Теперь отправимся на дальний север и посмотрим, что там делается.
Сначала идут густые леса вековых лиственниц и елей, здесь среди них царит полумрак, и нет проходу солнечным лучам. Дальше пошли низкорослые, уродливые кустарники, беспорядочно разбросанные там и сям; еще дальше — почти одни лишь мхи да лишайники уныло оживляют бедную, умирающую природу. Наконец жизнь точно обрывается: перед нами открывается широкое, необозримое пространство, покрытое белоснежным ковром. Снег! Приютилась эта страна вечного снега у большого моря, такого же холодного, как и сама она. Огромные глыбы, целые ледяные горы причудливой формы и красоты плывут по воде.
А среди льдин — чудовище-великан. Это — кит, самое большое из всех живущих на белом свете животных: в длину он имеет 20-25 метров, а то и целых 30, а весит десятки тонн. Настоящий гигант! Как раскроет свою широченную пасть, в которой может свободно уместиться целая лодка, да заберет в себя несколько бочек воды, так только руками разведешь и никак не сообразишь, почему это говорят, будто он не может проглотить человека или какую-нибудь крупную рыбину.
А ведь это правда: человека ему не проглотить, потому что глотка у него маленькая, насилу кулак в нее просунешь. Приходится, пробавляться мелкой водяной тварью: рыбками, червяками да моллюсками-слизняками, которых он и истребляет целыми сотнями. Сила у кита непомерная: хлопнет по воде хвостом — подымется шум и волнение, и шум этот слышен иногда за несколько километров; начнет дышать и сопеть — из ноздрей вылетит целый фонтан водяных брызг, фонтан высотой в несколько метров виден издали; ударит хвостом по большой лодке, в которой сидят люди — мигом перевернет ее вверх дном, а то и разобьет вдребезги. Да, любопытное млекопитающее! Млекопитающее, а не рыба, как думают часто про кита: ведь самка кита, точно так же как и любая корова, лошадь пли собака, рождает живых детенышей и кормит их своим молоком, пока они не подрастут и не станут самостоятельно добывать себе пропитание.
Впрочем, в стране вечных снегов и стужи есть нечто более интересное. Что это? На одной из плавучих льдин копошатся неповоротливые увальни. Ба! Да это медведи! Обхватили они какого-то несуразного с виду зверя и стараются его не выпустить. Держи, Михайло, держи крепче, а то нырнет тюлень под лед, и пропала тогда твоя добыча!
Однако на случай такой неудачи медведю нечего особенно печалиться: вон какой белой шкурой наделила его судьба, совсем как снег. Спрячется он за льдиной — не то что тюлень, а и сам человек не скоро разглядит его и отличит от снежной глыбы. Да, легко ему спрятаться от человека, охотника до его белой пушистой шкуры, легко остаться незамеченным и для тюленя, до которого он сам большой охотник.
Здесь на дальнем севере, в тундре, некоторые другие животные тоже белые, так что и их не скоро разглядишь среди снега. Вот по снегу скачут зайцы. Совсем снежные шары! Хорошо, что двигаются: видно, что живые, а то трудно было бы и распознать их. А вон и снежный подорожник. Тоже так слился со снего, что трудно разглядеть его белому соколу, который до этих птиц большой охотник.
Стоит подорожнику присесть смирно где-нибудь за снежной кочкой, и сокол, не заметив его, пролетит мимо. К счастью сокола, он сам тоже же белый: налетит вдруг снежным комом откуда-нибудь незаметно, тогда подорожника поминай как звали. Легко подорожнику укрыться от хищника, но так же легко и соколу остаться невидимым для добыли.
Впрочем, зачем ходить, в страну снежных ковров и вечной стужи, когда и ближе можно найти немало таких животных, которые окрашены под цвет окружающей среды.
В голых степях с их серовато-желтой глинистой почвой, усеянной множеством камней такого же цвета, всяких животных можно здесь встретить: и ящериц, и змей различных, и маленьких зверьков, и птиц разноперых. В какой же цвет они окрашены? Да в такой же самый, как те голые степи, где они живут, и камни, за которыми они скрываются от своих врагов и выслеживают себе добычу. Чешуя у змей и ящериц, живущих тут, серовато-желтого или желтовато-грязного цвета. Перья на спине у многих птиц (например, у жаворонков), живущих в степях, цветом своим очень напоминают цвет песчаной почвы. Летит над такой степью ястреб или коршун, выслеживает добычу своим зорким глазом и, понятно, схватит ту жертву, которая лучше видна с высоты среди кочек и камней, ту, которая цветом своей чешуи или перьев меньше всего подходит под цвет этих кочек и камней
Скрывайся, кто как может!
Выйдем летом в поле, покрытое молодой травой. Жизнь кипит здесь, и множество различных звуков сливается в разноголосый нестройный хор. Это кузнецы-музыканты и сверчки-певуны затянули свои веселые летние песни и стараются перещеголять друг друга. Поймаем-ка одного из этих надоедливых крикунов. Смотрите, какой он зелененый, совсем под цвет травы, на которой он только что сидел. Вот и другой — этот позеленее и с желтеньким брюшком. Там третий — посветлее, с крапинками на крыльях. Но ведь не все же, наконец, кузнечики зеленые? Да, не все, но тут, в зевком траве, многие таковы. И как удобно им быть зелеными: в то время как кузнечики и сверчки другой масти, например, серо-желтые, светло-коричневые и т. п., то и дело попадают в клюв различным птицам, зеленые совершенно сливаются с травой.
Приглядитесь повнимательнее к стволам и ветвям деревьев в лесу или в саду, и вы наверное увидите много различных жуков и букашек, которые цветом своих крыльев подходят под цвет коры этих деревьев. Иные так просто до смешного, словно нарочно, подражают цвету коры: если она светло-коричневая с темными крапинками, то и у насекомых крылышки так же окрашены. На что же им все это? Да затем же, зачем и кузнечикам их зеленый костюм, скрывающий их в траве от птиц. Много таких жучков водится на свете, и рассказывать о них пришлосьбы слишком долго.
Вот разве о долгоносиках рассказать поговориь немного. Эти небольшие жучки, названные долгоносиками, или слониками, потому что головки их вытянуты вперед наподобие хоботка, причиняют иногда много бед деревьям, на которых они поселялись. Что же они делают? Одни из них взбираются на деревья, которые только что начинают распускаться, заползают в почки и откладывают там яички; проходит неделя-другая, из этих яичек выползают маленькие червячки (личинки долгоносиков), которые с жадностью начинают поедать почки. Другие ищут себе пищи понежнее: молодые почки деревьев им не по вкусу, и потому они пробираются в цветочные почки, то есть в такие почки, из которых должны вот-вот распуститься цветы. Тут, внутри цветочных почек яблони или груши, они откладывают свои яички, из которых, как и следует ожидать, в скором времени вылупляются червячки. Червячкам надо есть, ну, а пища у них тут же под руками; они принимаются за бутоны цветов, объедают, и бедная яблоня или груша остается совсем без плодов. Третья порода долгоносиков не довольствуется и цветочными почками. Эти уж совершенные лакомки: им подавай свежий, наливающийся плод или ягоду — вот куда отложат они свои яички.
Вылезшая из яичек детвора мигом принимается за плоды, которые от этого часто не дозревают и портятся.
Словом, крохотные долгоносики, как видите,— порядочная дрянь, и остается только пожалеть о том, что они так ловко скрываются от глаз насекомоядных птиц. Цвет их тела как нельзя лучше подходит под цвет коры деревьев, на которых они охотнее всего расселяются: птицы плохо различают их на коре и потому только немногие становятся их жертвами.
Кто видел зайца или куропатку, тот знает, какого они цвета. Куропатка живет вместе с другими куропатками, по большей части, среди скал, покрытых лишайником. Цвет ее перьев повторяет цвет камней и лишайников. Однако с наступлением зимы снег точно белым саваном накрывает землю. А что же наша куропатка? Она меняет свой темный костюм на совершенно бедый. Иной раз пройдешь мимо десятка таких белых куропаток, расположившихся преспокойно на снегу, и не заметишь их.
То же можно сказать и про некоторых зайцев: с наступлением первых холодов они становятся белыми и делаются похожи на тех зайцев, которых мы с вами уже встречали в белоснежных полях далекого севера, где даже такая птица, как сова, которой на роду написано носить мрачное одеяние, и та белого цвета.
Что же увидим мы, если из далекого севера перенесемся в жаркие страны земли, туда, где царит вечная весна, где деревья не сбрасывают с себя своего роскошного зеленого наряда, где жизнь не замирает ни на одно мгновение? Здесь, в темно-зеленой листве прекрасных деревьев, скрывается множество птиц, одетых в самые яркие и блестящие наряды: вот рубиново красные и изумрудно-зеленые птицы-мухи (колибри) легко перепархивают с цветка на цветок, вот забавные говоруны-попугаи, щеголяющие друг перед другом своим пышным оперением. И между тем, если присмотреться повнимательнее ко всем этим птицам, станет заметно, что в их оперении преобладает зеленый цвет; мало этого, тут есть много птиц совершенно зеленых. И как же может быть иначе? Ведь именно зеленый цвет скрывает их, живущих среди вечной зелени, от злых глаз ненасытных хищников.
Но оставим пернатое царство и перенесемся с деревьев на землю.
Здесь, среди густой травы, ползают зеленые змеи, тихо и незаметно подкрадываясь к маленьким гнездышкам, из которых доносится только что вылупившихся птенцов; здесь быстро шныряют во все стороны зеленые ящерицы; здесь несчетное количество зеленых жуков, кузнечиков, пауков суетливо копошится, прыгает и скачет в траве. Разглядывая этих обитателей вечно зеленого леса, мы нечаянно задели одну из ветвей дерева, и с нее свалилась на землю небольшая зеленая-презеленая лягушка, свалилась и затерялась в зелени.
Да, как видите, окраска различных животных и насекомых играет в их жизни огромную роль: одни представители фауны стараются приобрести такое одеяние, чтобы стать незаметными в снегу, в траве, среди ярких цветов, земляных кочек и камней и не попасться на глаза выслеживающим их хищникам; другие, выбирая свой наряд, то скромный, то пышный, стремятся оставаться невидимыми для намеченной жертвы. Конечно, не все животные непременно окрашены под цвет тех мест, где им приходится проводить свою жизнь. Не все, но многие: одни — больше, другие — меньше, одни — удачнее, другие — менее удачно.
Почему же природа так несправедлива к некоторым своим детям Почему для одних она является заботливой и любящей матерью, а для других — злою, беспечною мачехой? Откуда взялись все эти белые медведи, белые зайцы, соколы и подорожники, живущие на бескрайних снежных просторах? Как и когда появились зеленые ящерицы, птицы и насекомые, так часто встречающиеся в жарких странах земли? Обо всем этом мы побеседуем дальше.