVIII веке в России правили два великих императора — Пётр I и Екатерина II. Укажите, чем характеризовалось царствование Екатерины Великой (приведите три положения).
№ 1
Назовите не менее трёх народных выступлений, произошедших в XVIII в., и укажите их причины (не менее трёх).
№ 1
Назовите не менее двух направлений внутренней политики Александра I. Приведите не менее трёх примеров проведённых им реформ.
№1
Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в период царствования Александра I (1801—1825 гг.). Укажите не менее двух задач. Приведите примеры событий, иллюстрирующих решение одной из названных задач (не менее трёх примеров).
№ 1
Укажите основные положения, составляющие понятие «декабристы» (не менее двух). Назовите преобразования в сфере государственного управления, намеченные в программном документе одной из организаций декабристов (не менее трёх положений).
№1
Назовите не менее трёх основных направлений внутренней политики Николая I. Приведите не менее трёх примеров проведённых им реформ.
№ 1
Укажите не менее двух основных элементов, составляющих понятие «крестьянский вопрос» в первой половине XIX в. Назовите не менее трёх мероприятий, свидетельствовавших о попытках правительства решить крестьянский вопрос.
№ 1
Назовите не менее двух основных направлений (задач) внешней политики России в годы правления Николая I. Укажите не менее трёх причин и повод к Крымской войне.
№ 1
Крестьянская соседская община («мир») XVII—XIX вв. объединяла и сплачивала своих членов, в том числе и для защиты своих интересов в борьбе с феодалами-землевладельцами и властями; против них крестьяне всегда выступали совместно — «всем миром».
№1
Назовите две предпосылки для проведения «контрреформ» в 1880-е гг. Укажите не менее трёх итогов контрреформаторской деятельности Александра III.
№1
Назовите не менее трёх причин экономического подъёма в конце XIX в. Укажите не менее трёх особенностей развития экономики России в конце XIX в.
№1
Назовите не менее двух направлений общественного движения при Александре II. Укажите не менее трёх положений, раскрывающих политические цели (и способы их достижения) представителей любого из приведённых вами направлений.
№1
Назовите не менее трёх основных задач внешней политики России во второй половине XIX в. Приведите не менее трёх примеров внешнеполитических событий, относящихся к реализации указанных задач.
№ 1
Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на развитие русской культуры? (Приведите не менее двух положений.) Приведите не менее трёх примеров, подтверждающих это влияние.
№1
Определите не менее двух целей экономической политики С. Ю. Витте. Приведите не менее трёх примеров реализации этой экономической политики.
№1
Назовите две самые крупные общероссийские социалистические партии периода революции 1905—1907 гг. Приведите не менее трёх основных экономических требований, общих для этих партий.
№1
Назовите не менее трёх общественных классов или групп, принимавших участие в революции 1905—1907 гг. Приведите не менее двух требований, которые они предъявляли государственной власти.
№ 1
Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до крушения монархии. Приведите не менее трёх основных целей российского правительства, которые оно преследовало в одной из них.
№1
Назовите два органа революционной власти, образовавшиеся в феврале-марте 1917 г. Приведите не менее трёх причин Февральской революции.
№1
Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трёх положений, содержащихся в одном из них.
№1
Назовите две основные противоборствующие силы в Гражданской войне 1918—1920 гг. Приведите не менее трёх фамилий военачальников, представлявших одну из этих сил.
№1
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Весной 1921 г. было принято решение о замене продразвёрстки продналогом. Какие другие предложения о выходе из кризиса начала 1920-х гг. высказывались в этот период? Назовите не менее двух предложений. Объясните, почему понадобилось вносить радикальные изменения в экономический и политический курс. Укажите не менее трёх причин изменения курса.
№1
Назовите не менее трёх результатов внутрипартийной борьбы в середине 1920-х—1930-е гг. Укажите не менее трёх фамилий партийных руководителей, претендовавших на лидерство в партии в этот период.
№1
В чём заключались важнейшие достижения в промышленном развитии страны в 1930-е гг.? Приведите не менее трёх примеров. О каких проблемах (трудностях и негативных последствиях) индустриализации вам известно? Назовите не менее трёх проблем.
№1
Какие два проекта создания СССР существовали? Чей проект был положен в основу образования СССР? Назовите основное противоречие принятого проекта и реальности его осуществления.
№ 1
Назовите не менее трёх основных внешнеполитических задач, которые ставил перед СССР И. В. Сталин в 1939 г. Приведите не менее трёх примеров попыток военного или дипломатического решения этих задач в 1939-1940 гг.
№1
Назовите не менее трёх просчётов высшего руководства СССР в подготовке к Великой Отечественной войне. Укажите не менее двух последствий этих просчётов.
№ 1
Назовите не менее трёх вопросов, по которым велась экономическая дискуссия во второй половине 1940-х гг. Приведите не менее трёх итогов этой экономической дискуссии.
№1
Назовите основные черты общественно-политического развития СССР в 1945—1953 гг. Укажите не менее трёх черт. Приведите не менее трёх примеров их проявления в общественно-политической жизни страны в этот период.
№1
Назовите не менее трёх основных направлений внешней политики СССР в 1945—1953 гг. Приведите не менее трёх примеров проведения этой политики.